ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Генеральная прокуратура Республики Казахстан
Содержание
За последние 3 года в Казахстане с участием гражданского сообщества принято несколько планов действий, программ развития в области прав человека. Так, в июне 2021 года Президентом страны Токаевым К.К. утвержден План первоочередных мер в области прав человека.
В нем предусмотрено обеспечение прав на свободу объединений, выражение мнения, прав инвалидов, жертв торговли людьми, ликвидация дискриминации в отношении женщин.
Закреплены меры по обеспечению прав человека в области уголовного правосудия, предупреждению пыток и жестокого обращения, а также повышению эффективности взаимодействия с неправительственными организациями.
В октябре 2021 года в ходе 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Республика Казахстан избрана членом Совета по правам человека ООН на 2022-2024 годы.
Избрание нашей страны в главный правозащитный орган всемирной организации является признанием ее роли в качестве активного и ответственного участника процесса продвижения международных норм и стандартов в области защиты прав и свобод человека.
Согласно рейтингу Индекса верховенства права, за 2022 год Казахстан занимает 65-е место из 140 стран, прибавив одну позицию по сравнению с прошлым годом.
По отдельным позициям Казахстан входит в число 50-ти стран мира. Так, в категории «Порядок и безопасность» Казахстан занимает – 42-е место из 140 стран, опередив Францию, Португалию, Италию, Грецию, Болгарию. По рейтингу «Гражданское правосудие» – 43-е место.
В сравнении с 2021 годом по 3-м позициям наша страна шагнула вперед – «Основные права» (+7), «Уголовное правосудие» (+6) и «Ограничение государственной власти» (+2). В региональном рейтинге (страны Восточной Европы и Центральной Азии) Казахстан занимает 4-е место по Индексу верховенства права.
Казахстан провел серьезную работу по модернизации и повышению доверия к судебной системе. Среди прочего, были приняты новые редакции базовых законов, новый Кодекс судейской этики, Положение о Судебном жюри, были введены нормы об оценке профессиональной деятельности судьи.
Создан специальный орган – Комиссия по качеству правосудия, осуществляющая оценку профессиональной деятельности судьи с применением HR-инструментов, признанных в ведущих странах.
Приняты меры по упрощению судопроизводства, повышению его оперативности, автоматизации деятельности судов с целью повышения доступа к правосудию и прозрачности судебной системы.
Таким образом, созданы необходимые условия для отправления правосудия и недопущения осуждения невиновных лиц.
Так, если в 2015 году судами Казахстана оправдывалось лишь порядка 70 лиц, то за последние три года эта цифра в среднем составляет порядка 200 человек (2020г. - 181, 2021г. - 208, 2022г. - 194).
В период 2020-2022 годы по протестам Генерального Прокурора Республики Казахстан Верховным Судом страны полностью оправдано 75 лиц (2020-12, 2021-40, 2022-23).
Казахстан является участником более 70 многосторонних универсальных договоров в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и 8 правозащитных конвенций Организации Объединенных Наций.
Учитывая эти факторы, а также предоставляемые Казахстаном гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства, защиты прав и свобод экстрадируемых лиц, иностранные государства, в том числе Европейского Союза принимают решения о выдаче Казахстану скрывающихся от правосудия лиц.
За 2020-2023 годы 16 государствами Европы, в том числе Испанией, Молдовой, Черногорией, Германией, Украиной (в 2023г.), Польшей (в 2023г.) и Швецией (в 2023г.) приняты решения о выдаче Казахстану 146 разыскиваемых лиц по подозрению в совершении противоправных деяний.
При этом, с Черногорией, Германией, Польшей и Швецией у Казахстана нет договоров о выдаче (экстрадиции) и эти страны выдали преступников на принципах взаимности, тем самым подтвердив безусловное доверие, как к ответственному субъекту международных отношений, так и правовой системе и правосудию Казахстана.
С 2002 года в Казахстане создан институт Уполномоченного по правам человека.
При Омбудсмене действует Национальный центр по правам человека.
5 ноября 2022 года с принятием Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан» закреплен его конституционный статус, расширены полномочия, гарантии независимости и его не подотчетности государственным органам и должностным лицам.
«Прогресс, который мы видим в Казахстане за последние 30 лет, может стать примером для других стран в развитии института омбудсмена…», - отметила Микаэла Фриберг Стори, Постоянный координатор ООН в Казахстане на встрече с Уполномоченным по правам человека 10 декабря 2022 года.
Посетивший Казахстан в марте 2023 года с рабочим визитом Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк высоко оценил проводимые в Казахстане реформы, в том числе создание Конституционного суда и укрепление офиса Уполномоченного по правам человека, поправки по вопросам противодействия пыткам, а также полную отмену смертной казни.
«Я следил за происходящими в Вашей стране событиями в течение последнего года. С нашей точки зрения, очень важно, что защита прав граждан является неотъемлемой частью реформ, потому что речь идет о будущем страны».
«Казахстан унаследовал сложную историю, но очевидно, что в этой стране есть стремление к реформам и модернизации».
«Я рад посетить Казахстан в этот юбилейный год празднования 75-летия Всеобщей декларации прав человека. Я вижу в Казахстане открытость, которой не было здесь в течение многих лет», - сказал Верховный комиссар.
Неприкосновенность достоинства человека гарантирована Конституцией Республики Казахстан.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 17 Конституции Республики Казахстан).
В 1998 году наша страна присоединилась к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В ноябре 2005 года Республикой Казахстан ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, в 2008 году – Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Таким образом, Казахстан ратифицировал целый ряд международных актов, в каждом из которых содержатся нормы, направленные на реализацию права не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Казахстан, являясь их участником, взял на себя обязательства по предоставлению отчетов о принимаемых мерах в этой сфере.
С 2014 года в Казахстане создан институт национального превентивного механизма (далее – НПМ) по предупреждению пыток и
жестокого обращения.
Функционально НПМ полностью независим от органов всех ветвей власти и незаконное вмешательство в деятельность его участников запрещено законом.
Участники НПМ имеют доступ в пенитенциарные учреждения в любое время и могут получать информацию об условиях содержания осужденных, проводить с ними беседы без свидетелей.
Обращения осужденных, адресованные в государственные органы, Уполномоченному по правам человека контролю не подлежат и не позднее одних суток направляются адресату.
Мандат НПМ по мониторингу превенции пыток и жестокого обращения распространяется и на медицинские организации для принудительного лечения и специальные учреждения, в т.ч. для детей.
В целом, с 2014 по 2022 годы количество охватываемых НПМ учреждений увеличилось с 400 до 3434.
За последние 3 года участниками НПМ проведено 1529 посещений, по результатам которых в адрес подмандатных учреждений и организаций внесены рекомендации по улучшению условий содержания лиц, находящихся в изоляции, в т.ч. по повышению качества медицинского обслуживания, питания и предупреждению пыток и жестокого обращения.
В 2021 году создан Научно-образовательный центр по реализации «Правил Нельсона Манделы», одно из первых специализированных образовательных учреждений в Центральноазиатском регионе, осуществляющих онлайн-обучение по международным стандартам условий содержания осужденных.
За 2020-2022 годы курсы успешно завершили более 3,5 тыс. сотрудников пенитенциарных учреждений, а также представители правозащитных организаций и НПМ.
В 2002 году пытки выделены в отдельную статью Уголовного кодекса, а с 2011 года закреплены в Главе преступлений против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина.
Законодательно введен запрет на освобождение от уголовной ответственности за пытки вследствие акта амнистии или сроков давности, а также в связи с деятельным раскаянием и примирением сторон.
17 марта 2023 года Президентом страны подписан Закон по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
Данный закон стал продолжением последовательных шагов Казахстана по искоренению пыток и других форм жестокого обращения, имплементации международных норм по данным вопросам в национальное законодательство, расширению прав осужденных.
Законом введена ответственность за жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, ужесточена уголовная ответственность за пытки. К лицам, осужденным за пытки, не применяется условное осуждение.
Введено понятие лица, выступающего в официальном качестве, которое не подпадает под определение должностного лица или представителя власти, но обладает распорядительными полномочиями.
При тяжелом заболевании осужденным будет предоставлено право на отсрочку, то есть у них появится возможность получения оперативного лечения в гражданских медицинских учреждениях.
С 1 января 2023 года только прокуратура может расследовать уголовные дела о пытках.
Назначение одного беспристрастного органа по расследованию таких дел исключит какую-либо корпоративность со стороны органов уголовного преследования в отношении своих сотрудников (ранее дела расследовались антикоррупционной службой, управлениями собственной безопасности полиции).
В системе исполнения наказаний активно внедряется цифровизация («сплошное видеонаблюдение», терминалы электронных обращений), которая выступает дополнительным инструментом обеспечения соблюдения прав задержанных и осужденных.
В настоящее время в следственных органах функционирует порядка 22 000 камер видеонаблюдения. Завершены работы по установке системы сплошного видеонаблюдения в 52 из 79 учреждений уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, Казахстаном последовательно принимаются меры по реализации рекомендаций международных и национальных организаций в области защиты прав и свобод человека.
3.1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Республики Казахстан (далее – Конституция) и признанными республикой нормами международного права.
Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования (п. 2 статьи 16 Конституции). Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения (п. 2 статьи 16 Конституции).
Действуют презумпция невиновности (п.3 ст. 77 Конституции), запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение и другие нормы, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного процесса.
Следует отметить, что международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет перед ее законами (пункт 3 статьи 4 Конституции).
Более того, положения международных договоров, не требующие издания законов для применения, действуют в Республике Казахстан непосредственно.
3.2. Основные законы уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права.
3.2.1. Уголовно-процессуальный кодекс от 4 июля 2014 года (далее – УПК)
УПК на основе норм Конституции и признанных республикой международных договоров детально регламентирует порядок охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам.
Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.
3.2.2. Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее – УК) от 3 июля 2014 года
УК — основной и единственный источник уголовного права Казахстана, устанавливавший преступность и наказуемость деяний на территории Казахстана.
Задачами УК являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение уголовных правонарушений.
3.2.3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (далее – УИК)
УИК устанавливает порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
Задачами УИК являются:
1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания
наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
2) определение средств исправления осужденных;
3) охрана прав и свобод осужденных;
4) оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
Согласно пункту 2 статьи 13 Конституции каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.
Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.
Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года.
Раздел 7 УПК определяет подсудность уголовных дел по уголовным делам.
1) Районные и приравненные к ним суды действуют в качестве суда первой инстанции. Районному и приравненному к нему суду подсудны все уголовные дела, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности специализированных судов, если их подсудность в случаях, предусмотренных УПК, не была изменена. Специализированные суды рассматривают дела по особо тяжким преступлениям, в отношении несовершеннолетних и военнослужащих.
На досудебной стадии уголовного процесса специализированные следственные суды, специализированные межрайонные следственные суды рассматривают жалобы на решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора, осуществляющего надзор за законностью оперативно розыскной деятельности, досудебного расследования, санкционируют процессуальные действия в случаях, предусмотренных УПК, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные УПК.
2) Областной и приравненный к нему суд действует в качестве суда апелляционной инстанции. В апелляционном порядке областной и приравненный к нему суд рассматривает дела по апелляционным (частным) жалобам, ходатайствам прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления судов первой инстанции.
3) В кассационном порядке Верховный Суд рассматривает дела по ходатайствам на вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные судами первой инстанции, после их рассмотрения в апелляционной инстанции, протестам прокурора, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции, защиты граждан.
Конституционный суд
Согласно Раздела VI Конституции, а также Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года Конституционный Суд Республики Казахстан обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.
Конституционный суд начал свою работу с 1 января 2023 года для усиления механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Человек и гражданин имеют право напрямую обратиться в Конституционный Суд с заявлениями о признании незаконными норм, которые, по их мнению, противоречат принципам Основного закона страны.
При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от граждан, организаций, государственных органов, должностных лиц.