Меню

Страницы

Статья

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

Содержание

  1. Права человека в Республике Казахстан (далее – Казахстан)
  2. Меры и система предотвращения пыток в Казахстане
  3. Конституционное регулирование уголовного процесса.
    Основные законы уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права
  4. Структура уголовных судов Казахстана. Система
    апелляций и кассаций. Конституционный суд

 

  1. Соблюдение прав человека в Казахстане 

За последние 3 года в Казахстане с участием гражданского сообщества принято несколько планов действий, программ развития в области прав человека. Так, в июне 2021 года Президентом страны Токаевым К.К. утвержден План первоочередных мер в области прав человека.

В нем предусмотрено обеспечение прав на свободу объединений, выражение мнения, прав инвалидов, жертв торговли людьми, ликвидация дискриминации в отношении женщин.

Закреплены меры по обеспечению прав человека в области уголовного правосудия, предупреждению пыток и жестокого обращения, а также повышению эффективности взаимодействия с неправительственными организациями.

В октябре 2021 года в ходе 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Республика Казахстан избрана членом Совета по правам человека ООН на 2022-2024 годы.

Избрание нашей страны в главный правозащитный орган всемирной организации является признанием ее роли в качестве активного и ответственного участника процесса продвижения международных норм и стандартов в области защиты прав и свобод человека.

Согласно рейтингу Индекса верховенства права, за 2022 год Казахстан занимает 65-е место из 140 стран, прибавив одну позицию по сравнению с прошлым годом.

По отдельным позициям Казахстан входит в число 50-ти стран мира. Так, в категории «Порядок и безопасность» Казахстан занимает – 42-е место из 140 стран, опередив Францию, Португалию, Италию, Грецию, Болгарию. По рейтингу «Гражданское правосудие» – 43-е место.

В сравнении с 2021 годом по 3-м позициям наша страна шагнула вперед – «Основные права» (+7), «Уголовное правосудие» (+6) и «Ограничение государственной власти» (+2). В региональном рейтинге (страны Восточной Европы и Центральной Азии) Казахстан занимает 4-е место по Индексу верховенства права.

Казахстан провел серьезную работу по модернизации и повышению доверия к судебной системе. Среди прочего, были приняты новые редакции базовых законов, новый Кодекс судейской этики, Положение о Судебном жюри, были введены нормы об оценке профессиональной деятельности судьи.

Создан специальный орган – Комиссия по качеству правосудия, осуществляющая оценку профессиональной деятельности судьи с применением HR-инструментов, признанных в ведущих странах.

Приняты меры по упрощению судопроизводства, повышению его оперативности, автоматизации деятельности судов с целью повышения доступа к правосудию и прозрачности судебной системы.

Таким образом, созданы необходимые условия для отправления правосудия и недопущения осуждения невиновных лиц.

Так, если в 2015 году судами Казахстана оправдывалось лишь порядка 70 лиц, то за последние три года эта цифра в среднем составляет порядка 200 человек (2020г. - 181, 2021г. - 208, 2022г. - 194).

В период 2020-2022 годы по протестам Генерального Прокурора Республики Казахстан Верховным Судом страны полностью оправдано 75 лиц (2020-12, 2021-40, 2022-23).

Казахстан является участником более 70 многосторонних универсальных договоров в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и 8 правозащитных конвенций Организации Объединенных Наций.

Учитывая эти факторы, а также предоставляемые Казахстаном гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства, защиты прав и свобод экстрадируемых лиц, иностранные государства, в том числе Европейского Союза принимают решения о выдаче Казахстану скрывающихся от правосудия лиц.

За 2020-2023 годы 16 государствами Европы, в том числе Испанией, Молдовой, Черногорией, Германией, Украиной (в 2023г.), Польшей (в 2023г.) и Швецией (в 2023г.) приняты решения о выдаче Казахстану 146 разыскиваемых лиц по подозрению в совершении противоправных деяний.

При этом, с Черногорией, Германией, Польшей и Швецией у Казахстана нет договоров о выдаче (экстрадиции) и эти страны выдали преступников на принципах взаимности, тем самым подтвердив безусловное доверие, как к ответственному субъекту международных отношений, так и правовой системе и правосудию Казахстана.

С 2002 года в Казахстане создан институт Уполномоченного по правам человека.

При Омбудсмене действует Национальный центр по правам человека.

5 ноября 2022 года с принятием Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан» закреплен его конституционный статус, расширены полномочия, гарантии независимости и его не подотчетности государственным органам и должностным лицам.

«Прогресс, который мы видим в Казахстане за последние 30 лет, может стать примером для других стран в развитии института омбудсмена…», - отметила Микаэла Фриберг Стори, Постоянный координатор ООН в Казахстане на встрече с Уполномоченным по правам человека 10 декабря 2022 года.

Посетивший Казахстан в марте 2023 года с рабочим визитом Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк высоко оценил проводимые в Казахстане реформы, в том числе создание Конституционного суда и укрепление офиса Уполномоченного по правам человека, поправки по вопросам противодействия пыткам, а также полную отмену смертной казни.

«Я следил за происходящими в Вашей стране событиями в течение последнего года. С нашей точки зрения, очень важно, что защита прав граждан является неотъемлемой частью реформ, потому что речь идет о будущем страны».

«Казахстан унаследовал сложную историю, но очевидно, что в этой стране есть стремление к реформам и модернизации».

«Я рад посетить Казахстан в этот юбилейный год празднования 75-летия Всеобщей декларации прав человека. Я вижу в Казахстане открытость, которой не было здесь в течение многих лет», - сказал Верховный комиссар.

 

  1. Принимаемые меры по недопущению пыток в Казахстане

Неприкосновенность достоинства человека гарантирована Конституцией Республики Казахстан.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 17 Конституции Республики Казахстан).

В 1998 году наша страна присоединилась к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В ноябре 2005 года Республикой Казахстан ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, в 2008 году – Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Таким образом, Казахстан ратифицировал целый ряд международных актов, в каждом из которых содержатся нормы, направленные на реализацию права не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Казахстан, являясь их участником, взял на себя обязательства по предоставлению отчетов о принимаемых мерах в этой сфере.

С 2014 года в Казахстане создан институт национального превентивного механизма (далее – НПМ) по предупреждению пыток и
жестокого обращения.

Функционально НПМ полностью независим от органов всех ветвей власти и незаконное вмешательство в деятельность его участников запрещено законом.

Участники НПМ имеют доступ в пенитенциарные учреждения в любое время и могут получать информацию об условиях содержания осужденных, проводить с ними беседы без свидетелей.

Обращения осужденных, адресованные в государственные органы, Уполномоченному по правам человека контролю не подлежат и не позднее одних суток направляются адресату.

Мандат НПМ по мониторингу превенции пыток и жестокого обращения распространяется и на медицинские организации для принудительного лечения и специальные учреждения, в т.ч. для детей.

В целом, с 2014 по 2022 годы количество охватываемых НПМ учреждений увеличилось с 400 до 3434.

За последние 3 года участниками НПМ проведено 1529 посещений, по результатам которых в адрес подмандатных учреждений и организаций внесены рекомендации по улучшению условий содержания лиц, находящихся в изоляции, в т.ч. по повышению качества медицинского обслуживания, питания и предупреждению пыток и жестокого обращения.

В 2021 году создан Научно-образовательный центр по реализации «Правил Нельсона Манделы», одно из первых специализированных образовательных учреждений в Центральноазиатском регионе, осуществляющих онлайн-обучение по международным стандартам условий содержания осужденных.

За 2020-2022 годы курсы успешно завершили более 3,5 тыс. сотрудников пенитенциарных учреждений, а также представители правозащитных организаций и НПМ.

В 2002 году пытки выделены в отдельную статью Уголовного кодекса, а с 2011 года закреплены в Главе преступлений против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина.

Законодательно введен запрет на освобождение от уголовной ответственности за пытки вследствие акта амнистии или сроков давности, а также в связи с деятельным раскаянием и примирением сторон.

17 марта 2023 года Президентом страны подписан Закон по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

Данный закон стал продолжением последовательных шагов Казахстана по искоренению пыток и других форм жестокого обращения, имплементации международных норм по данным вопросам в национальное законодательство, расширению прав осужденных.

Законом введена ответственность за жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, ужесточена уголовная ответственность за пытки. К лицам, осужденным за пытки, не применяется условное осуждение.

Введено понятие лица, выступающего в официальном качестве, которое не подпадает под определение должностного лица или представителя власти, но обладает распорядительными полномочиями.

При тяжелом заболевании осужденным будет предоставлено право на отсрочку, то есть у них появится возможность получения оперативного лечения в гражданских медицинских учреждениях.

С 1 января 2023 года только прокуратура может расследовать уголовные дела о пытках.

Назначение одного беспристрастного органа по расследованию таких дел исключит какую-либо корпоративность со стороны органов уголовного преследования в отношении своих сотрудников (ранее дела расследовались антикоррупционной службой, управлениями собственной безопасности полиции).

В системе исполнения наказаний активно внедряется цифровизация («сплошное видеонаблюдение», терминалы электронных обращений), которая выступает дополнительным инструментом обеспечения соблюдения прав задержанных и осужденных.

В настоящее время в следственных органах функционирует порядка 22 000 камер видеонаблюдения. Завершены работы по установке системы сплошного видеонаблюдения в 52 из 79 учреждений уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, Казахстаном последовательно принимаются меры по реализации рекомендаций международных и национальных организаций в области защиты прав и свобод человека.

 

  1. Конституционное регулирование уголовного процесса. Основные законы уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права

3.1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Республики Казахстан (далее – Конституция) и признанными республикой нормами международного права.

Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования (п. 2 статьи 16 Конституции). Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения (п. 2 статьи 16 Конституции). 

Действуют презумпция невиновности (п.3 ст. 77 Конституции), запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение и другие нормы, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного процесса.

Следует отметить, что международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет перед ее законами (пункт 3 статьи 4 Конституции).

Более того, положения международных договоров, не требующие издания законов для применения, действуют в Республике Казахстан непосредственно.

 

3.2. Основные законы уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права.
3.2.1. Уголовно-процессуальный кодекс от 4 июля 2014 года (далее – УПК)

УПК на основе норм Конституции и признанных республикой международных договоров детально регламентирует порядок охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам.

Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.

3.2.2. Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее – УК) от 3 июля 2014 года

УК — основной и единственный источник уголовного права Казахстана, устанавливавший преступность и наказуемость деяний на территории Казахстана.

Задачами УК являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение уголовных правонарушений.

 

3.2.3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (далее – УИК)

УИК устанавливает порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.

Задачами УИК являются:
1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания
наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
2) определение средств исправления осужденных;
3) охрана прав и свобод осужденных;
4) оказание помощи осужденным в социальной адаптации.

 

  1. Структура уголовных судов Казахстана. Система апелляций и кассаций. Конституционный суд

Согласно пункту 2 статьи 13 Конституции каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года.

Раздел 7 УПК определяет подсудность уголовных дел по уголовным делам.

1) Районные и приравненные к ним суды действуют в качестве суда первой инстанции. Районному и приравненному к нему суду подсудны все уголовные дела, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности специализированных судов, если их подсудность в случаях, предусмотренных УПК, не была изменена. Специализированные суды рассматривают дела по особо тяжким преступлениям, в отношении несовершеннолетних и военнослужащих.

На досудебной стадии уголовного процесса специализированные следственные суды, специализированные межрайонные следственные суды рассматривают жалобы на решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора, осуществляющего надзор за законностью оперативно розыскной деятельности, досудебного расследования, санкционируют процессуальные действия в случаях, предусмотренных УПК, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные УПК.

2) Областной и приравненный к нему суд действует в качестве суда апелляционной инстанции. В апелляционном порядке областной и приравненный к нему суд рассматривает дела по апелляционным (частным) жалобам, ходатайствам прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления судов первой инстанции.

3) В кассационном порядке Верховный Суд рассматривает дела по ходатайствам на вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные судами первой инстанции, после их рассмотрения в апелляционной инстанции, протестам прокурора, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции, защиты граждан.

Конституционный суд

Согласно Раздела VI Конституции, а также Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 ноября 2022 года Конституционный Суд Республики Казахстан обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.

Конституционный суд начал свою работу с 1 января 2023 года для усиления механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Человек и гражданин имеют право напрямую обратиться в Конституционный Суд с заявлениями о признании незаконными норм, которые, по их мнению, противоречат принципам Основного закона страны.

При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от граждан, организаций, государственных органов, должностных лиц.

 

Дата публикации
28 сентября 2023
Дата обновления
27 сентября 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

11 ноября 2024
Утрата гражданства РК
25 апреля 2024
Онлайн-курсы казахского языка
19 апреля 2024
Мобильное приложение «Счастливый дом»

Социальные медиа

Facebook
Instagram
Twitter

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации