Меню

Страницы

Статья

Ахмет Байтурсынулы

Ахмет Байтурсынулы (28.01.1873 – 08.12.1938), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.

В 1895-1909 работал учителем в русско-казахских школах гг. Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.

Политическая деятельность Байтурсынулы начинается с 1905. Он один из авторов Каркаралинской петиции, под которой подписались 14500 человек. В ней поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.

1 июля 1909 Байтурсынулы арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании национальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.

С 9 марта 1910 вплоть до конца 1917 Байтурсынулы живет в Оренбурге. Вместе с А. Бокейхановым, М. Дулатовым Байтурсынулы издавал первую общенациональную газету «Қазақ», которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегла от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.

В январе 1916 Байтурсынулы – участник заседания мусульманской фракции Госдумы.

Свою точку зрения на отношение народа к Февральской и Октябрьской революциям Байтурсынулы сформулировал так: «Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении». Осторожное отношение казахов к Октябрьской революции Байтурсынулы объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества.

Байтурсынулы, А. Бокейханов и М. Дулатов – создатели партии «Алаш» и правительства Алаш Орды, «отцы» казахской национальной государственной идеи.

В марте 1919 Байтурсынулы направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома.

В 1920 Байтурсынулы написал письма В.И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в установлении границ между Казахстаном и Россией.

В апреле 1920 Байтурсынулы подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920-1921 – нарком образования КазАССР. В 1922-1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынулы занимался педагогической деятельностью: в 1921-1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.

2 июня 1929 в Алматы вместе с другими членами Алаш Орды Байтурсынулы был арестован и переправлен в московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. Байтурсынулы приговорили к расстрелу.

В феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 – на трехлетнюю ссылку в Архангельск.

В 1934 Байтурсынулы досрочно освобожден и возвратился в Алматы.

8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: «Мой идеал – по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание».

8 декабря 1938 Байтурсынулы был расстрелян.

Первая книга Байтурсынулы «Қырық мысал» («Сорок басен») вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынулы выражена в книге «Маса» («Комар», 1911) – приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынулы поднял казахскую литературу на новый уровень

Дата публикации
10 февраля 2022
Дата обновления
10 февраля 2022
Тип

Сейчас читают

Информация
26 марта 2025
Ставки консульского сбора за совершение консульских действий на территории иностранного государства
Информация
26 марта 2025
Определение принадлежности к гражданству Республики Казахстан
Информация
26 марта 2025
Выход из гражданства Республики Казахстан

Социальные медиа

Instagram
Facebook
Twitter

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации