Меню

Страницы

Статья

1150-летие ученого, философа Абу Насра аль-Фараби

В рамках празднования в 2020 году в Казахстане 1150-летнего юбилея ученого и философа Абу Насра аль-Фараби публикуем материал о жизни, творчестве и наследии великого мыслителя.

 АЛЬ-ФАРАБИ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Древний город Отрар находился на территории современного Южного Казахстана в районе впадения р. Арысь в Сырдарью. Отрарский оазис, расположенный на стыке кочевой степи с оседлым земледельческим населением, на развилке важнейших торговых путей после арабского завоевания стал называться округом Фараб. В этом благодатном крае в 870 году родился великий мыслитель Востока аль-Фараби. Полное имя аль-Фараби – Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Слово «тархан» в составе его имени свидетельствует о принадлежности философа к привилегированному роду, а словосочетание «ат-Тюрки» доказывает, что аль-Фараби был тюрком по происхождению.

Немногочисленные биографические данные об аль-Фараби до нас дошли благодаря сочинениям средневековых авторов: «Источники сведения о классах врачей» Ибн Аби-Усайбиа, «Сообщения об ученых и мудрецах», автором которых является аль-Кифти и «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» Ибн Халликана.

В юности аль-Фараби имел возможность ознакомиться с сокровищами богатейшей по тем временам, второй в мире по числу книг и рукописей (после знаменитого Александрийского книгохранилища) Отрарской библиотеки. Вероятно, с тех пор в нем пробудилась неутолимая жажда познания. Двадцатилетним юношей аль-Фараби в поисках знаний покидает родные края и устремляется на Ближний Восток. Его целью было посетить крупнейшие центры интеллектуальной и культурной жизни Арабского халифата, такие как Багдад, Дамаск, Каир, Алеппо и др. После долгих путешествий аль-Фараби селиться в г.Дамаске, где он пользуется благосклонностью и уважением правившего в то время Сейф-ад-Дауля бен Хамдани. Как истинный мудрец аль-Фараби обходился минимум удобств и привилегий, проводя большую часть дня за написанием своих трактатов и мудрыми беседами у бассейна или в тенистом саду. Скончался аль-Фараби в 950 г. в возрасте восьмидесяти лет и был погребен на «кладбище царей» Баб-ас-Сагир в Дамаске. По преданиям молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Аль-Фараби оставил после себя богатое культурное наследие.

НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ

Величайший ученый аль-Фараби как известно родился в тюркской семье рода Кипчак. Стоит отметить, что тюркский мир подарил человечеству целый ряд ярких ученых и мыслителей. Среди них астроном и математик Аббас Джаухари, вместе с аль-Хорезми принимавший участие в составлении знаменитых астрономических таблиц, Мухаммед Хайдар Дулати оставивший бесценный памятник по истории и культуре тюркских народов «Тарих-и-Рашиди», Махмуд Кашгари создавший труд по тюркской диалектологии «Диван лугат ат-турк», географ Джанах ибн Хакан ал-Кимаки и др.

«Оружием» аль-Фараби против социальной несправедливости и страданий были слово, просвещение, философия. Он верил в достижение счастья людьми в земной жизни. Эту идею он выразил в своих произведениях: «Трактате о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданской политике», «Указании пути к счастью», «О достижении счастья» и др. Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследований каждой. По свидетельствам современников «ничего подобного никто ранее не писал». В XII в. «Классификация наук» была дважды переведена на латынь. Его труды по логике включают «Категории», «Даилектику», «Книгу букв», «Геммы премудрости», «Речения, используемые в логике», «Аналитику», «Доказательство» и пр. К трактатам о музыке и поэзии относятся «Большая книга о музыке», «Об искусстве поэзии», «Трактат о канонах искусства поэзии». Известный французский востоковед Рудольф д’Эрланже перевел и опубликовал в Париже в 1930-1935 гг. двухтомный французский перевод «Большой книги о музыке», что явилось большим вкладом в изучение наследия аль-Фараби в Европе. Аль-Фараби не только в совершенстве знал теорию музыки, но умел играть на музыкальных инструментах. Широко известна фраза М.Жумабаева: «Кто не знает музыку тюрков и девятиструнную домбру Фараби». Можно предположить, что именно аль-Фараби является изобретателем девятиструнной либо четверострунной домбры «Ут». Естественнонаучные трактаты аль-Фараби включают «Комментарии к «Алмагесту» Птолемея», «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», «О необходимости искусства химии» и др. Богатое культурное наследие тюркских народов дало благодатную почву для развития современного Казахстана.

АЛЬ-ФАРАБИ. ДИАЛОГ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Арабоязычная философия испытала значительное влияние античной греческой философии. Аль-Фараби, по словам Ибн Халликана, мог сказать: «Если бы я жил во времена Аристотеля, я был бы лучшим среди его учеников». Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему, подобно аристотелевскому учению. Он написал около 160 трактатов, охвативших все известные в то время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику и конечно философию. К сожалению не все работы сохранились, но главные труды уцелели и хранятся в лучших библиотеках мира: в Каире, Стамбуле, Бейруте, Лондоне, Берлине, Париже, Братиславе, Москве и Санкт-Петербурге.

Арабские ученые-мыслители Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ибн-Баджа, Ибн-Туфейль и многие другие считали себя учениками аль-Фараби. Ибн-Сина говорил, что он понял «Метафизику» Аристотеля только с помощью комментариев аль-Фараби. Труды Ибн-Сины по медицине высоко ценились в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибн-Рушд был известен в Европе под именем Аверроэса. Ибн-Рушд развил идею аль-Фараби о превосходстве философии над религией, разума над откровением, заложив основы учения о двойственности истины. Ибн-Баджа также испытал влияние философии аль-Фараби, в своей работе «Об образе жизни уединившегося» он пишет о важной роли знания в достижении этического совершенства. Ибн-Туфейль в «Романе о Хайе, сыне Якзана» развивает мысль аль-Фараби о совершенстве философского пути познания истины.

Говоря о влиянии аль-Фарби на Европейскую философию прежде всего следует упомянуть о еврейском философе, богослове Маймониде, чье произведение «Руководство заблудшим» содержит идеи аль-Фараби. Через Маймонида в истории философии прослеживается нить, ведущая от аль-Фараби к Спинозе, Д.Скоту, Р.Бэкону. Английский монах и философ Р.Бэкон владевший арабским языком изучал работы аль-Фараби в подлинниках. В эпоху Возрождения Европа вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии и немаловажна в этом заслуга аль-Фараби. Аль-Фаpаби является одной из ключевых фигур в истории интеллектуальной мысли, повлиявшей на развитие мировой цивилизации. Его наследие способствовало установлению диалога и сближению культур Востока и Запада. Тема диалога Востока и Запада остается актуальной по сей день. Диалоговая стратегия представляется единственно верной для укрепления солидарности и взаимопонимания в современном мире.

Источник:

Научно-исследовательский центр аль-Фараби

http://al-farabi.kaznu.kz

Дата публикации
12 ноября 2020
Дата обновления
12 ноября 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
22 апреля 2024
Выдача, продление виз на въезд в Республику Казахстан и транзитный проезд через территорию Республики Казахстан
Информация
22 апреля 2024
Легализация документов
22 апреля 2024
Оказание услуг для иностранных граждан

Социальные медиа

Twitter
Facebook
Instagram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития