В рамках празднования в 2020 году в Казахстане 1150-летнего юбилея ученого и философа Абу Насра аль-Фараби публикуем материал о жизни, творчестве и наследии великого мыслителя.
АЛЬ-ФАРАБИ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Древний город Отрар находился на территории современного Южного Казахстана в районе впадения р. Арысь в Сырдарью. Отрарский оазис, расположенный на стыке кочевой степи с оседлым земледельческим населением, на развилке важнейших торговых путей после арабского завоевания стал называться округом Фараб. В этом благодатном крае в 870 году родился великий мыслитель Востока аль-Фараби. Полное имя аль-Фараби – Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Слово «тархан» в составе его имени свидетельствует о принадлежности философа к привилегированному роду, а словосочетание «ат-Тюрки» доказывает, что аль-Фараби был тюрком по происхождению.
Немногочисленные биографические данные об аль-Фараби до нас дошли благодаря сочинениям средневековых авторов: «Источники сведения о классах врачей» Ибн Аби-Усайбиа, «Сообщения об ученых и мудрецах», автором которых является аль-Кифти и «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» Ибн Халликана.
В юности аль-Фараби имел возможность ознакомиться с сокровищами богатейшей по тем временам, второй в мире по числу книг и рукописей (после знаменитого Александрийского книгохранилища) Отрарской библиотеки. Вероятно, с тех пор в нем пробудилась неутолимая жажда познания. Двадцатилетним юношей аль-Фараби в поисках знаний покидает родные края и устремляется на Ближний Восток. Его целью было посетить крупнейшие центры интеллектуальной и культурной жизни Арабского халифата, такие как Багдад, Дамаск, Каир, Алеппо и др. После долгих путешествий аль-Фараби селиться в г.Дамаске, где он пользуется благосклонностью и уважением правившего в то время Сейф-ад-Дауля бен Хамдани. Как истинный мудрец аль-Фараби обходился минимум удобств и привилегий, проводя большую часть дня за написанием своих трактатов и мудрыми беседами у бассейна или в тенистом саду. Скончался аль-Фараби в 950 г. в возрасте восьмидесяти лет и был погребен на «кладбище царей» Баб-ас-Сагир в Дамаске. По преданиям молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Аль-Фараби оставил после себя богатое культурное наследие.
НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ
Величайший ученый аль-Фараби как известно родился в тюркской семье рода Кипчак. Стоит отметить, что тюркский мир подарил человечеству целый ряд ярких ученых и мыслителей. Среди них астроном и математик Аббас Джаухари, вместе с аль-Хорезми принимавший участие в составлении знаменитых астрономических таблиц, Мухаммед Хайдар Дулати оставивший бесценный памятник по истории и культуре тюркских народов «Тарих-и-Рашиди», Махмуд Кашгари создавший труд по тюркской диалектологии «Диван лугат ат-турк», географ Джанах ибн Хакан ал-Кимаки и др.
«Оружием» аль-Фараби против социальной несправедливости и страданий были слово, просвещение, философия. Он верил в достижение счастья людьми в земной жизни. Эту идею он выразил в своих произведениях: «Трактате о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданской политике», «Указании пути к счастью», «О достижении счастья» и др. Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследований каждой. По свидетельствам современников «ничего подобного никто ранее не писал». В XII в. «Классификация наук» была дважды переведена на латынь. Его труды по логике включают «Категории», «Даилектику», «Книгу букв», «Геммы премудрости», «Речения, используемые в логике», «Аналитику», «Доказательство» и пр. К трактатам о музыке и поэзии относятся «Большая книга о музыке», «Об искусстве поэзии», «Трактат о канонах искусства поэзии». Известный французский востоковед Рудольф д’Эрланже перевел и опубликовал в Париже в 1930-1935 гг. двухтомный французский перевод «Большой книги о музыке», что явилось большим вкладом в изучение наследия аль-Фараби в Европе. Аль-Фараби не только в совершенстве знал теорию музыки, но умел играть на музыкальных инструментах. Широко известна фраза М.Жумабаева: «Кто не знает музыку тюрков и девятиструнную домбру Фараби». Можно предположить, что именно аль-Фараби является изобретателем девятиструнной либо четверострунной домбры «Ут». Естественнонаучные трактаты аль-Фараби включают «Комментарии к «Алмагесту» Птолемея», «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», «О необходимости искусства химии» и др. Богатое культурное наследие тюркских народов дало благодатную почву для развития современного Казахстана.
АЛЬ-ФАРАБИ. ДИАЛОГ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Арабоязычная философия испытала значительное влияние античной греческой философии. Аль-Фараби, по словам Ибн Халликана, мог сказать: «Если бы я жил во времена Аристотеля, я был бы лучшим среди его учеников». Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему, подобно аристотелевскому учению. Он написал около 160 трактатов, охвативших все известные в то время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику и конечно философию. К сожалению не все работы сохранились, но главные труды уцелели и хранятся в лучших библиотеках мира: в Каире, Стамбуле, Бейруте, Лондоне, Берлине, Париже, Братиславе, Москве и Санкт-Петербурге.
Арабские ученые-мыслители Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ибн-Баджа, Ибн-Туфейль и многие другие считали себя учениками аль-Фараби. Ибн-Сина говорил, что он понял «Метафизику» Аристотеля только с помощью комментариев аль-Фараби. Труды Ибн-Сины по медицине высоко ценились в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибн-Рушд был известен в Европе под именем Аверроэса. Ибн-Рушд развил идею аль-Фараби о превосходстве философии над религией, разума над откровением, заложив основы учения о двойственности истины. Ибн-Баджа также испытал влияние философии аль-Фараби, в своей работе «Об образе жизни уединившегося» он пишет о важной роли знания в достижении этического совершенства. Ибн-Туфейль в «Романе о Хайе, сыне Якзана» развивает мысль аль-Фараби о совершенстве философского пути познания истины.
Говоря о влиянии аль-Фарби на Европейскую философию прежде всего следует упомянуть о еврейском философе, богослове Маймониде, чье произведение «Руководство заблудшим» содержит идеи аль-Фараби. Через Маймонида в истории философии прослеживается нить, ведущая от аль-Фараби к Спинозе, Д.Скоту, Р.Бэкону. Английский монах и философ Р.Бэкон владевший арабским языком изучал работы аль-Фараби в подлинниках. В эпоху Возрождения Европа вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии и немаловажна в этом заслуга аль-Фараби. Аль-Фаpаби является одной из ключевых фигур в истории интеллектуальной мысли, повлиявшей на развитие мировой цивилизации. Его наследие способствовало установлению диалога и сближению культур Востока и Запада. Тема диалога Востока и Запада остается актуальной по сей день. Диалоговая стратегия представляется единственно верной для укрепления солидарности и взаимопонимания в современном мире.
Источник:
Научно-исследовательский центр аль-Фараби