Меню

Страницы

Статья

Аль-Фараби: «второй учитель» после Аристотеля

В 2020 году во всем мире под эгидой правительства Казахстана и ЮНЕСКО отмечается 1150-летие со дня рождения великого казахского философа Абу Наср Мухамеда Аль-Фараби (870-950 н.э.). Аль-Фараби – основополагающий деятель философии в арабской культуре, что сделало его известным в качестве «Второго учителя» после Аристотеля.

В то время арабоязычная философия испытала значительное влияние античной греческой философии. Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему, подобно аристотелевскому учению. Он написал около 160 трактатов, охвативших все известные в то время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику и конечно же философию. Его главные труды уцелели и хранятся в лучших библиотеках мира: в Каире, Стамбуле, Бейруте, Лондоне, Берлине, Париже, Братиславе, Москве и Санкт-Петербурге.

Арабские ученые-мыслители, такие как Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ибн-Баджа, Ибн-Туфейль и многие другие считали себя учениками аль-Фараби.

Сам Ибн-Сина говорил, что он понял «Метафизику» Аристотеля только благодаря комментариям аль-Фараби, а труды Ибн-Сины по медицине высоко ценились в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибн-Рушд, который был известен в Европе под именем Аверроэса, развил идею аль-Фараби о превосходстве философии над религией, разума над откровением, заложив основы учения о двойственности истины. Ибн-Баджа также испытал влияние философии аль-Фараби - в своей работе «Об образе жизни уединившегося» он пишет о важной роли знания в достижении этического совершенства. Ибн-Туфейль в «Романе о Хайе, сыне Якзана» развивает мысль аль-Фараби о совершенстве философского пути познания истины.

Говоря о влиянии аль-Фарби на европейскую философию, прежде всего следует упомянуть о еврейском философе, богослове Маймониде, чье произведение «Руководство заблудшим» содержит идеи аль-Фараби. Через Маймонида в истории философии прослеживается нить, ведущая от аль-Фараби к Спинозе, Д.Скоту, Р.Бэкону.

Английский монах и философ Р.Бэкон владевший арабским языком изучал работы аль-Фараби в подлинниках. В эпоху Возрождения Европа вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии и в этом немаловажна заслуга аль-Фараби, так как именно он является одной из ключевых фигур в истории интеллектуальной мысли, повлиявшей на развитие мировой цивилизации. Его наследие способствовало установлению диалога и сближению культур Востока и Запада, что остается актуальным и по сей день.

Аль-Фараби родился на территории нынешнего Казахстана. Он учился в Фарабе, в Бухаре, в Мерве, Багдаде и Харране. Среди его учителей были не только мусульмане, но и несторианские христиане, таких как Юханна (Иоанн) ибн Хайлан.

Аль-Фараби начал свой исследовательский путь в далеких степях Казахстана, где сумел прочувствовать греческую мысль и получил возможность продолжать работу в больших духовных центрах персидской и арабской культуры. Своими произведениями он внес определяющий фактор в возрождение греческой мысли в арабоязычном мире, который простирался от Пиренеев до границ Китая. Его работа способствует в величайшей степени пониманию глобализации и повышению толерантности во всех аспектах современной социально-политической жизни устройства государств.

Дата публикации
12 ноября 2020
Дата обновления
12 ноября 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

02 апреля 2025
Определение принадлежности к гражданству Республики Казахстан
Информация
02 апреля 2025
Совершение нотариальных действий
Информация
02 апреля 2025
Оказание финансовой помощи по программе "Представление интересов Республики Казахстан за рубежом"

Социальные медиа

Twitter
Facebook
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации