Перевод статьи шеф-редактора интернет-издания «Nove slovo.sk»
Ольги Гафриковой от 28.12.2022 г.
https://noveslovo.eu/2022/12/28/kazachstan-v-case-zmien-1-cast/
Казахстан во времена перемен – часть 1
Сложный 2022 год
«Мы переживаем самые переломные времена в истории Казахстана», — заявил заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко в начале пресс-конференции с иностранными журналистами (г. Астана, середина декабря 2022 г.).
Это правда, далекий Казахстан пережил едва ли не самый тяжелый год с момента провозглашения своей независимости 16 декабря 1991 года. В январе 2022 года по нему прокатились серьезные волнения экономического и социального характера, за короткое время дополненные растущими политическими требованиями, радикализацией, насилием, включая мародерство. Общий итог нескольких дней печальный: более 4300 человек получили ранения, 225 человек погибли. Поскольку государственные органы Казахстана оценили ситуацию как возможную террористическую угрозу и посягательство на суверенитет Казахстана, они обратились за помощью к ОДКБ, которая действительно очень быстро вмешалась, помогла стабилизировать ситуацию, и ее войска очень быстро вывели из Казахстана (основное военное «бремя» в этой организации несет Российская Федерация). Уже 19 января 2022 г. в Казахстане было отменено чрезвычайное положение. Казалось бы, все это было «молниеносным действием», которое как пришло, так и ушло. Но это только видимость: события глубоко потрясли всю страну. Кризис не был одномерным, у него было несколько составляющих и определенное развитие, ситуация возникла не в одночасье. Что-то тлело и пузырилось, что-то, возможно, даже готовилось, поскольку многие считают, что это была попытка цветной революции.
Роман Василенко продолжил: «Мы все еще пытаемся выяснить, что же тогда произошло на самом деле».
В любом случае достойна восхищения решительность, с которой страна консолидировалась в плане безопасности, а также с которой она приступила к следующим шагам. Потому что после января 2022 года стало ясно: Казахстан нуждается/ожидает серьезных реформ в нескольких сферах, и исполняющий обязанности президента Касым-Жомарт Токаев решил приступить к ним. Решительно.
Большие перемены произошли в Казахстане и в последние годы (с 2019 года), когда Нурсултан Назарбаев, возглавлявший страну почти тридцать лет, отошел от политической жизни. Начал осуществляться переход от слишком обширных президентских полномочий в пользу разделения власти между ее различными структурами.
Однако изменения значительно усилились после январских событий. Их наиболее значимым элементом стало проведение референдума, на котором казахстанцы одобрили реформу Конституции. За этим последовали досрочные президентские выборы, после которых каждый глава государства может находиться во главе страны только один раз в течение 7-летнего срока и не может быть членом политической партии. Запланированные изменения и были предвыборной программой К.-Ж. Токаева под названием «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Отныне и навсегда».
Она охватывает три основные области – Справедливое государство, Справедливую экономику и Справедливое общество (например, создание Конституционного суда, деятельность Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, изменение избирательной системы, например, от назначаемых на выборные должности при региональном уровне или переход от пропорциональной системы выборов к системе, комбинированной на республиканском уровне, снижение кворума для прохождения политических партий в нижнюю палату парламента с 7% до 5%, сокращение количества депутатов требуется для признания политической партии и общего упрощения регистрации партий, дальнейшего запрета смертной казни, более эффективной защиты прав граждан, а также вопросов безопасности, предсказуемой экономической политики, цифровизации или образования и поддержки детей и подростков.) Некоторые из масштабных изменений в законодательстве и практике общественной жизни уже вступили в силу, некоторые будут реализованы в 2023 и 2024 годах или позже и постепенно. В любом случае, грядет еще одно огромное изменение: в сознании людей. Большинство граждан хотели перемен в общественной сфере, это нормально. Обстановка в стране спокойная, если бы приезжий не знал из других источников, что здесь происходило в начале года, у него не было бы возможности узнать это по атмосфере и жизни в столице. Но с изменениями в общественной жизни постепенно изменится все общество, изменятся отношения между гражданами и институтами государства, между самими институтами по отношению друг к другу. Многие изменения могут повлиять на традиционные, устоявшиеся представления об управлении обществом и обязать людей принимать решения, к которым они не привыкли. Что изменится в самих людях? Как другие запланированные политические и экономические изменения (например, демонополизация, дальнейшая приватизация, борьба с коррупцией, но не только на высшем уровне власти) изменят их жизнь? Чему им придется научиться и практиковать по-новому? Более того, как перемены будут восприняты теми, кто их не хотел или кто хочет получить долю власти? А как геополитические интересы держав?
Несмотря на наличие рисков (а когда решения принимаются без них?), Роман Василенко убежден: «Мы хотим демократизировать и децентрализовать общество, и то, что мы делаем на данный момент, — это еще не конец. Казахстан должен стать государством для гражданина или чем-то вроде государства, которое слушает гражданина. Это не разовые изменения, а весь процесс изменений, который нас ожидает. Решение о них было самым сложным в этом году: многие не хотели менять сложившуюся систему распределения власти и привилегий и ожидали, что после января т.г. страна будет жить именно так, как жила до него, при авторитарном, а не демократическом строе. Потребовалось много мужества, чтобы разрушить эти идеи».
Казахстан ждут новые времена, это точно, но путь будет сложным, многомерным и, возможно, принесет с собой много неожиданных противоречий и непонятных поворотов. Но казахстанцы, похоже, знают это потому, что они готовят изменения и не делают их спонтанно и только под давлением обстоятельств. У них есть своя цель.
Распространение культуры мира
Внешнеполитические связи Казахстана, девятой по величине страны мира, также основаны на внутриполитической стабильности и благоразумии. Ее приоритеты неизменны: «Во-первых, миролюбие и распространение культуры мира, во-вторых, поддержание добрых отношений со всеми соседями, в том числе с нашими крупнейшими — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также со всеми остальными странами, в-третьих, постоянное сотрудничество с партнерами в международных организациях, членом которых является Казахстан, т.е. ООН, Шанхайская организация сотрудничества, Организация исламского сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности и другие. Казахстан также хочет внести свой вклад в устойчивое и равноправное сотрудничество между Востоком и Западом и продолжит создавать условия для прихода иностранных инвестиций и новых технологий. Казахстан хотел бы увеличить их объем в ближайшем будущем. И абсолютно все мотивировано нашим глубоким убеждением в том, что нет альтернативы защите национальных интересов Казахстана», – заключает Роман Василенко, бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Словацкой Республике, который поддерживал чрезвычайно теплые отношения со Словакией. Российско-украинский конфликт здесь не является темой номер один, наверное, еще и потому, что Казахстан не присоединился ни к одной, ни к другой стороне. Он связан с обоими славянскими народами, потому что часть их недавней истории прошла в объединенном государственном образовании, Союзе Советских Социалистических Республик. Поскольку словацкое общество также беспрецедентно разделено из-за этого конфликта, такое умеренное отношение является для меня бальзамом на душу (а в компании журналистов, которые, кроме Словакии, исключительно из исламских стран, этой темы нет вообще). Это, конечно, не означает, что Казахстан не воспринимает последствий войны и не разбирается с ними.
Из 19-миллионного населения казахи составляют 63%, русские – 24%, 3 % узбеки, 2 % украинцы. Однако здесь проживают другие народы и народности (около 130), и акцент здесь делается на единстве в многообразии. Также в публичных выступлениях часто говорится об особенном опыте миролюбия Казахстана, о совместном опыте многих народов, многих народностей, культур, религий (их зарегистрировано 17) на одном пространстве (пусть и огромном, около 2,7 млн кв. км) и способности жить и развиваться не только бесконфликтно, но и во взаимодействии друг с другом.
Вызывает симпатию тот факт, что Казахстан не только говорит о мире, но и инициирует практические шаги, которые могут привести к нему. Все учреждения и организации, которые посетила группа из десяти иностранных журналистов, вносят свой вклад в мирное сотрудничество. К ним относятся Исламская организация по продовольственной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога. Все они базируются в Астане, и в то же время они являются проявлением того факта, что независимость страны заключается не только в декларациях, но и в создании разнообразных структур, которые делают ее неоспоримой. Это также инвестиция во внешний имидж страны, искусно управляемый PR, призванный подчеркнуть важность и влияние Казахстана не только в Центральной Азии. Почему бы и нет? Они делают это мудро и вдумчиво, шаг за шагом, но особенно – они работают над собой, не продвигаются в ущерб другим.
Платформа для сотрудничества религий
В Астане можно найти много уникальных и интересных зданий, к одному из них мы направляемся. На главном проспекте города с 2006 года возвышается поистине необычное здание – пирамида высотой 62 метра. Его официальное название – Дворец мира и согласия, но название пирамиды стало более общеупотребительным. Хотя у него есть несколько функций (оперный зал на 1200 посетителей, музей, библиотека, учебный центр), в первую очередь он был построен для Съезда представителей мировых и традиционных религий, который проводится в Астане с 2003 года. Там часто встречались лидеры различных конфессий со всего мира. Здание задумано как центр религиозного взаимопонимания, отказа от насилия и поощрения веры и равенства людей; в то же время, оно выражает дух Казахстана, где культуры, традиции и представители разных национальностей сосуществуют в мире, гармонии и согласии. Четыре стороны пирамиды ориентированы по сторонам света, символизируя дружбу, мир, терпимость.
С 2019 года здесь располагается Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога. Булат Сарсенбаев возглавляет эту некоммерческую, основанную правительством, организацию. Можно было бы сказать, что как бывший дипломат, он является родным хозяином, который с любовью представляет не только свое учреждение, но и Казахстан, людей, обстоятельства. Этот путешественник знает много городов и стран и сразу же использует свои знания в контакте друг с другом: совершенно естественно и без принуждения он превращает официальный прием в дружескую встречу. (Б. Сарсенбаев тоже знал Братиславу, что сразу же покорило меня. Он точно описал Дунай и замок над ним, хотя с момента его визита прошло более 30 лет. То же самое относится и к другим журналистам и их родным странам).
Поскольку Центр Н. Назарбаева выполняет задачи секретариата Съезда представителей мировых и традиционных религий, дискуссия разворачивается в этом направлении.
Съезд он был создан как прямой ответ на рост религиозной напряженности и экстремизма после террористической атаки 11 сентября 2001 года в США. Инициатор Нурсултан Назарбаев счел важным создать возможность для религиозных лидеров работать вместе и предотвратить злоупотребление религией для разделения людей, сообществ и наций. Инициативу поддержали несколько всемирно известных личностей, например Кофи Аннан, Нельсон Мандела и Михаил Горбачев.
В первом Съезде приняли участие 17 делегаций, в последнем – более 100 (Съезд проводится один раз в три года, из-за ковида VI Конгресс с 2021 года был перенесен на 2022 год). Количество участников растет, и, хотя пирамида была построена в первую очередь для проведения Съезда, в этом году его пришлось проводить в соседнем здании – Дворце независимости. И, вероятно, так оно и останется.
В Съезде принимают участие представители многочисленных религий – ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, буддизма, даосизма, индуизма и других (включая различные ответвления разных конфессий), точный подсчет был бы долгим. В наших отношениях, безусловно, интересно, что на первом Съезде (тогда это была еще Международная конференция мира и примирения) в 2003 году кардинал Йозеф Томко возглавлял делегацию Римско-католической церкви. На последнем VII Съезде ее возглавлял Папа Римский Франциск, что свидетельствует о высоком уровне мероприятия.
Организаторы конгресса очень ценят тот факт, что те, кто иначе - несмотря на общую миролюбивость религий - не могут найти дорогу друг к другу, будут время от времени встречаться на этой площадке.
В итоговой декларации этого года подчеркивается утверждение о том, что экстремизм, радикализация и терроризм, насилие и война, какими бы мотивированными они ни были, не имеют ничего общего с подлинной религиозной верой и должны быть отвергнуты самым решительным образом. Религиозные лидеры призвали мировых лидеров воздерживаться от агрессивной и деструктивной риторики, ведущей к дестабилизации мира, и взять на себя ответственность за укрепление диалога не только между различными религиями, но и культурами.
Некоторым может показаться, что мирный форум в виде Съезда представителей мировых и традиционных религий – это всего лишь дискуссионный форум, который ничего не меняет и не изменит в судьбе мира. Возможно. Но я бы хотела процитировать Абая Кунанбайулы, казахского поэта и мыслителя: «Судите о достоинстве человека по тому, каким путем он шел к цели, а не по тому, достиг ли он ее».
Мифическое древо жизни
Конгресс развивается в цифрах, но он также ищет новые темы. Впервые за свою почти 20-летнюю историю в этом году была создана отдельная секция, посвященная социальному статусу женщин, также была добавлена новая идея – создание парка природы и отдыха вдоль реки Есиль (более известного, возможно, под русским названием Ишим), который будет символизировать дружбу и сотрудничество. При участии делегатов Конгресса были высажены первые 60 лиственных и хвойных деревьев. Центром парка, который официально откроется в 2023 году, станет памятник под названием «Древо жизни».
Древо жизни – очень популярная тема в Казахстане. Один из главных символов Астаны, смотровая башня «Байтерек», также изображает волшебное дерево жизни. Согласно фольклору, волшебная птица Самрук каждый день откладывает в его кроне золотое яйцо. В нем сокрыты все мечты и желания людей, но яйцо крадет злой дракон. К счастью, на следующий день мифическая птица снова кладет в корону золотое яйцо, символизирующее возрождение и вечный цикл жизни.
Древо жизни, новое произведение казахстанской художницы Лейлы Махат, также можно найти внутри пирамиды, спроектированной британским архитектором Норманом Фостером. Снаружи пирамида выглядит не очень большой, но ее внутренние пространства поражают воображение. Они вызывают, конечно, праздничное чувство. Они полны благородных материалов, игры света, панорам на разных уровнях здания, а в главном зале, в котором проходил уже упомянутый Съезд, естественный свет падает через стеклянную верхушку пирамиды. Впечатление незабываемое – но для этого и существует монументальная архитектура. Речь не обязательно идет о том, чтобы вызвать у зрителя ощущение собственной малости и незначительности, скорее речь идет о привлечении внимания к пространству, благородным сочетаниям материалов, красоте архитектуры. Здесь это определенно удалось.
Конец 1-й части
Рабочая поездка в столицу Казахстана Астану состоялась по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан с 10 по 14 декабря 2022 года.
Фото: автора статьи и Интернет-ресурса www.pixabay.com