Дандай Ыскакулы,
доктор филологических наук,
профессор
Концепция счастливого человека в философии Аль-Фараби
«Разум дан человеку для
достижения совершенства» .
В то время, когда весь мир охватила глобализация, когда над человечеством нависла опасность, и все это ведет к пропасти, у нас появилась возможность не идти на поводу ложных идей,ложных слов, когда просыпается наше сознание.Мы начали искать ответы вопросы о том, кто мы, куда мы идем, что мы делаем сейчас и как делают другие. В сегодняшнем мире, когда сужается кругозор, очевидно, будущее есть только у тех, кто силен духом, у кого крепки исторические корни. Оказывается, что мы, как и другие народы, являемся одним из фундаментальных государств, занимающих особое место в мировой истории и мировой цивилизации.
Среди древних «духовных сооружений», «засыпанных песком» истории, издали подернутых дымкой, чем ближе, тем ярче светится личность Абу Насыр Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Аль-Фараби. Придя в этот мир (в 870 году) в Отраре, бывшем крупным центром Средней Азии в средние века, повзрослев, желая учиться, отправляется в Багдад, крупный културный, духовный центр арабского халифата, живет там, посвятив всю свою жизнь поискам знания. Также живет в таких городах, как Шаш (Ташкент), бывшим одним из центров «Восточного ренессанса», Самарканде, Бухаре, Исфахане, Хамадане, Рей (Тегеране), Алеппо, Хоране, Дамаске. В конце своей жизни жил в Дамаске, где и умер в 950 году. В настоящее время могила Аль-Фараби в Дамаске приведена в порядок и взята под охрану государства.
Акжан Машанов был одним из великих казахских ученых, который основал Фарабиеведение, исследовав наследие Аль-Фараби, сопоставив его с казахским национальным мировоззрением. Он создал его художественный образ в своем историческом романе «Аль-Фараби», где исследовал проблемы научных и духовных связей двух казахских ученых разных эпох в своем труде «Аль-Фараби и Абай» (Алматы, 1994). В его книгах «Аль-Фараби» (Алматы, 1971), «Аль-Фараби и современная наука» (Алматы, 2004) всесторонне рассмотрено научное наследие великого ученого.
В разные годы научное наследие «второго учителя» рассматривалось с разных сторон. Вышли книгой исследования «Аль-Фараби» (Алматы, 1971), «Педагогические наследие аль-Фараби» (Алматы, 1989) А.Кобесова, «Эстетические взгляды Фараби» (Душанбе: Ирфан, 1990), «Абу Наср аль-Фараби» (Алматы, 1997), «Обоснование политической науки в наследии Абу Насра ал-Фараби, (Алматы, 1998) А.Касымжанова, «Философское приношение аль-Фараби» (Алматы, 2006) А.Касымжанова, «Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби» (Алматы, 2002) С.Даукеевой. Наряду с этим были опубликованы сборники материалов конференций, коллективные монографии, посвященные Аль-Фараби. В романе «Возвращение учителя» А.Алимжанова (1975) выведен художественный образ ученого. Исследования об Аль-Фараби продолжаются и в зарубежных трудах, особенно в арабских странах.
В 1975 году в Алматы, Москве и Багдаде с большим успехом прошли различные мероприятия и конференции, посвященные 1100-летию со дня рождения Аль-Фараби. Ученые со всего мира говорили о наследии великого ученого и его высоком месте в мировой цивилизации.
Именем Аль-Фараби названы Казахский национальный университет в Алматы, крупнейшая библиотека этого университета, самый большой проспект в городе, Южно-Казахстанский государственный университет в Шымкенте, городская центральная библиотека имени аль-Фараби. в честь нашего великого соотечественника. Библиотеки, дворцы культуры и улицы во многих городах республики носят имя нашего великого земляка. Величественныепамятники аль-Фараби были установлены в Алматы, Шымкенте и Туркестане. Портрет Аль-Фараби тиснен на почтовых марках Ирана (1950), СССР (1975) и на валюте Республики Казахстан.
* * *
Аль-Фараби - ученый-энциклопедист, который занимался почти всеми областями науки, написал около 150 научных трактатов и оставил бесценное наследие, сияющая звезда средневековой тюркской и исламской цивилизации. Его имя стало широко известно в истории мировой цивилизации как имя известного мыслителя, философа, математика, физика, астронома, социолога, исследователя языка, риторики, музыки.
В своем труде «Слово о классификации наук» он разделяет науку по пяти направлениям:
«Первое - это лингвистика и ее разделы;
второе - логика и ее разделы;
третье - математические науки. Это: арифметика, геометрия, оптика, образовательная астрономия, наука о музыке, гравитация, механика;
четвертое - физика и ее разделы, религиозное учение и его разделы;
пятое - гражданская наука и ее разделы, религиозное учение и его разделы»(Абу Насир аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, «Арыс», 2009, с. 15).
В средние века наука еще не была единой, внутренне классифицированной, отдельным явлением. Именно поэтому ученые стали философами, которые изучали и универсальные законы жизни, и все отрасли науки. Труды Аль-Фараби в основном посвящены изучению философских проблем науки. Наиболее важные проблемы науки были подняты им и представили его миру как выдающегося мыслителя и гениального философа в таких трудах, как «Слово о субстанции», «Существо вопросов», «Книга о законах», «Книга о постоянстве движения вселенной», «О смысле разума», «Книга о разуме юных людей», «Большая сокращенная книга по логике», «Книга введения в логику», «Книга доказательств», «Книга об условиях силлогизма», «Трактат о сущности души», «Слово о сновидениях», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга об определении и классификации наук», «Книга о том, что нужно знать для изучения философии», «Примечания к философии».
Философия аль-Фараби, основанная на идеализме и основных принципах ислама, отличается от философии Запада, опирающегося на материализм. Исследователи наследия ученого указывают на три аргумента, лежащих в основе философии Аль-Фараби: 1) признание мира вечным; 2) детерминизм как принцип исследования; 3) учение о разуме, напрасное стремление сделать вывод, что это учение является бессмертием человеческой души (Б.М. Кедров, Ш.Е. Есенов, А.Х. Касымжанов. Философские взгляды аль-Фараби. В кн.: Абу Насир аль-Фараби, Книга о счастье. Алматы, 2015, стр. 20).
Философия Аль-Фараби разделяет бытие на пять ступеней. Если философы до него ставили Бога на самую высшую ступень, Аль-Фараби туда ставит отвлеченно-абстрактные силы. Ученый ставит на вторую ступень небесные тела, на третью - действенную рассудительность и «подлунный мир», на четвертую – душу человека, на пятую – форму и материю.
Его труды «Статья о вакууме» («Слово о пустоте»), «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики», «О необходимости искусства химии», «Об органах животных», «Об органах человека», поднимающие различные вопросы естествознания, увидели свет.
В трудах Аль-Фараби «Большая книга о музыке», «Слово о музыке», «Книга о классификации ритмов» поднимаются важные вопросы, такие как звук, ритм, гармония и их применение в музыке.
Вышли в свет труды второго учителя и по математике, и небесном мире «Руководство по геометрическим структурам», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд».
Можно сказать, что в таких книгах как «Книга об искусстве письма», «Книга о стихе и риторике», «О буквах и произношении», «Книга о риторике», «Книга о каллиграфии», «О словарях» в своих произведениях по языку и словесному искусству он заложил основы филологических наук.
Когда Аль-Фараби систематизировал науки, он поставил лингвистику на первое место. Потому что: «Мы нашли все это, рассуждая - абстрагируясь, как выражать свои мысли, как учить или учиться, как рассказывать, спрашивать, отвечать. По этой причине я называю науку о языке первой из всех наук. Она дает названия вещам, то есть, субстанциям и акциденциям.
Вторая наука - грамматика, которая учит, как упорядочивать наименования, составлять слова и предложения, указывающие нахождение субстанций и акциденций, и последствия этого (Абу Насир аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, Арыс, 2009, стр. 54). Здесь видно, что ученый уделял особое внимание месту языка в сознательной жизни человека, помогающему людям понять тайны жизни человека.
Согласно аль-Фараби, многогранная функция языка напрямую связана с логикой: «Она учит, как размещать повествовательные предложения в соответствии с логическими фигурами, чтобы сделать выводы. Благодаря им мы знаем то, чего не знаем, мы говорим о том, что является правдой, а что ложью» (там же).
В своем трактате «Об искусстве поэзии» он повествует о мыслях арабов об искусстве речи, сравнивая их с другими странами. О поъясняет и иллюстрирует 11 различных требований к стихам, которые распространены в арабской поэзии. Гармония звука, ритма, других частей, условий произношения в поэме называется регулярностью. «Если высказывание состоит из фигуративного объекта и не вписывается в размер и ритм стихотворения, то оно не считается стихотворением, наоборот, оно считается поэтическим высказыванием. И если высказывание также соответствует размеру стихотворения и разделено на части, то в данном случае это стихотворение»(там же, с. 176); «Исходя из этого, воображение (объект) также важно (можно сказать) в поэзии, например, знание важно в доказательстве, мнение важно в теме, а убеждение важно в риторике» (там же, с. 177). Здесь образный характер речевого искусства точно сравнивается с другими.
«Следовательно, искусство делится на два типа: цель одного - обладать великим искусством, а цель другого - приносить пользу»; Идея о том, что искусство, которое стремится только достичь великого искусства, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью (там же, с. 35), не утратила своей актуальности и по сей день. На повестке дня всегда было различие между «произведениями искусства» и настоящим искусством, которые стремятся извлечь выгоду под видом искусства.
Главная особенность речевого искусства раскрывается в заключении ученого: «Все поэтические произведения созданы только для того, чтобы лучше что-то изобразить» (с. 233).
* * *
В трудах ученого «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества» пишет о том, как должно выглядеть социальное обустройство, углубляясь в суть проблемы.
Следует отметить, что ученый назвал наши современные общественные науки «гражданскими науками». Термин «гражданские» настолько жизнеспособен, что он до сих пор используется в различных варияциях в политике и общественных науках. Например, «гражданское общество», «гражданский брак», «гражданский долг», «гражданский кодекс» и т.д. «Гражданское общество» означает «набор социальных отношений и институтов, которые не зависят от правительства и способны влиять на него; общность индивидов и социальных образований»(Википедия). Это направление развития общества - «единственный способ надеяться на светлое будущее для всего человечества» (Кофи Аннан). Вот пример того, что такое «гражданское общество», которое сейчас считается ярким примером перспектив социального развития, впервые освещается в трактате Аль-Фараби «О взглядах жителей добродетельного города».
Аль-Фараби считает, что для того, чтобы общество было правильным, люди, которые в нем живут, должны быть правильными. Общеизвестно, что люди ставят цели и стремятся к их достижению. Тогда суть человеческой жизни - это счастье. «Второй учитель», останавливаясь на категории «счастье», которая является высшей ступенью человеческой жизни, дает этому философское описание и глубокий анализ. Он считает человека, который «достиг высочайшего уровня человеческого совершенства» счастливым человеком. Для того чтобы человек был счастливым, лидер страны, в которой он живет, также должен быть совершенным человеком, «лучший среди людей может быть первым лидером» (Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алматы, «Наука», 1975, с. 356). Имея это в виду, он предъявляет шесть требований к лидеру:
«Первое условие - быть мудрым.
Второе условие - запоминать и осваивать законы, правила и обычаи, установленные первыми имамами (лидерами, DY) для города, действуя в соответствии с ними.
Третье –если нет соблюдения закона, проявить изобретательность, следуя примеру первых людей.
Четвертый - быть изобретательным и достаточно осведомленным, чтобы знать, чего не понимали первые имамы, как сейчас, так и в будущем; При этом эти действия должны быть направлены на улучшение благосостояния людей.
Пятое - это способность побуждать людей своими словами следовать законам первых имамов, установленным ими законам, а затем следовать их примеру.
Шестое - должен быть достаточно сильным, чтобы вести военные дела, с одной стороны, изучать военные искусства, а также как служить, и как править»(Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы, 1973, с. 338).
В другом месте этой работы подчеркивается основная идея: «Первым лидером должен быть лучший из людей...» (там же, с. 356). Итак, какой человек самый избранный, достигший совершенства? Это вечный вопрос, который преследует человеческое общество с момента создания Адама. Аль-Фараби углубился в этот вопрос в своих работах «Путеводитель на пути к счастью», «О достижении счастья», «Мудрые слова государственного деятеля», «Взгляды жителей добродетельного города» и сделал ценные комментарии, которые не потеряли своей ценности и по сей день. В то время, когда мир находится в состоянии кризиса и застоя из-за глобализации, которая представляется как модель западного развития, жизнеспособность научных идей Аль-Фараби, основанных на гуманистических идеях, очевидна.
Аль-Фараби считает, что каждый, кто родился, должен быть счастливым: «Счастье - это цель, к которой все стремятся...» (Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алматы, «Наука», 1975, с. 3), «Каждая живая душа создана для достижения наивысшего совершенства, которая может достичьэтого в соответствии с присущей ему стадией существования»(Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы, 1973, с. 347).
В борьбе за счастье человек переживает три разные ситуации: «1. Это действия, которые необходимы человеку для использования его органов тела, такие как вставание, сидение, вождение, наблюдение и слух. 2. Душевные эффекты. Например, страсть, удовольствие, радость, гнев, страх, печаль, горе, ревность и так далее. 3. Разум. Это третьеусловие происходит в течение всей жизни человека или иногда случается, а иногда и нет»(Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алматы, «Наука», 1975, с. 6). Человеческий интеллект - это особо важный путьчеловека к счастью. Этот вопрос подробно анализируется в книге.
Разум среди этих трех ситуаций - дар от Бога, делающий людей счастливыми. «Именно благодаря разуму человек стал человеком...»; «Сила разума - это сила, которая помогает человеку мыслить, рассуждать, понимать науку и искусство, различать добро и зло» (там же, с. 194).
Чтобы быть мудрым и благоразумным, человек всю свою жизнь должен проводить за обучением, усвоением и перениманием от добрых людей: «Обучение означает передачу теоретических добродетелей городам, и народам» (там же, с. 343); «Понимание - это способность человека прекрасно понимать и находить наиболее подходящие и правильные вещи для действительно великого блага, и его благородная цель в этом - достичь счастья или самой необходимой вехи, которая к нему ведет» (там же, с. 224); «Вдумчивая добродетель - это добродетель, которая используется для определения того, что является наиболее полезным для хорошего дела» (там же, с. 329); «Воспитание означает прививать народу этические добродетели и искусства, основанные на знаниях» (там же, с. 343).
Хорошее воспитание, данное в нужном направлении, ведет человека к совершенству и мудрости. «Особенность мудрости заключается в том, что если ей известны конечные причины всего, а целью человеческой жизни является счастье, то мудрость - это знание, которое дает нам то, что является истинным счастьем. Мудрость - это мир знаний об истинном счастье, а понимание - это мир знаний о действиях, которые необходимо предпринять для достижения счастья»(Абу Насир аль-Фараби. Книга о счастье. Алматы, 2015, с. 16).
Он объясняет с разных точек зрения, что такое счастье, что оно основывается всестороннем знании и мышлении; описывая с разных сторон:
«Некоторые думают, что наслаждение - это высшее счастье. Другие думают, что счастье - это богатство. Третие считают, что счастье - это совокупность первых двух»(там же, с. 311-312);
«Счастье - самое ценное, величайшее и самое совершенное из благодеяний ...» (там же, с. 5);
«... мы достигаем счастья благодаря философии. И мы приобретаем его благодаря хорошему интеллекту»(там же, с. 36);
«В идеале счастье - это цель, которая достигается с помощью добрых дел, таких как обучение, овладение знаниями, овладение различными видами искусства, овладение ими и выполнение (согласно им) работу» (там же, с. 258);
«Счастье - это то, чего ты желаешь; потому что нет ничего недоступного человеку за пределами (счастья),не стремится ни к чему другому ни при каких обстоятельствах. Замечательное действие, которое поможет вам достичь счастья, является прекрасным занятием. То, что порождает это действие – это милосердие. Милосердие - это добро, которое родилось для достижения счастья. Поступок, который мешает достижению счастья, будет плохим или глупым поступком. То, что порождает преятствия на пути достижения счастья - это недостатки, последствия, безнравственность»(Абу Насир аль-Фараби. Книга счастья. Алматы, 2015, с. 179).
По словам Аль-Фараби, сущность и красота человеческой жизни - счастье, которое является высшей вершиной, основывается на богатстве души, нравственности. «Хорошее поведение и умственная сила в совокупности являются человеческими качествами» (там же). У добродушных людей хорошие манеры. Хорошее поведение часто формируется через образование.
«Что касается практических достоинств и практических действий, то они воспринимаются через поступки людей. Есть два способа определить это:
1) убеждение достигается за счет использования мудрых слов и пословиц, которые побуждают (людей) добровольно выполнять действия, связанные с этими качествами, а их мотивация зависит от умения и навыков использовать ораторское искусство;
2) методом принуждения, применяемым к мятежным, непослушным горожанам и народам, которые не добровольно, произвольно регулируют и не подчиняются слову, и (этот метод) также применяется к тем, кто выступает против понимания теоретических знаний, которые они начали изучать» (Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы, 1973, с. 347).
«Есть четыре вида вещей, которые являются человеческими, характерными для народов и городов, которые способствуют счастью в этом мире и наслаждению другим миром: теоретические достоинства, интеллектуальные достоинства, этические достоинства и практическое искусство» (там же, с. 297).
Душевные качества, которые помогают человеку совершать добрые дела, являются добродетелями, а те, которые заставляют человека совершать безнравственные и мерзкие поступки, - это отступничество, неполноценность или неверность» (там же, с. 188).
Здоровье души и тела - обеспечение сознательной жизни человека. Счастье возможно найти только тогда, когда они находятся в гармонии. Если здоровье контролируется врачом, с душевным здоровьем сложнее; Это зависит от многих факторов, связанных с его мировоззрением от образования, воспитания, цели в жизни, профессии и социального окружения.
«Душа имеет свое здоровье и болезнь, как и тело. Здоровье души - это результат благополучия для самого себя и его органов, и из-за этого всегда совершаются добрые дела, и делаются прекрасные дела. А болезнь души заключается в том, что из-за плохого состояния здоровья и его органов, всегда совершаются плохие, безнравственные и худшие поступки»(там же, с. 188). «Плохое поведение - это духовная болезнь» (там же, с. 21). Красота души, хорошее поведение делает человека милосердным. «Когда милосердие прочно укоренено в людях или когда люди сдерживаются, зло в городах будет устранено» (там же, с. 201).
Аль-Фараби предлагает сохранять равновесие, избегая односторонности и экстремизма в любых трудных ситуациях жизни. Он предупреждает, что отклонение от окружающей среды не приводит к добру. «Наша цель - наслаждаться тем, что мы делаем, чем бы мы ни занимались» (там же, с. 25). «Когда мы видим, что эмоциональное удовольствие побуждает нас делать добрые поступки, мы склонны делать это. Если человек способен отказаться от этих удовольствий или уменьшить их до определенной степени, это приблизит его к поведению, которое поощряется»(там же, с. 27).
Трудно различать, что хорошо в жизни, а что плохо. Возможно, если вы не замечаете то, что вы делаете хорошо, оно может превратиться во зло и наоборот. «Через некоторое время хорошие вещи, которые приводят к душевной боли, обязательно принесут удовлетворение. И, наоборот, плохие дела, которые приводят к удовольствию, должны привести к страданию через какое-то время»(там же, с. 28).
Иметь разный уровень образования естественно для людей, независимо от того, образованы они или нет. О таких людях говорят, как о «разумных людях, у которых есть мудрость и смелость делать то, что хочет делать. Мы обычно называем таких людей смельчаками, а тех, кто не обладает этими двумя качествами, какживотные, у кого нет ума и смелости, называют рабами по происхождению»(там же, с. 29). Дальше продолжает: «Некоторые из них вроде и смелы, но есть отсталые по уму. Этих людей другие вразумляют и наставляют. В этом случае он либо подчиняется, либо непослушен людям, которые заботятся о них. Если он не подчиняется им, похож на животное, а если он подчиняется, он преуспевает во многих вещах, и в результате из рядов рабов вступают в ряды смельчаков», продолжает он (там же, с. 30).
В своем труде «О слове - классификации наук», говоря о «Гражданской науке» он сказал: «Эта наука –какое есть настоящее счастье, а какое - воображаемое счастье, в любом случае даже если это не так. Истинного счастья не может быть в этой жизни, оно может существовать только в другой жизни, мыговорим о том свете. Что касается мнимого счастья - например, это богатство, ранги, удовольствия - все это является целью этой жизни»(там же, с. 191).
Быть счастливым не каждый может, это нелегкое дело. Этого могут достичь только люди, обладающие всесторонними знаниями для жизни, богатые душой, человечные, высокие духом, способные переносить трудности и бороться за достижение своих целей. «Необходимо взять все, что может показать дорогу для достижения счастья,если целью человеческой жизни является достижение наивысшего совершенства» (Абу Насир аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, «Арыс», 2009, с. 406). «Если целью жизни человека является достижение наивысшего счастья, то он должен знать, что такое счастье, поставить его своей целью и стремиться к нему. После этого он должен, зная, действовать, чтобы стать счастливым»(там же, с. 409).
Сердце играет очень важную роль в человеческой концепциипо Аль-Фараби. Ведь вся человеческая жизнь на пути к счастью управляется именно сердцем. Только чистые сердцем, добрые люди могут жить счастливо. Потому что сердце является наиболее важным органом в организме человека; Когда человек зарождается в утробе матери, первым создается сердце; Все остальные органы человеческого тела служат сердцу посредством мозга:
«Сердце - это главный орган, над ним не властен ни один орган тела. Затем следует мозг. Это также основной орган; но не первый, а второй, потому что, если он и правит всеми другими органами, сердце управляет им. Но он служит только сердцу, и в соответствии с сердцем ему служат другие органы.
Мозг действует в качестве органа после сердца, заменяет основной орган там, где он не может адаптироваться, становится его представителем, адаптируясь к каждому случаю; только мозг обладает способностью служить добрым намерениям сердца.
Например, сердце - источник внутреннего природного тепла...
Мозг (здесь) служит сердцу, дает силу чувствительной нервной системе, что дает возможность созидательным силам быть чувствительнее...
После мозга следуют печень, затем селезенка, затем половые органы...
Из всех органов вначале появляется сердце, затем мозг, печень, селезенка затем другие органы. Самыми последними появляются половые органы...
Сердце - вместилище верховной власти»(Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы, 1973, с. 289-295).
Великий Абай, призывавший всех к искусству и знаниям, к единомыслию, также обращал особое внимание на роль сердца в жизни человека. Мысли, которые появляются в мозгу, проходят через сердце, становятся словами и выходят наружу. По словам поэта, слово «не достигает сердца, если оно не исходит из сердца»; «не говорите с теми, у кого в теле нет энергии, у слов их нет глаз»; слово, сказанное без сердца - ложь; не верь таким людям.
«Сердце – море, сокровище – в глубях его:
Это радость. Без радости сердце – мертво.
Если сердце устало, лишилось огня,
То и телу от жизни не ждать ничего.
Чувство теплое дружбы и чувство вражды –
Это только горячего сердца плоды.
Честь и совесть свою береги; с остальным,
Как ни жаль, умирая, расстанешься ты».
Говорит поэт о решающей роли сердца в духовной жизни человека.
«Из сорока заплат» - сердце поэта, видевшего много несправедливости в жизни,ставшего поэтом, ощутившего всем сердцем, глазами, чувствами народа:
«Сердце мое из сорока заплат.
Жизнь легкая – все равно, что клад.
Как же быть ему без заплат,
Если стал врагом даже кровный брат?
Стонет горестно оно от обид.
Без любви тоскует, болит».
Здесь ясно видно, что взгляды, высказанные двумя великими выходцами из казахской земли, говорят об одном и том же, несмотря на разницу более чем в тысячу лет. Если великий философ Аль-Фараби сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен иметь ум, чистое и доброе сердце, то поэт Абай ставит на первое место правильность мыслей, то есть функции мозга. Дополняя друг друга, оба великих человека, подводя итоги своих мыслей, раздумывая, высоко оценили функции мозга, которые суммируют многие мысли в человеческой жизни, ведет к мудрости и разуму, находит правильный путь, высоко оценивая службу сердца, «окутывая теплом» и выражает их словами. Это должно быть созвучие великих, величие великих.
«Только души достойных людей не умирают никогда» (Аль-Фараби). «Скажите, можно ли сказать, что он мертв? // Он оставил за собой бессмертное слово» (Абай). Да, души великих, достигшие вершин разума, пропустившие эти мысли через себя, оставившие «бессмертное слово», помогающие жить счастливой жизнью последующим поколениям, будут жить вечно.