Меню

Страницы

Статья

Роль Ахмета Байтурсынова в развитии казахского национально-литературного мышления

Роль Ахмета Байтурсынова в развитии казахской национально-литературного мышления

 

(Turkustan.info) – неофиц. перевод с АЗЕ

 

08.02.2022

 

https://turkustan.az/news.php?id=11928&fbclid=IwAR1h3m4v7PKeK98zlUkdFXPXYKA18-l-n8DjsK51_5RONjGZ1qWR_bAig50

 

АВТОР: Эльчин Ибрагимов – доктор философии по филологии, доцент.

 

В формировании казахской литературной среды, развитии национально-литературной мысли имеются большие заслуги Ахмета Байтурсынова, одного из видных деятелей истории казахской научной и общественной мысли.

Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1872 года в селе Тосын Тургайской области (аул Сартыбек). Происходит из среднего жуза (джуза), является потомком племени Аргын. Его отец Байтурсун Шошакулы и дядя Актасы выступали против начальника уезда Яковлева, который напал на их деревню в 80-х годах XIX века. После этого в аул отправляются карательные отряды из Иргиза и Тургая. Карательные отряды нападают на казахов, которых они называют мятежниками, забирают всех жителей аула и сажают их в гауптвахту Тургайского военного округа, а также конфисковывают их имущество. Через год казанский окружной военный суд судит шошакцев. Переводчики не доводят до судьи высказывания не владеющих русским языком казахов, как есть, а, наоборот, переводят их, искажая, в пользу Яковлева и его казачьего отряда.

Казанский окружной военный суд приговорил отца Ахмета Байтурсынова, его дядь Актаса, Сабалака и других к 15 годам каторги по обвинению в подстрекательстве к восстанию против правительства и отправил их в ссылку в отдаленный Сибирский край − Итжеккен. Большинству мужчин в ауле также назначаются различные сроки лишения свободы. Дядя Ахмеда, Ергазы также получает четыре года тюрьмы. После того, как Ергазы вышел из тюрьмы, его брат также взял под опеку своих детей. Учитывая страдания, которые они понесли в суде из-за незнания русского языка, она решает обучать своих детей и Ахмеда в школе на русском языке.

С согласия матери Куншин, дядя в 1886 г. отправляет Ахмета в двухклассную русско-туземную (так называемые русско-татарские школы на Кавказе в Туркестане и в Сибири называли русско-туземными. Хотя эти школы в основном предназначались для подготовки младших офицеров, переводчиков, из числа окончивших их вышло много известных людей – Али Шамиль) в поселке Турган. Ахмет, несмотря на материальные трудности, в 1891 году заканчивает это училище и отправляется учиться в Оренбургскую учительскую семинарию.

Окончив в 1895 году учительскую семинарию, А.Байтурсынов начинает работать учителем в школе, открытой Ахметкереем Катыбаковым в Батпакском районе Актюбинского уезда.

В этой школе он был воспитан идеями Ибрая Алтынсарина. С 1896 по 1907 год Байтурсуноглу работал учителем в сельских двухкласных школах в Актепинском, Констанайском и Коргаралинском районах. Он также преподает в русско-казахских школах, участвует в ряде общественных мероприятий, проводит исследования по истории и теории казахского языка и литературы.

Знакомство в 1896 году с чувашским исследователем Алекперовым, который, путешествуя по казахским степям, собирал фольклорные образцы, изучал этнографию казахского народа, его диалекты, создает большие перемены в мировоззрении молодого педагога. А.Байтурсынов впервые получает от него широкие сведения об обширной территории, населенной казахами, о сути оккупационной политики российского правительства, а также о том, что русский ученый Ильминский под видом просвещения занимался миссионерской деятельностью. Юный патриот изучает географию, в которой живет его народ, уклад жизни своей нации, собирает образцы фольклора, ищет способы, чтобы дети лучше учились, быстрее усваивали знания. Эти поиски выводят его в ряды новаторов, стремящихся адаптировать образование к европейским методам, применять в преподавании научно-технические новшества, отделяя его от консерваторов, преподававших по старинке, стремившихся сохранить прошлое таким, какое оно есть.

А.Байтурсынов, работая в Каркаралинском уезде, принимает активное участие в общественно-политической деятельности. Революционные настроения, охватившие Россию в 1905 году, также сильно влияют на него.

В годы преподавания в Каркаралы за противодействие политике правительства он был арестован и отправлен в Семипалатинскую тюрьму (июль 1909). Затем его переводят в тюрьму за пределы Казахстана. С 1910 по 1917 год он содержался в тюрьме Оренбургской крепости. Хотя А.Байтурсынов находится в тюрьме, он продолжает свою научную и общественную деятельность.

На основе своего педагогического опыта в годы ссылки он пишет книгу «Правила чтения» (1910). В этой книге, которую он подготовил для учителей, он объясняет правила произношения гласных звуков в текстах, написанных арабским алфавитом. На самом деле, А.Байтурсынов этим самым служил распространению среди казахов новаторского обучения, начатого И.Гаспыралы.

В 1911 году ему удается напечатать в Оренбурге книгу стихов «Маса» (Комар) и стихи, которые он переводил. Свои переводы с русского языка он собрал и опубликовал в 1909 году в одной книге. В этой книге «Сорок сказаний» помимо переводов И.Крылова, также присутствуют переводы В.И.Майкова, А.С.Пушкина, М.Лермонтова и С.Я.Надсона. А.Байтурсынов, который писал сатирические стихи, переводил на русский язык произведения русских и западноевропейских классиков, начиная с 1911 года, публиковал статьи и стихи в газетах «Вилайет Туркестан» (1870-1918), «Вилайет Дала» (1888-1902), журналах «Айкап» (1911-1915/16) и «Совет». В 1913 году он организовывает еженедельную газету «Казах» и становится ее редактором до 1917 года. В своей первой заглавной статье для газеты «Казах» А.Байтурсынов назвал газету видящим оком нации, слухом, говорящим языком. Он работает день и ночь во имя просвещения своей нации. В своих сочинениях он то оценивает работу, проделанную казахской интеллигенцией для нации, то открывает дискуссии о реформации школ, о том, каким методом следует проводить уроки, то резко критикует негодных, консервативных и коррумпированных чиновников. Благодаря тому, что газета «Казах» стала единственной газетой, освещающей общественно-политическую и культурную жизнь казахов, число ее подписчиков в первый же год достигает трех тысяч человек.

В 1913 году в статье «Qazaqtıñ bas akını» («Великий поэт казахов»), опубликованной в газете «Казах», он рассказывает о жизни и творчестве Абая (И.Кунанбаева), общественной деятельности, новшествах, которые он привнес в казахскую литературу. Большой резонанс вызывает критическая статья «методы управления Казахской губернией» в номере 80, изданном в 1914 году. Газета «Казах», в редакции которой неоднократно проводились обыски, редактор которой был вызван на доследование губернатором и начальником управления уезда, находится под угрозой закрытия. Так, губернатор генерал-лейтенант Н.Сухомлинов штрафует редактора газеты А.Байтурсынова на 1500 рублей. А.Байтурсынов соглашается провести восемь месяцев в тюрьме вместо штрафа, чтобы не позволить газете закрыться. Несмотря на то, что тюремные условия негативно влияют на его здоровье, он вынужден сесть в тюрьму, чтобы свет просвещения народу не погас. Читатели и доброжелательные люди, узнав об этом, посылают по телеграфу деньги на выплату штрафа из разных городов и сел, а А.Байтурсынов освобождается из-под стражи.

Газета «Казах», сыгравшая большую роль в просвещении и пробуждении казахского народа, в 1917 году становится официальным органом организации «Алаш». Однако не проходит много времени, когда по решению Тургайского областного суда издание газеты прекращается.

А.Байтурсынов в 1917-1919 годах работает в организации «Алаш». В 1919 году по собственному желанию уходит из этой организации. Он работает на многих должностях в различных структурах Советского правительства, чтобы служить своей стране.

4 апреля 1919 года правительство издает указ о помиловании для тех, кто и в предшествующие годы работал в организации «Алаш Орда». А.Байтурсынов также подпадает под это помилование и работает в различных структурах советского правительства. Часть членов «Алаш Орды» же не сдается, а отступает в казахские степи и продолжает борьбу против большевиков. Источники сообщают, что А.Байтурсынов в Москве вместе М.С.Солтангалиевым, З.В.Тоганом, Т.Рыскуловым, В.Ибрагимовым, Ф.Ходжа и Н.Ходжаевым создал тайную организацию под названием «Объединение и прогресс». Будучи принятым в члены коммунистической (большевистской) партии России, А.Байтурсынов назначается членом Военно-Революционного Комитета, который будет управлять Киргизской (Казахской) областью при Наркомвоенморе РСФСР, учрежденного 24 апреля 1919 года. После того, как большевики установили власть в регионе, А.Байтурсынов назначают министром просвещения Казахской ССР. Не проходит много времени, как большевики начинают экспроприировать имущество населения, массово арестовывать и высылать людей, расстреливать тех, кто оказал незначительное сопротивление. Казахи пытаются избавиться от жизни под властью оккупантов, согласившись на изгнание и смерть, вынужденно переезжая в соседние страны. А.Байтурсынов продолжает свою научно-педагогическую деятельность, работая на различных должностях в ЦК, Центральном исполнительном комитете Казахской ССР и в газете «Ак жол», органе ЦК Коммунистической партии Туркестана. Однако в 1926 году он был исключен из партии и снят с должности.

Работая с 1910-х годов над адаптацией арабского алфавита для тюркских языков, А.Байтурсынов издал в 1915 году в Оренбурге «Правила языка», в 1920 году в Казани «Введение в казахский алфавит», в 1925 году в Оренбурге «Языковую теорию», в 1926 году в Ташкенте «Теорию литератур», в 1928 году в Кызыл Орде «Использование языка». Эти и другие его книги свидетельствуют о его многогранной научной деятельности. M.Айвазов же в одной из своих статей отмечает, что А.Байтурсынов в 1923 году завершил работу над книгой «История культуры», информации об этой книге до сих пор нет.

Выдающийся ученый-тюрколог А.Кононов высоко оценил книги по грамматике А.Байтурсынов и писал, что он был одним из известных тюркологов. В 1924 году на съезде казахско-киргизских деятелей науки и культуры в Оренбурге разработанный А.Байтурсыновым новый алфавит на основе арабского алфавита, был принят в качестве официального алфавита для казахов-киргизов и действовал до 1928 года, когда был принят объединенный тюркско-латинский (яналиф) алфавит.

А.Байтурсынов выступил на VI заседании первого Бакинского Тюркологического съезда в 1926 году в Баку на тему «Основные принципы орфографии и ее социологическое значение». На съезде он представил на обсуждение подготовленный им проект алфавита для тюркских народов, но не смог добиться его признания. На съезде он, встретившись с Ф.Кёпрюлюзаде, Али беком Гусейнзаде и другими, через них добивается установления контакта с бывшими единомышленниками, находящимися в эмиграции.

Мощный контроль советских спецслужб над А.Байтурсыновым, возглавлявший в 1921-1925 годах комиссию по науке и литературе, и являвшимся почетным председателем общества исследователей Казахстана, не ослабевает ни на мгновение. Преподававшего казахский язык и литературу в Казахском педагогическом институте в Оренбурге, а затем в Казахском педагогическом институте в Ташкенте А.Байтурсынова в 1928 году приглашают на работу в Алматинский Казахский университет. Здесь он избирается профессором казахского языка и литературы. Но это не займет слишком много времени. Хотя А.Байтурсынов работал в сфере просвещения, занимался научными исследованиями, он не отказывался от политической деятельности. Он принимает активное участие в создании тайной националистической организации, планировании совместной борьбы тюркских народов против российских оккупантов. Несмотря на его неоценимые заслуги в области просвещения и науки, его арестовывают 12 июня 1929 года. После долгого и мучительного следствия суд зачитывает приговор о расстреле за участие в националистической организации. Восемь месяцев ожидая того дня, когда он будет застрелен, смертный приговор А.Байтурсынов, наконец, сменяется 10-летним тюремным заключением. Отправленный в тюрьмы на Соловецские острова А.Байтурсынов был досрочно освобожден из тюрьмы в 1934 году. После освобождения из тюрьмы его семья также освобождается от ссылки. Но из-за того, что на документах А.Байтурсынов написано, что он «не подлежит принятию на работу», ему не удается найти работу. Семья сталкивается с материальными трудностями. А.Байтурсынов не мог заниматься научным и художественным творчеством в тюрьме и ссылке. В 1937 году его снова арестовывают. А.Байтурсынов вместе с бывшими членами «Алаш» Г.Нурумовым, А.Касымовым, А.Ермаковым, а также народным комиссаром просвещения Казахской ССР Т.Жургеневым, заместителем председателя Совнаркома РСФСР Т.Рыскуловым, профессорами, живущими в Баку Б.Чобанзаде и Г.Губайдуллиным и другими приговаривается к расстрелу за антисоветскую пропаганду, попытку свержения советского государства. Смертный приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года.

А.Байтурсынов, как выдающийся казахский ученый, писатель, переводчик, издатель, лингвист и литератор, служивший общественному и культурному пробуждению казахского народа, не забыт и сегодня, своей жизнью и творчеством показывает путь тюркской интеллигенции.

Дата публикации
15 марта 2022
Дата обновления
15 марта 2022
Тип
Доклад

Сейчас читают

24 мая 2025
Определение принадлежности к гражданству Республики Казахстан
24 мая 2025
Совершение нотариальных действий
24 мая 2025
Оказание финансовой помощи по программе "Представление интересов Республики Казахстан за рубежом"

Социальные медиа

Facebook
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации