Меню

Страницы

Статья

Биография Джамбула Джабаева

Джамбул Джабаев (28 февраля 1846 г. - 22 июня 1945 г.) – советский и казахский народный поэт, айтыскер и жыршы.

Өмірбаяны

Джамбул Джабаев родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного, но довольно уважаемого кочевника Джабая (каз. Жабай) из подрода Екей рода Шапрашты входящего в состав Старшего жуза.

Согласно семейному преданию, Джамбул родился возле горы Джамбул (каз. Жамбыл) в верховьях реки Чу (ныне Мойынкумский район Жамбылской области Казахстана). Джабай Истыбаев (ок. 1812—1899), отец Джамбула, дал своему сыну имя горы. Мать Джамбула звали Улдан. У Джабая было три сына: Тайти, Коман, Джамбул.

23 июня (5 июля1846 года Старший жуз вступил в подданство Российской империи.

Ещё мальчиком Джамбул научился играть на домбре. Дядя Джамбула, брат отца, был известным домбристом. В 14 лет (по другим данным: в 1858 году в возрасте 12 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Джамбул пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.

Одной из вершин творчества Джамбула являются его айтысы.

В конце XIX и начале XX в. Джамбул участвовал в состязаниях двух акынов айтыс: в 1881 году победил акына Кулмамбета, в 1895 году — Сарбаса, в 1902 году — Досмагамбета, в 1909 году — Шашубая. Джамбул и до айтыса с Кулмамбетом участвовал в небольших состязаниях — кайым-айтыс.

Ко времени Октябрьской революции 1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина», — говорил Джамбул.

После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).

В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.

Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

Когда началась Великая Отечественная война, ушёл на фронт рядовой Алгадай Джамбулов (1900—22 февраля 1943), сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.

Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского районаАлматинская область (район и аул названы в его честь). В этом ауле, в доме где он жил, организовали музей Джамбула (Жамбыла), около дома и по сей день разбит сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за посёлком Узынагаш, примерно в 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора.

Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Притча о лентяе» и др.).

В советское время песни акына приобрели всенародную известность№ Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.

Джамбул создал песни о Сталинской Конституции («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).

В 1937 году под именем Джамбула вышла ода Николаю Ежову — «Песня о батыре Ежове», другой вариант — «Нарком Ежов» (перевод К. Алтайского). Песня была положена на музыку В. Шафранниковым, но более известна в виде стихотворения, поскольку вскоре Ежов был снят со всех постов, осуждён и расстрелян.

Стали широко известны и получили популярность его песни периода Великой Отечественной войны — «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москве», «Приказ Родины».

Существует версия, что стихи за Джамбула писали русские поэты, официально числившиеся переводчиками; подобные слухи ходили упорно и отражены, например, в книге Соломона Волкова «Свидетельство» (выпущенной автором как «воспоминания Шостаковича»).

Поэт Алдан-Семёнов утверждал, что Джамбула «создал» именно он, когда в 1934 году получил задание от партии найти какого-нибудь акына. Джамбул был найден им по рекомендации председателя колхоза; критерием выбора была бедность и множество детей и внуков. Стихи за него писал Алдан-Семёнов, после же его ареста в дело включились другие «переводчики». В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский, который числится переводчиком большинства военных стихов Жамбыла, включая «Ленинградцы, дети мои».

Согласно сведениям, собранным казахстанским журналистом Ерболом Курманбаевым, авторами стихов, приписываемых Джамбулу, были казахские поэты, приставленные к нему под видом литературных секретарей. Согласно Курманбаеву, Джамбул «был, по многим свидетельствам, акыном своего рода шапрашты, но до 1936 года никаких известий о его величии не было». В 1936 году нарком народного просвещения Казахстана Темирбек Жургенов вызвал к себе поэта Абдильду Тажибаева и сказал, что первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Мирзоян звонил из Парижа. «У казахов много акынов, — сказал Мирзоян. — Давайте найдём к первой декаде Казахстана в Москве такого же старого, как Сулейман Стальский (дагестанский поэт), акына». Тажибаев отыскал Джамбула, привез его к себе домой в Алма-Ату и представил в ЦК. Он же стал у Джамбула первым по времени секретарём и опубликовал под его именем стихи «Туған елім» («Моя Родина»), переведённые на русский язык поэтом Павлом Кузнецовым (который затем несколько лет переводил Джамбула; а по свидетельству композитора Евгения Брусиловского, именно Павлу Кузнецову принадлежит честь «открытия» Джамбула для читателей и опубликованные в газете «Правда». Стихи понравились, после чего к Джамбулу прикрепили группу поэтов-секретарей, в обязанности которых входило записывать его творения. За Тажибаевым последовал Калмакан Абдыкадыров, переводчик на казахский язык сказок «1001 ночь». С 1938 по 1942 годы за Джамбулом стихи записывал Таир Жароков, с 1942 года до конца жизни Джамбула — Гали Орманов[12]. Согласно Е. Витковскому и В. Резвому, Марк Тарловский был главным штатным «переводчиком» и русским секретарём Джамбула с 1941 года по 1 октября 1943 года.

По словам Михаила Исиналиева, уже в 1954 году тогдашний партийный глава Казахстана Пантелеймон Пономаренко на III съезде писателей республики публично опроверг, очевидно, широко распространенные слухи об авторстве стихов Джамбула, заявив: «После смерти Джамбула прошло много лет, остались все его секретари, переводчики, но почему-то нет ярких стихов Джамбула, дело видно в том, чтобы гранить как алмаз (что делали его секретари, переводчики) надо иметь этот самый алмаз, чем и была поэзия Джамбула».

 

 

Дата публикации
07 июня 2021
Дата обновления
07 июня 2021
Тип

Сейчас читают

15 апреля 2024
Порядок предоставления карты «Ата жолы» для этнических казахов, проживающих за рубежом
27 марта 2024
Оказание услуг для иностранных граждан
20 марта 2024
Выдающаяся роль великого ученого в развитии Казахстана: к 125-летию академика Каныша Сатпаева

Социальные медиа

Facebook
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации