Земельные отношения (по состоянию на 17 января 2025 года)
Территория Западно-Казахстанской области составляет 15 миллионов 133 тысяч га.
Земли сельхозназначения – 7913,9 тыс. га, (из них пашни – 606,7 тыс. га, многолетние насаждения – 1,9 тыс. га, залежи – 548,1 тыс. га, сенокосы – 499,9 тыс. га, пастбища – 6200,6 тыс. га, прочие земли – 56,7 тыс. га).
Земли населенных пунктов составляют 2422,7 тыс. га;
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения располагаются на площади 48,6 тыс. га;
Земли особо охраняемых природных территорий составляют 355,5 тыс. га;
Земли лесного фонда составляют 222,3 тыс. га;
Земли водного фонда – 81,5 тыс. га;
Земли запаса составляют 2625,7 тыс. га, (из них многолетние насаждения 0,4 тыс. га, залежи – 401,3 тыс. га, сенокосы 433,6 тыс. га, пастбища – 1381,9 тыс. га, прочие угодья составляют 408,5 тыс. га).
По неиспользуемым землям сельскохозяйственного назначения
В соответствии с поручением Главы государства по области местными исполнительными и уполномоченными органами проводится работа по выявлению неиспользуемых земель и повторному вовлечению их в сельскохозяйственный оборот.
В 2024 году уполномоченными органами в сфере земельных отношений города и районов выявлены и возвращены в государственную собственность 115,5 тыс.га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Конкурсы по землям сельскохозяйственного назначения
В 2023 году в целях предоставления земель сельскохозяйственного назначения местными исполнительными органами проведено 51 конкурсов, в результате предоставлено 339 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 183,6 тыс.га.
В 2024 году проведено 54 конкурса, в результате которых предоставлено 245 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 146,1 тыс.га.
Аукционы на земельные участки для коммерческих целей
В 2023 году по продаже права аренды на земельные участки для коммерческих целей по области проведено 85 аукционов, в результате которых реализовано 101 земельных участков площадью 53,0 га.
В 2024 году проведено 109 аукционов, в результате которых реализовано право аренды на 198 земельных участков площадью 84,5 га.
Индивидуальное жилищное строительство
В области осуществляется определенная работа по выделению земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На 1 января 2025 года количество граждан, состоящих в очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, составляет 163 880 человек (по г.Уральск 109 428 человек).
В 2023 году для индивидуального жилищного строительства выделено 254 земельных участков (Акжаикский – 99, Бурлинский район – 30, Жангалинский район-18, Каратобинский район-17, Сырымский район – 16, Теректинский район – 1, Таскалинский район-12, Чингирлауский район –5, по городу Уральск - 56).
В 2024 году для данных целей предоставлено 353 земельных участка: по Акжаикскому району – 31, Бокейординскому району – 10, Бурлинскому району – 42, Жангалинскому району – 1, району Бәйтерек – 51, Казталовскому району – 65, Каратобинскому району - 4, Сырымскому району – 106, Таскалинскому району – 18, Шынгырлаускому району – 17, по городу Уральск - 8 земельных участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Земельного кодекса РК (далее - Кодекс) предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется:
1) для реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 284 Предпринимательского кодекса РК;
2) иностранным государствам и международным организациям в соответствии с международными договорами;
3) государственным землепользователям РК;
4) лицам, выигравшим конкурсы (тендеры) по строительству объектов, проводимые государственными органами, и когда такое строительство требует предоставления земельного участка непосредственно указанным лицам;
5) физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий (строений, сооружений) на прилегающей территории в соответствии с архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
5-1) физическим и юридическим лицам для строительства зданий (строений, сооружений) и их инженерно-коммуникационных сетей на территории, где ранее ими проведены изыскательские работы для целей строительства в соответствии со статьей 71 Кодекса, при условии, если ими выкуплены права на земельные участки, которые ранее принадлежали третьим лицам, в пределах планируемой застройки в соответствии с проектом детальной планировки;
5-2) физическим и юридическим лицам для строительства инженерно-коммуникационных сетей и систем к земельным участкам, принадлежащим им на праве собственности и землепользования, согласно схемам трасс, выдаваемым органами архитектуры и градостроительства вместе с техническими условиями на подключение к инженерным сетям и архитектурно-планировочным заданием в порядке, установленном законодательством РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
6) участникам кондоминиума для эксплуатации и содержания объекта кондоминиума;
7) для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья, а также огородничества;
8) для целей недропользования на основании лицензии на недропользование или контракта на недропользование в соответствии с Кодексом РК "О недрах и недропользовании", а также для строительства и (или) размещения инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для проведения операций по добыче полезных ископаемых, использованию пространства недр;
9) в качестве государственных натурных грантов на основании контракта, заключенного в соответствии с законодательством РК в области инвестиций;
10) участнику специальной экономической зоны или индустриальной зоны республиканского или регионального значения, управляющей компании специальной экономической зоны или индустриальной зоны в соответствии с законодательством РК о специальных экономических и индустриальных зонах;
10-1) из состава земель водного фонда, занятых территориальными водами, для строительства искусственных сооружений;
11) для нужд железнодорожного, автомобильного, морского и внутреннего водного, воздушного, трубопроводного транспорта, для нужд связи и энергетики, а также для строительства иных объектов, имеющих государственное значение;
12) под объекты общего пользования, предназначенные для удовлетворения нужд населения (водопроводы, теплотрассы, очистные сооружения и другие инженерно-коммуникационные сети и системы), а также под объекты специального назначения в соответствии с подпунктом 8) части пятой пункта 3 статьи 107 Кодекса;
13) для установления зон с особыми условиями пользования землей в соответствии со статьей 121 Кодекса;
14) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Кодекса;
14-1) для частного лесоразведения;
15) для строительства объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования РК, инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей;
16) научным центрам с международным участием и отечественным промышленным предприятиям в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Кодекса;
17) частным партнерам для реализации проектов государственно-частного партнерства либо концессионерам для реализации концессионных проектов;
18) социально-предпринимательским корпорациям для реализации инвестиционных и инновационных проектов;
19) субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационных проектов;
20) участникам (членам) хозяйственного товарищества или производственного кооператива при выходе из состава участников (членов) в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Кодекса;
21) переселенцам в регионах, определенных Правительством РК, для строительства объектов в черте населенных пунктов, за исключением городов областного значения.
Согласно статье 49-1 Земельного кодекса РК физические и юридические лица, заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка, подают заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка на бумажном носителе либо посредством веб-портала "электронного правительства" или Государственной корпорации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Заявлению присваивается регистрационный номер по дате его принятия и заявителю выдается уведомление, подтверждающее подачу заявления, в котором указывается дата получения решения по вопросу изменения целевого назначения земельного участка либо в его отказе.
В заявлении указываются следующие сведения:
кадастровый номер земельного участка;
запрашиваемое целевое назначение земельного участка;
площадь земельного участка;
номер и дата правоустанавливающего и идентификационного документов на земельный участок.
Заявление об изменении целевого назначения земельного участка рассматривается в срок до тринадцати рабочих дней с момента его поступления.
Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аким города районного значения, поселка, села, сельского округа в течение одного рабочего дня направляет поступившее заявление об изменении целевого назначения земельного участка в уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо в структурное подразделение соответствующего местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции.
Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления определяет возможность использования земельного участка по заявленному целевому назначению и направляет его на согласование одновременно всем заинтересованным государственным органам, соответствующим службам.
Согласующие органы в течение трех рабочих дней представляют соответствующие заключения о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.
Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заключений подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.
Решение об изменении целевого назначения земельного участка принимается на основании заключения земельной комиссии. Заключение земельной комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней с момента поступления в земельную комиссию предложения о возможности изменения целевого назначения земельного участка.
Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии подготавливает соответствующее решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа.
Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение двух рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии.
Отказ в изменении целевого назначения земельного участка должен быть мотивированным.
Копия решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка вручается заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия.
Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении целевого назначения земельного участка должно содержать:
кадастровый номер земельного участка;
целевое назначение земельного участка;
площадь земельного участка.
В случае подачи заявления в форме электронного документа посредством веб-портала "электронного правительства" решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка направляется заявителю в форме электронного документа в срок не позднее трех рабочих дней после его принятия.
Изменение целевого назначения земельного участка является государственной услугой. Порядок оказания государственной определен Правилами оказания государственной услуги "Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301.
В соответствии со статьей 43-1 Земельного кодекса РК предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, на праве временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства осуществляется на основе конкурса.
Конкурс осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, утвержденными приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 декабря 2018 года №518.
Публикация извещения о проведении конкурса осуществляется в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, интернет-ресурсах местных исполнительных органов районов, городов областного значения в пределах соответствующей области, специальных информационных стендах, а также на сайте центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами (Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан).
Для участия в конкурсе подаются следующие документы:
1) для негосударственных юридических лиц Республики Казахстан – наименование юридического лица, его место нахождения, сведения о государственной регистрации (перерегистрации) в качестве юридического лица, сведения о руководителях и участниках или акционерах заявителя – юридического лица с указанием размера их доли в уставном капитале (от общего размера уставного капитала), сведения об аффилированных лицах заявителя;
2) для физических лиц – фамилию, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) заявителя, место жительства, гражданство, индивидуальный идентификационный номер, сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
3) местоположение земельного участка, на который претендует заявитель;
4) конкурсное предложение;
5) обязательства по заключению договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости подписания указанного договора в случае признания заявителя победителем конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.
В свою очередь, конкурсное предложение должно содержать:
1) бизнес-план (прогнозный объем инвестиций, площади возделывания сельскохозяйственных культур, поголовье сельскохозяйственных животных, применяемые агротехнологии, наличие сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства, количество создаваемых рабочих мест);
2) обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, выполнению мероприятий по развитию сельскохозяйственной инфраструктуры;
3) обязательства по исполнению требований земельного законодательства Республики Казахстан, включая правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в соответствии со специализацией региона, соблюдению научно обоснованных агротехнологий, фитосанитарных и карантинных требований.
Следует отметить, что в сумме инвестиций не учитываются средства, направленные на строительство объекта хранения и переработки продукции, строительство помещения для содержания сельскохозяйственных животных, приобретение технологического оборудования.
Конкурсное предложение представляется в закрытом конверте в прошитом виде с пронумерованными страницами, за исключением случаев его подачи посредством веб-портала "электронного правительства".
Конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства проводится земельной комиссией в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан.
Победитель конкурса оценивается путем присвоения баллов по бизнес-плану, в том числе по прогнозному объему инвестиций, указанному в конкурсном предложении.
Участник, набравший наиболее высокий балл, признается победителем.
При равенстве баллов двух или более конкурсных предложений по предлагаемому объему привлекаемых инвестиций победитель конкурса определяется путем открытого голосования членами земельной комиссии.
В данном случае признается победителем участник, набравший наиболее высокий балл и большинство голосов членов земельной комиссии.
После объявления местными исполнительными органами районов, городов областного значения конкурса по предоставлению земель сельскохозяйственного назначения, каждое физическое либо юридическое лицо вправе принять в нем участие.
Также стоит отметить, что преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства пользуются граждане, которые будут вести хозяйство на основе личного трудового участия, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данном районе, городе, селе, поселке.