Лого

Меню

Страницы

Статья

Коррупционные риски, выявленные в результате внутреннего анализа: КГУ "Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Кызылординской области"

2024

КГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Кызылординской области»

Коррупционный риск

Механизм устранения

Срок

Исполнено/неисполнено

 

Считаем необходимым автоматизировать функцию по вводу на портал лиц, лишенных права рыболовства, с указанием ФИО, ИИН, даты и номер акта суда, срока наложения ареста. Портал автоматический (портал должен автоматически проверять список рыбаков в заявке и самого услугополучателя) будет отказывать услугополучателям в приеме заявки. Портал должен отражать запрет во всех регионах страны.

Комитет рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК направлено письмо №04-15/1133 от 10.05.2024 г. В настоящее время Комитетом рыбного хозяйства рассматривается данное предложение.

Май

2024 года

На исполнении

 


2024 год

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Кызылординской области

В соответствии с подпунктом 3) пункта 9 приложения 8 к приказу и. о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года № 18-04/675 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на пользование животным миром» в отношении услугополучателя осуществляется контроль за его деятельностью или за получением отдельных установлено, что наличие вступившего в законную силу решения (приговора) суда о запрещении видов деятельности относится к основаниям для отказа в оказании государственной услуги, установленным законодательством Республики Казахстан.

Однако на портал Е-лицензии не включена функция с указанием ФИО, ИИН, даты и номера приговора суда и срока наложения ареста лиц, лишенных права на рыбную ловлю.

В связи с тем, что данная функция не введена, государственные поставщики услуг не информированы об утрате услугополучателем права на рыбную ловлю при выдаче соответствующего разрешения.


2023 год

Областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования (подведомственные субъекты квазигосударственного сектора)

пунктом 1-2 статьи 31 Лесного кодекса определены следующие виды лесопользования при долгосрочном лесопользовании на участках государственного лесного фонда::

1) заготовка древесины;

2) Приготовление смол, древесных соков;

3) использование участков государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

4) использование участков государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;

5) использование участков государственного лесного фонда для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей;

6) использование участков государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород и плантационных насаждений специального назначения;

7) косвенное лесопользование.

В этой связи, в пункте 18 методической инструкции по исчислению ставок платы за лесопользование на участках государственного лесного фонда, утвержденной приказом и. о. министра сельского хозяйства от 13.09.2018 г. №383 предусмотрено, что долгосрочными (от 10 до 49 лет) видами лесопользования являются:

1) Приготовление смол и древесных соков;

2) заготовка вторичных древесных ресурсов;

3) сенокос и выпас скота;

4) использование участков государственного лесного фонда для охотничьих нужд, выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород и плантационных насаждений специального назначения для научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей, т. е. не установлен вид лесопользования с инструкцией и не регламентирован порядок его предоставления на длительный срок.

 

Согласно статье 34 Лесного кодекса, лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в краткосрочное лесопользование на срок до одного года на основании лесного билета, выдаваемого государственными лесовладельцами, и на срок от одного до десяти лет на основании договора краткосрочного лесопользования, заключаемого между государственным лесовладельцем и лесопользователем.

Пунктом 2 настоящей статьи определены следующие виды лесопользования при краткосрочном лесопользовании на участках государственного лесного фонда::

1) косвенное лесопользование;

2) использование участков государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;

3) использование участков государственного лесного фонда для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей;

4) заготовка вспомогательных древесных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 Правил учета, хранения, заполнения и выдачи Лесорубочных билетов, форм лесорубочного билета и лесного билета, утвержденных приказом министра сельского хозяйства от 26.01.2015 г. №18-02/40:

1) заготовка древесины;

2) Приготовление смол, древесных соков;

3) заготовка вспомогательных древесных ресурсов;

4) косвенное лесопользование (сенокошение, выпас скота, мараловодство, звероводство, размещение пчелиных ульев и пасек, садоводство, огородничество, огородничество и выращивание прочих сельскохозяйственных культур, лекарственных трав и технического сырья, дикорастущих фруктов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, подготовка и сбор мха, лесного покрова и опавших листьев, тростника);

5) использование участков государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

6) использование участков государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;

7) использование участков государственного лесного фонда для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей;

8) виды использования участков государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород и плантационных насаждений специального назначения.

 

30 декабря 2021 года был принят Закон РК» Об ответственном обращении с животными«, внесены изменения и дополнения в Кодекс РК» О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК "Об административных правонарушениях" от 30.12.2021 г.№99 "Об ответственном обращении с животными".

В соответствии с этим, кодекс дополнен статьями 407-1 (жестокое обращение с животными) и 407-2(нарушение законодательства Республики Казахстан в области ответственного обращения с животными), и определено право руководителей и заместителей государственных учреждений лесного хозяйства рассматривать дела об административных правонарушениях по данным статьям (ст. 709).

Также на местные исполнительные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, установленных статьями 407-1 и 407-2 в соответствии со статьей 729 настоящего Кодекса.

Закон» Об ответственном обращении с животными " регулирует общественные отношения в области ответственного обращения с животными в целях защиты животных, обеспечения безопасности при обращении с ними, укрепления нравственности и соблюдения принципов гуманности общества, а также защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц при обращении с животными. Настоящим Законом установлены определения диких животных и домашних животных.

В этом случае дикие животные-это животные, в которых дикая природа является естественной средой обитания, в том числе содержащиеся в непроизвольных и (или) полувольных условиях.

домашние животные (животные – компаньоны)-это животные, которых человек традиционно кормит и разводит для удовлетворения своих эстетических потребностей и потребностей в общении, независимо от того, к какому виду он принадлежит.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями коммунальных государственных учреждений по охране лесного и животного мира они являются некоммерческими учреждениями в организационно-правовой форме коммунального государственного учреждения, осуществляющего функции по охране, сохранению, воспроизводству лесного и животного мира в границах земель лесного фонда. В этой связи указанные нормы Кодекса административных правонарушений возлагают дискреционные полномочия на лесные учреждения.

 

В ходе анализа выявлены риски в Правилах рыболовства, утвержденных приказом и. о. министра сельского хозяйства РК от 27.02.2015 г. № 18-04/148. В соответствии с пунктом 39 правил мелиоративным отловом являются рыбные ресурсы и другие водные животные, направленные на повышение рыбопродуктивности водоемов, сохранение рыбных ресурсов и других водных животных и улучшение условий их обитания и размножения, включая массовый отлов, отлов недорогих видов рыб, отлов в угрожаемых водоемах и (или) участках обозначен как улов.

В случаях возникновения угрозы гибели рыбы на рыбохозяйственных водоемах и (или) участках, не приводящих к массовой гибели рыбы в пункте 40 правил и невозможности устранения такой угрозы путем проведения текущей рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах, территориальным подразделением являются местные исполнительные органы, научные и общественные организации, в решении комиссии, созданной территориальным подразделением из представителей уполномоченного органа в области окружающей среды и водных ресурсов, говорится, что организует мелиоративное рыболовство на основании научных рекомендаций и по результатам ихтиологических наблюдений.

В пункте 43 правил указано, что право на мелиоративный вылов имеют физические и юридические лица при наличии разрешения на пользование животным миром, выданного местным исполнительным органом.

В этой связи и. о. министра сельского хозяйства РК 19.12.2014 г.

В правилах выдачи разрешений на пользование животным миром, утвержденных приказом № 18-04/675, разрешения на пользование животным миром разрешаются в целях охоты, рыболовства (промыслового, любительского (спортивного), научно-исследовательского, мелиоративного отлова, воспроизводственного отлова) специального использования животного мира, содержания животных в научных, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических целях, а также в целяхпоказано, что ИБ передается на виды использования в целях профилактики эпидемий и воспроизводства видов животных.

Однако установлено, что для получения вида услуг по получению разрешений на проведение мелиоративного лова на водоемах и (или) участках, не повлекших массового вымирания рыбы, природопользователь заполняет заявление установленной формы без представления документов, подтверждающих наличие угрозы вымирания.

Это, в свою очередь, создает определенные коррупционные риски в процессе оказания услуг.

 

В ходе внутреннего анализа выявлены различия в вариантах правовых актов на казахском и русском языках.

Так,» Об утверждении Правил субсидирования повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства), а также развития племенного рыбоводства " от 24.05.2022 г. министра экологии, геологии и природных ресурсов РК. В пункте 4 Правил, утвержденных приказом № 180, постановление местного исполнительного органа (услугодателя) с объемом субсидий по видам субсидирования направляется местным исполнительным органом (услугодателем) на согласование уполномоченному органу в области охраны, воспроизводства и использования животного мира через интранет – портал государственных органов не позднее 20 января соответствующего года.

Однако правилами на русском языке не установлен порядок направления проекта постановления к соглашению через интранет – портал государственных органов.

 

Министра сельского хозяйства РК от 19.03.2015 г.

В соответствии с правилами проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и (или) участков, утвержденными приказом №18-04/245, при подготовке и проведении конкурса организатором конкурса разрабатывается план развития субъектов охотничьего или рыбного хозяйства.

В связи с этим министр сельского хозяйства РК 31.03.2015 г.

Согласно плану развития субъектов охотничьего хозяйства с положениями типовых форм плана развития субъектов охотничьего и рыбного хозяйства, утвержденного приказом №18-04/287, субъектам необходимо предусмотреть средства на мероприятия по развитию и отразить их в плане. Однако необходимо отметить, что субъектами установлены минимальные и предельные значения средств, которые должны быть направлены на развитие, а также основания и источники его формирования.

В этом случае при выборе победителя конкурса могут возникнуть различные риски. В этой связи, в данном положении предлагается разработать и направить субъектам рекомендательное письмо об установлении минимальных и предельных значений средств, которые необходимо потратить на развитие, и оснований и источников их формирования.

 

В соответствии с квалификационными требованиями, установленными в абзаце 4 пункта 1 статьи 40 Закона РК» Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира«, охотничьи угодья, полностью расположенные в частной собственности или на земельных участках временного землепользования физических и негосударственных юридических лиц, а также рыбохозяйственные водоемы и (или) участки местного значения по их заявке решением местного исполнительного органа области без проведения конкурса закрепляется за ними».

При этом квалификационные требования к природопользователям при закреплении за заповедными охотничьими угодьями и рыбохозяйственными водоемами и участками установлены Правилами проведения соревнований, утвержденными приказом министра сельского хозяйства РК от 19.03.2015 г. №18-04/245.

И ранее утвержденных квалификационных требований к лицам при повторном закреплении рыбохозяйственных водоемов и участков, утвержденных приказом и. о. министра сельского хозяйства РК от 15.08.2017 г. №337.

Законом в данной сфере не определены квалификационные требования, предъявляемые рисковыми актами«при закреплении охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и участков местного значения на земельных участках, находящихся в частной собственности или во временном землепользовании физических и негосударственных юридических лиц без проведения конкурса.

Поэтому при бесконкурсном закреплении участков данной категории возможны коррупционные риски.

 

Состояние окружающей среды является одним из основных факторов, определяющих здоровье населения.

В процессе добычи полезных ископаемых образуются сотни тысяч тонн опасных отходов.

Одним из принципов государственной экологической политики в области управления отходами является ответственность формирователя отходов (Экокодекс

П. 3 ст. 328), которые являются собственниками отходов, произведенных самими создателями регуляторных отходов (п. 2 ст. 339 Экокодекса).

В соответствии с принципом» загрязнитель платит", формирователь отходов несет ответственность до момента передачи в распоряжение лица, осуществляющего операции по восстановлению или удалению отходов.

Под управлением отходами понимаются операции, осуществляемые в отношении отходов с момента образования отходов до их окончательного уничтожения (п. 1 ст. 319 Экокодекса).

При этом накопление отходов на месте их образования является одной из операций по управлению отходами.

Под накоплением отходов понимается временное накопление отходов в специально отведенных местах (от 3 месяцев до 1 года) в течение сроков, указанных до образования отходов или их окончательного восстановления или уничтожения (п. 2 ст. 320 Экокодекса).

Как правило, с момента образования отходов до захоронения или уничтожения негативное воздействие на окружающую среду начинается в местах накопления и временного хранения.

Кроме того, хранение и долгосрочное хранение отходов горнодобывающей промышленности с целью применения платы за негативное воздействие на окружающую среду приравнивается к захоронению отходов (Экокодекс п. 1 ст. 359).

Однако отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, независимо от того, хранятся ли они временно или в долгосрочной перспективе.

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду:

1) выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс загрязняющих веществ;

3) захоронение отходов;

4) за размещение серы в открытом виде на серных картах взимается плата (Экокодекс ст. 127).

Для объектов I и II категорий на основании соответствующего экологического разрешения устанавливаются лимиты на накопление и захоронение отходов (п. 1 ст. 334 Экокодекса).

При этом объектом налогообложения являются только отходы, на которых были проведены обеззараживающие операции, т. е. максимально замедлены опасные свойства и захоронены.

Однако отходы, не прошедшие дезинфекционные операции и размещенные в местах накопления и хранения в срок от 3 месяцев до 1 года без максимального устранения опасных для окружающей среды свойств (отрицательное воздействие не устранено), не являются объектом налогообложения и освобождены от уплаты налогов, т. е. противоречат требованию Экологиякодекса в пункте 1 статьи 126 О необходимости взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и не подходит.

В этой связи, для временного хранения отходов в местах накопления рекомендуем дополнить статью 127 Кодекса экологии подпунктом следующего содержания: «5)для временного сбора отходов в специально отведенных местах».

 

Вносит предложения к награждению на основании предложений подведомственных учреждений Управления К благодарственным письмам и грамотам акима и первого заместителя акима области. При подготовке предложений к благодарственным письмам и грамотам не установлены условия отбора кандидатов и порядок внесения предложений. Учреждения, подведомственные управлению, награждаются благодарственными письмами и грамотами путем самостоятельного выбора кандидатов в управление.

Так, в 2022 году в благодарственные письма и грамоты по собственному выбору было внесено 70 предложений и награждены сотрудники.

В этом случае благодарственные письма и грамоты не могут быть награждены работниками, которые продемонстрировали лучшую трудовую модель, которая имеет реальную заслугу и не имеет дисциплинарного взыскания.

В соответствии с этим отсутствие в деятельности управления правил, определяющих порядок представления работников к награждению благодарственными письмами и грамотами и их награждения, сопряжено с определенными рисками.

 

Пункт 12 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» предусматривает, что поставщик обязан вернуть поставщику сумму обеспечения (при ее наличии) в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения своих обязательств по договор о государственных закупках.

Также в течение трех рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком обязательств по договору о государственных закупках единый оператор в сфере государственных закупок осуществляет перевод суммы денег, внесенной на электронный кошелек поставщика, для обеспечения выполнения контракта о государственных закупках, а также настоящего В соответствии со статьей 26 Закона сумма (при ее наличии) будет возвращена автоматически.

При этом единый оператор в сфере государственных закупок в течение трех рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения Поставщиком обязательств по договору о государственных закупках перечисляет на электронный кошелек поставщика внесенную денежную сумму. для обеспечения исполнения договора о государственных закупках, а также 26 настоящего Закона установлено, что сумма (при ее наличии) будет возвращена автоматически в соответствии со статьей.

Дата публикации
09 ноября 2023
Дата обновления
13 августа 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
24 июня 2025
План работы на 2025 год
Информация
17 июня 2025
Онлайн мониторинг бюджетных средств
Информация
17 июня 2025
Об итогах социально-экономического развития Кызылординской области за январь-май 2025 года

Социальные медиа

Telegram
Facebook
YouTube
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации