Лого

Меню

Страницы

Статья

Коррупционные риски, выявленные в результате внутреннего анализа: КГУ "Управление культуры и спорта Кызылординской области"

2024

КГУ «Управление культуры, архивов и документации»

Коррупционный риск

Механизм устранения

Срок

Исполнено/

неисполнено

1

В пункте 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» заменить понятие «археологические работы» понятием «разведочные работы».

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

2

Пунктом 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» установлено, что при выявлении объектов историко-культурного наследия на стадии освоения земельных участков объекты историко-культурного наследия включаются в список предварительного учета в течение месяца с момента их обнаружения. Примечание: так как, в связи с вопросом присвоения статуса выявленным объектам историко-культурного наследия, проведение повторной историко-культурной экспертизы и внесение изменений в постановление акимата области являются долгосрочными и финансово-необходимыми работами.

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

3

Дополнить статью 36 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» требованиями регулирования ценовых отношений (прейскурант) при подготовке историко-культурной экспертизы.

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

4

Внесение изменений и дополнения в пункт 5 Приказа Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года № 123 «Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования творческих кружков для детей и подростков» о подтверждении электронного табеля участия каждого ребенка с помощью технологии Face ID (Face ID - это биометрическая технология для определения личности человека через его лицо) его законного представителя.

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

5

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре» по передаче финансирования, т. е. операторского исполнения государственного творческого заказа на душу населения на уровень районного (городского) бюджета:

 Исключение подпунктов закона Республики Казахстан «О культуре» за 2006 год «14-4) утверждает государственный творческий заказ на финансирование творческих кружков для детей и подростков в пределах объема бюджетных средств», «14-5) утверждает государственный творческий заказ на финансирование творческих кружков для детей и подростков независимо от форм собственности, их ведомственной подчиненности, типов и видов поставщиков услуг государственного творческого заказа обеспечивает размещение заказа», «14-6) обеспечивает выполнение всех этапов и процедур размещения, контроля качества и целевого освоения государственного творческого заказа в электронном и общедоступном форматах» и дополнить подпунктами 9 пункта 1 статьи  «9-1) утверждает государственный творческий заказ на финансирование творческих кружков для детей и подростков в пределах объема бюджетных средств» «9-2) обеспечивает размещение государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и подростков независимо от форм собственности, их ведомственной подчиненности, типов и видов поставщиков услуг государственного творческого заказа», «9-3) обеспечивает выполнение всех этапов и процедур размещения, контроля качества и целевого освоения государственного творческого заказа в электронном и общедоступном форматах».

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

6

Внести пункт в приказ министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года № 122 «Об утверждении Правил размещения и функционирования государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и юношества» «предоставление оператору права на сбор персональных данных в отношении здоровья, подсудности руководителей кружков, учителей, представление поставщиком трудового договора с учителями с поставщиками».

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

7

Внесение дополнения в пункт 24 приказа министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года №411» Об утверждении Правил проведения аттестации гражданских служащих государственных архивов Республики Казахстан «словом» включение в состав комиссии руководителя подразделения или специалиста местного исполнительного органа в области архивного дела и документации".

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

8

Внести в приказ министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2020 года № 103 «Об утверждении правил установки новых сооружений монументального искусства «изменение» особо выдающемуся лицу необходимо установить одно монументальное произведение искусства по Республике".

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается

9

Внесение изменений в Закон Республики Казахстан «О культуре» по порядку проведения концертов и мероприятий с участием иностранных артистов или творческих коллективов для исключения резонансных ситуаций идеологического направления. Предлагается внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты с учетом предложений, представленных по результатам мониторинга, проведенного на основании вышеизложенного.

17 июня 2024 года цифровым письмом №03-47/910 направлено предложение в Министерство культуры и информации РК

01.12.2024

Результат ожидается


2024 год

Управление культуры, архивов и документаций Кызылординской области (подведомственные субъекты квазигосударственного сектора)

Впункте 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» указано: «При освоении территорий до выделения земельных участков должны проводиться археологические работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Заключение историко-культурной экспертизы включает в себя работы по выявлению объектов историко-культурного наследия с помощью визуального обзора территории, спутниковых программ (Яндекс карта, Google Планета Земля) и историко-библиографических данных. В заключении даются рекомендации, связанные с сохранением выявленных объектов (сохранение охранных зон, проведение археологических работ и т.д.). А археологические работы специально планируются и требуют определенных сроков и дополнительных средств. Кроме того, требование проведения археологических работ по освоению территории противоречит пункту 1 статьи 33 Закона (археологические работы осуществляются на основании плана археологических работ, утвержденного уполномоченным органом. Указано, что внеплановое проведение археологических работ не допускается).

 

Пунктом 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» указано«При выявлении объектов историко-культурного наследия на стадии освоения земельных участков они в течение одного месяца с момента сообщения об обнаружении включаются в список предварительного учета.

Внесение в Государственный список памятников истории и культуры объектов историко-культурного наследия, выявленных в ходе освоения земельных участков и включенных в список предварительного учета, либо исключение их из списка предварительного учета производится соответствующими государственными органами в течение трех месяцев с момента их включения в список предварительного учета».

Примечание: так как, присвоения статуса выявленным объектам историко-культурного наследия, проведение повторной историко-культурной экспертизы и внесение изменений в постановление акимата области являются долгосрочными и финансово-необходимыми работами.

 

В связи с тем, что статьей 36 Закона Республики Казахстан  «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» не предусмотрено регулирование ценовых отношений при подготовке историко-культурной экспертизы, на сегодняшний день высокие и разнообразные цены на услуги историко-культурной экспертизы вызывают недовольство заказчиков. Нормами закона необходимо регулировать ценовые отношения относительно заключения историко-культурной экспертизы (должен быть прейскурант).

 

В соответствии с требованиями пункта 5 Правил, утвержденных приказом министра культуры и спорта РК от 28 апреля 2021 года №123 (далее - Правила), электронный табель участия на каждого ребенка подтверждается электронной цифровой подписью его законного представителя или посредством Личного кабинета (логина, пароля), либо одноразовым паролем на абонентский номер в виде короткого текстового сообщения (должен быть подтвержден применением одного из этих трех способов).

В связи с этим, с текущего года проводится подтверждение электронных табелей посредством электронной цифровой подписи.

Тем не менее, среди населения поступают заявления и от физических лиц о том, что поставщики собирают для себя электронные цифровые подписи родителей (что, в свою очередь, означает, что наличие ЭЦП в руках третьего лица сопряжено с различными рисками, т. е. будут доступны личные данные постороннего лица, а также получение различных услуг от его имени).

Для профилактики данных нарушений и эффективного, целевого использования бюджетных средств предлагаем ввести подтверждение электронного табеля посещаемости каждого ребенка с помощью технологии Face ID (Face ID - биометрическая технология для определения личности человека через лицо), что является единственным подходом, позволяющим выявить повторных, неправильно заполненных или отсутствующих детей.

При этом, если средства выплачиваются за детей, фактически принявших участие в кружке, то, с другой стороны, родители также позволяют контролировать своевременность участия детей-подростков в кружке.

В этой связи, предлагаем внести соответствующие изменения в правила, чтобы каждый ребенок мог дополнительно подтвердить электронный табель посещаемости кружка с помощью технологии Face ID.

То есть, это позволит избежать и предотвратить факты хищения бюджетных средств, коррупции, с оплатой средств для детей, посещающих конкретные кружки. В настоящее время, как показали результаты проверок компетентных органов, для детей, которые не участвовали, имеется много фактов хищения бюджетных средств, сдав табели.

 

В соответствии с поручением Главы государства в стране запущена программа подушевого финансирования творческих кружков для детей и юношества (далее – программа), получившая хорошую оценку со стороны общественности.

Однако введение программы в дополнение к управлению возложило на него очень обширный объем работ (функций). Учитывая, что надзор, проверка и оплата со стороны Управления, предоставляемые предпринимателями ежемесячно, являются физически тяжелыми, сохраняется повышенный риск допущения недостатков в целевом расходовании средств, повышенный риск возникновения претензий со стороны предпринимателей и родителей.

В этой связи, представление заявок на участие в программе без документов на недвижимое имущество, прикрепление поддельных сертификатов прохождения образовательных курсов, передача зданий государственных учреждений предпринимателям на безвозмездной основе, подписание фиктивных актов при представлении электронных отчетов (табелей) могут представлять коррупционный риск.

В связи с этим актуальным является вопрос о пропорциональном исчислении средств, выделяемых районам и городам областного значения, в зависимости от количества детей на каждой территории, о проведении программы и передаче функции финансирования районным, городским бюджетам. Финансирование программы на уровне районного (городского) бюджета повысит доступность акиматов для надзора за деятельностью кружков и секций, откроет новые возможности для качественного и эффективного ведения работы.

В целях эффективной реализации программы предлагаем передать финансирование подушевого государственного творческого заказа, т. е. операторство, на уровень районного (городского) бюджета путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре».

 

Со стороны поставщиков необходимо зарегистрироваться в «единой системе учета трудовых договоров» по договорам с руководителями кружков, учителями. Так как со стороны некоторых поставщиков нарушаются требования подпункта 27 пункта 2 статьи 23 Трудового кодекса РК в связи с незарегистрированием договора.

Несмотря на то, что поставщиками представлены справки о наличии либо отсутствии судимости учителей и руководителей кружков, а также о наличии/отсутствии диспансерного наблюдения в наркологических, психоневрологических, противотуберкулезных организациях, данная справка может не содержать полных сведений об учителе/руководителе кружка. При этом, в связи с примирением с потерпевшим, ранее судимым или находящимся в уголовном преследовании, могут находиться лица, состоящие на учете в противотуберкулезной организации, освобожденные от уголовной ответственности и имеющие право на работу.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса РК организациям в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних: за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, за причинение вреда здоровью и нравственности людей, за причинение судимость или наличие судимости за уголовные правонарушения против неприкосновенности, за судимость лица, указано, что трудоустройство лиц, находящихся в уголовном преследовании или находящихся в преследовании, не допускается.

При этом, если оператору будет предоставлено право собирать персональные данные в отношении здоровья, подсудности учителей/руководителей кружков поставщиков, своевременная информация будет проверяться.

 

В пункте 24 «Правил проведения аттестации гражданских служащих государственных архивов Республики Казахстан», утвержденных приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года №411 говорится, что в состав комиссии входят руководители подразделений Государственного архива и представители работников. При отсутствии контроля со стороны исполнительного органа в ходе аттестации сотрудников архива могут возникнуть коррупционные риски.

 

В соответствии с приказом министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2020 года№ 103 «Об утверждении Правил установки новых сооружений монументального искусства» указано, что увековечивание памяти о выдающихся личностях, значимых исторических событий осуществляется путем установки новых сооружений монументального искусства.

В настоящее время установка нескольких памятников, бюстов на одном лице и установка монументальных художественных сооружений в населенных пунктах, отдельно от городских и районных центров, может вызвать негативный общественный резонанс. Кроме того, установка памятника одному и тому же лицу в каждой области является повторным расходованием бюджетных средств.

 

В статье 9-1 Закона Республики Казахстан «О культуре» указано «Порядок организации проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий».

При этом не предусмотрены специальные правила или инструкции по участию иностранных исполнителей в развлекательных культурно-массовых мероприятиях или проведению концертов.


2023 год

Управление культуры и спорта Кызылординской области (подведомственные субъекты квазигосударственного сектора)

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан» Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия " (далее - Закон) границы охранных зон памятников истории и культуры, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта утверждаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы. Местоположение памятников истории и культуры вносится в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, на которую регистрируется.

                В подпункте 18) статьи 3 Закона указано, что «историко-архитектурный опорный план-документ, фиксирующий территорию и местоположение памятника истории и культуры на соответствующей местности».

                Пункт 1 статьи 11 закона предусматривает выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий при разработке и утверждении градостроительных проектов по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с компетенцией местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения обеспечивает создание историко-архитектурных опорных планов и карт-схем местности».

                Не определено, какие лица (лица, имеющие лицензию или любые юридические лица) будут осуществлять подготовку проектов охранных зон по заказу местного исполнительного органа, тип, правила составления историко-архитектурных опорных планов и карт-схем приказом министра культуры и спорта РК. Поскольку данные работы касаются памятников истории и культуры, приоритет может быть отдан лицам, имеющим специальную лицензию, выдаваемую Министерством культуры и спорта РК.

                Эти работы может провести любое юридическое лицо.

Поскольку разработка историко-архитектурного опорного плана не регулируется никакими правилами и не существует единого систематизированного алгоритма работы, велика вероятность возникновения каких-либо коррупционных рисков.

 

Приказом министра культуры и спорта РК от 21 апреля 2020 года №99 утверждены правила проведения историко-культурной экспертизы (далее - Правила).

Согласно пункту 7 правил «осуществляет историко-культурную экспертизу в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, имеет лицензию на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ и (или) археологических работ на памятниках истории и культуры, а также осуществляет научно-реставрационные работы и (или) научно-исследовательские работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан О наукепроводится физическими и юридическими лицами, имеющими аккредитацию субъекта технической деятельности.».

В правилах не указано, какой вид деятельности лицензиата дает ему право проводить экспертизу какого-либо вида памятника, что вызывает неясности и несоответствия. 

Так, в соответствии с Правилами только юридическое лицо, имеющее лицензию на деятельность по осуществлению археологических работ, может выдать экспертное заключение на памятники архитектуры и градостроительства (мавзолеи, могилы, городища).

Однако, поскольку направление его деятельности-археология, его экспертиза памятников архитектуры и градостроительства может быть некачественной.

Кроме того, в правилах не указаны обстоятельства, исключающие или не провоцирующие конфликт интересов. К проведению историко-культурной экспертизы не должны привлекаться эксперты, имеющие личные интересы с заказчиком (например: близкие родственники, супруги, свойственники, лица, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком и т.д.), Так как возникновение коррупционных проявлений в такой ситуации не исключено. 

Здесь заказчиками выступают физические и юридические лица.

 

Статьей 8 Закона Республики Казахстан» О физической культуре и спорте " (далее - Закон) предусмотрена компетенция местных исполнительных органов, акимов района в городе, города районного значения, сельского округа, поселка и села, то есть компетенция управлений, городских и районных отделов.

В подпункте 1-1) пункта 1 статьи 8 Закона «1-1) осуществляет государственный контроль за безопасной эксплуатацией спортивного оборудования, предназначенного для занятий массовым спортом; "в подпункте 1-1) управления и пункта 2 статьи 8 Закона" 1-1) осуществляет государственный контроль за безопасной эксплуатацией спортивного оборудования, предназначенного для занятий массовым спортом;" рассмотрена компетенция районных отделов.

Управлением по данному пункту должен осуществляться государственный контроль за безопасной эксплуатацией спортивного оборудования, предназначенного для занятий массовым спортом.

Кроме того, статья 56 закона исключена Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI «О государственном контроле в области физической культуры и спорта» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Однако не существует принципа (правила), которым можно руководствоваться для осуществления этой компетенции.

Какие работы по выполнению управлением, городским и районными отделами по вышеуказанному подпункту не регламентированы правилами.

При этом отсутствие понятных описанных правил (правил) может вызвать негативные ситуации и вызвать коррупционные риски, такие как действия по собственному усмотрению.

 

В пункте 12) статьи 7 главы Государственного управления в области культуры Закона Республики Казахстан» О культуре «говорится, что» при проведении национальных, международных, республиканских конкурсов и фестивалей в различных сферах творческой деятельности призы и призы будут присуждаться уполномоченным органом".

(Справочно: в соответствии с пунктом 9 статьи 1 закона уполномоченный орган в области культуры (далее-уполномоченный орган) - Центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области культуры;)

Статья 8 компетенция местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы пункт 4) гласит: «организует проведение областных конкурсов, фестивалей и конкурсов в различных сферах творческой деятельности».

При этом компетенция местного исполнительного органа по присуждению премий и призов в ходе организации мероприятий и конкурсов-фестивалей республиканского, международного уровня не предусмотрена. 

В этой связи, в связи с тем, что местному исполнительному органу не предоставлена компетенция по присуждению премий и призов и не установлена специальная ставка на призовой фонд конкурсов республиканского, международного уровней, чрезмерная или недостаточная выплата призового фонда, присуждаемого призерам, создает коррупционные риски

 

Размер тарифа на оплату, указанный в приказе исполняющего обязанности министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 июня 2007 года №180» Об утверждении ставок авторского вознаграждения за производство музыкальных и драматических произведений", в настоящее время не соответствует размеру цен на рынке при оплате гонорара за сценарий спектаклей и мероприятий.

В связи с этим в пределах средств, выделенных на поставляемые пьесы и мероприятия, гонорары авторам могут быть переплачены, не совпадая с ценами на современном рынке.

Эти обстоятельства, в свою очередь, могут привести к коррупционным рискам.

 

Размер гонорара (гонорара) певцам и артистам, приглашаемым на культурно-массовые мероприятия, специальными нормативными правовыми актами уполномоченных органов не определен. Это, в свою очередь, создает возможности для неэффективного расходования бюджетных средств и является коррупционным риском в отрасли.

Поэтому, в дополнение к приказу исполняющего обязанности министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 июня 2007 года №180» Об утверждении ставок авторского вознаграждения за производство музыкальных и драматических произведений " по вышеуказанным актуальным вопросам, размер гонорара (гонорара) певцам и артистам, приглашаемым на культурно-массовые мероприятия, устанавливается в месячном расчетном показателе (МРП)  возникает необходимость внесения изменений и дополнений.

 

В подпункте 1 пункта 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193» О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий «5. Органам государственного управления: 1) оказание материальной помощи руководителям организаций в порядке, установленном органом государственного управления, за счет премирования по результатам их работы, установления стимулирующих надбавок к должностным окладам, а также экономии средств, предусмотренных на содержание соответствующего государственного учреждения по плану финансирования или плану развития, утвержденному органом государственного управления для казенного предприятия».

Указано, что премирование руководителей организаций по результатам их работы, установление стимулирующих надбавок к должностным окладам, оказание материальной помощи производятся в порядке, установленном органом управления.

Однако, в каком порядке осуществляется, четко не указано. При этом, какие работы должны быть выполнены со стороны органа управления, то есть должен ли быть утвержден порядок и условия, или какими критериями должны быть установлены результаты их работы и т.д.

В этой связи, поскольку порядок установления надбавок руководителям организаций явно не определен, требование данного пункта каждый понимает самостоятельно, соответственно, отдельные лица могут иметь приоритет или представлять интерес и создавать коррупционные риски.

То есть, поскольку порядок установления надбавок точно не указан, орган управления создает риск установления надбавок в различных объемах путем сговора с некоторыми руководителями организаций, которые относятся к нему тепло.

 

С 2021 года реализуется программа подушевого финансирования творческих кружков и спортивных секций (далее - программа). В прошлом году были проведены массовые проверки компетентными органами, выявлены многочисленные недостатки, в том числе для детей, не посещавших кружки со стороны недобросовестных поставщиков (мертвы души), представлены табели, много фактов хищения бюджетных средств. 

В соответствии с требованиями пункта 5 Правил, утвержденных приказом министра культуры и спорта РК от 28 апреля 2021 года №123 (далее - Правила), электронный табель участия на каждого ребенка подтверждается электронной цифровой подписью его законного представителя или посредством Личного кабинета (логина, пароля), либо одноразовым паролем на абонентский номер в виде короткого текстового сообщения (должен быть подтвержден применением одного из этих трех способов).

Ранее в 2021-2022 годах подтверждение электронных табелей во всех регионах родители проводили через личный кабинет. Это создало риски для некоторых недобросовестных поставщиков подписывать табель от имени родителей для детей, не участвовавших в кружках (выяснилось, что некоторые недобросовестные поставщики записывают на себя логины и пароли родителей и подписывают их от имени родителей).

В связи с этим, с текущего года было начато проведение подтверждения электронных табелей посредством электронной цифровой подписи.

Тем не менее, среди населения поступают заявления и от физических лиц о том, что поставщики собирают для себя электронные цифровые подписи родителей (что, в свою очередь, означает, что наличие ЭЦП в руках третьего лица сопряжено с различными рисками, т. е. будут доступны личные данные постороннего лица, а также получение различных услуг от его имени).

Для профилактики данных нарушений и эффективного, целевого использования бюджетных средств предлагаем ввести подтверждение электронного табеля посещаемости каждого ребенка с помощью технологии Face ID (Face ID - биометрическая технология для определения личности человека через лицо), что является единственным подходом, позволяющим выявить повторных, неправильно заполненных или отсутствующих детей рассчитаем.

При этом, если средства выплачиваются за детей, фактически принявших участие в кружке, то, с другой стороны, родители также позволяют контролировать своевременность участия детей-подростков в кружке.

В этой связи, предлагаем внести соответствующие изменения в правила, чтобы каждый ребенок мог дополнительно подтвердить электронный табель посещаемости кружка с помощью технологии Face ID.

То есть, это позволит избежать и предотвратить факты хищения бюджетных средств, коррупции, с оплатой средств для детей, посещающих конкретные кружки. В настоящее время, как показали результаты проверок компетентных органов, для детей, которые не участвовали, имеется много фактов хищения бюджетных средств, сдав табели.

 

Министра культуры и спорта Республики Казахстан

В соответствии с требованиями «правил проведения аттестации гражданских служащих государственных архивов Республики Казахстан», утвержденных приказом №411 от 25 декабря 2015 года, прохождение гражданскими служащими этапа тестирования в бумажном или электронном виде не уточнено.

В тесте, написанном на бумажном носителе, могут быть изменены варианты ответов, получено (установлено) положительное или отрицательное решение проблемы, в результате чего возникают коррупционные риски.

 

При ликвидации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также негосударственных организаций, нормативными правовыми актами по сдаче документов личного состава на государственное хранение не установлено.

В результате руководители физических лиц и организаций, занимающихся ликвидированной предпринимательской деятельностью, не принимают необходимых мер по приведению в порядок и передаче документов личного состава на государственное хранение.

В связи с этим юридические права и интересы физических лиц не защищены в ходе подтверждения трудового стажа, заработной платы, обязательных пенсионных взносов, обязательных социальных отчислений и других сведений социально-правового характера.

Кроме того, не исключается возникновение коррупционных рисков после ликвидации физических лиц и негосударственных организаций, занимавшихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необоснованно оформив соответствующие документы о работе на физических лицах (гражданах), которые на самом деле в них не работали, перед передачей документов на государственное хранение.

 

В приказ министра культуры и спорта Республики Казахстан от 20 октября 2014 года №42» Об утверждении возрастных категорий спортсменов по видам спорта в физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих учебно - тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса " (далее - приказ) 13 января 2023 года внесены изменения.

В изменениях, внесенных в настоящий приказ, говорится, что» в школах высшего спортивного мастерства осуществляется спортивная подготовка подростков, юниоров, молодежи". До внесения изменения в приказ от 13 января 2023 года «взрослые» имели возрастной диапазон.

В изменении, внесенном в приказ, нет слова "взрослые".Это, в свою очередь, препятствует введению в настоящее время контингента спортсменов школы высшего спортивного мастерства взрослыми спортсменами и не исключается вероятность возникновения каких-либо коррупционных рисков.

 

Приказ министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 ноября 2014 года №106» Об утверждении перечня видов физкультурно-спортивных организаций, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса, и правил их деятельности " (далее – Приказ №106) в Приложении 1 к главе 7 и в приказе министра культуры и спорта Республики Казахстан от 20 октября 2014 года №42 «Об утверждении возраста спортсменов по видам спорта в физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса» (далее-приказ №42) необходимо согласовать возрастную величину приема в группы по видам спорта

В Приложении 1 к главе 7 приказа № 106 возраст зачисления по фигурному катанию 4-5 лет, подростковый возраст по фигурному катанию по приказу №42 4-8 лет.

По государственной услуге» прием документов в детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы для инвалидов " отклонение документов спортсменов 6-8 лет считается необоснованным отказом по государственной услуге и может привести к коррупционным рискам.

 

В подпункте 1-16) пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан» О физической культуре и спорте «(далее - Закон) предусмотрена компетенция управления:» 16) формирует и утверждает списки сборных команд областей, городов республиканского значения, столицы по видам спорта по предложениям аккредитованных региональных и местных спортивных федераций".

Однако правила формирования состава областных сборных и штатных сборных команд по видам спорта не утверждены.

Только в уполномоченном органе утверждены правила формирования состава сборных и штатных сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по виду спорта) приказом Председателя Агентства РК по делам спорта и физической культуры от 2014 года №289.

Соответственно, из-за пробелов в регулировании данного вопроса из-за отсутствия правил формирования и утверждения списков областных сборных команд, не получивших результатов на областных соревнованиях, но включенных в состав сборной команды области, возможно участие в официальных республиканских соревнованиях от имени области, т. е. возможно возникновение коррупции путем формирования недобросовестной конкуренции (условий).

 

В пункте 12) статьи 7 главы Государственного управления в области культуры Закона Республики Казахстан» О культуре «говорится, что» при проведении национальных, международных, республиканских конкурсов и фестивалей в различных сферах творческой деятельности призы и призы будут присуждаться уполномоченным органом".

(Справочно: в соответствии с пунктом 9 статьи 1 закона уполномоченный орган в области культуры (далее-уполномоченный орган) - Центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области культуры;)

Статья 8 компетенция местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы пункт 4) гласит: «организует проведение областных конкурсов, фестивалей и конкурсов в различных сферах творческой деятельности».

При этом компетенция местного исполнительного органа по присуждению премий и призов в ходе организации мероприятий и конкурсов-фестивалей республиканского, международного уровня не предусмотрена. 

В этой связи, в связи с тем, что местному исполнительному органу не предоставлена компетенция по присуждению премий и призов и не установлена специальная ставка на призовой фонд конкурсов республиканского, международного уровней, чрезмерная или недостаточная выплата призового фонда, присуждаемого призерам, создает коррупционные риски.

 

Размер тарифа на оплату, указанный в приказе исполняющего обязанности министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 июня 2007 года №180» Об утверждении ставок авторского вознаграждения за производство музыкальных и драматических произведений", в настоящее время не соответствует размеру цен на рынке при оплате гонорара за сценарий спектаклей и мероприятий.

В связи с этим в пределах средств, выделенных на поставляемые пьесы и мероприятия, гонорары авторам могут быть переплачены, не совпадая с ценами на современном рынке.

Эти обстоятельства, в свою очередь, могут привести к коррупционным рискам.

 

Размер гонорара (гонорара) певцам и артистам, приглашаемым на культурно-массовые мероприятия, специальными нормативными правовыми актами уполномоченных органов не определен. Это, в свою очередь, создает возможности для неэффективного расходования бюджетных средств и является коррупционным риском в отрасли.

Поэтому, в дополнение к приказу исполняющего обязанности министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 июня 2007 года №180» Об утверждении ставок авторского вознаграждения за производство музыкальных и драматических произведений " по вышеуказанным актуальным вопросам, размер гонорара (гонорара) певцам и артистам, приглашаемым на культурно-массовые мероприятия, устанавливается в месячном расчетном показателе (МРП)  возникает необходимость внесения изменений и дополнений.

 

В подпункте 1 пункта 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193» О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий «5. Органам государственного управления: 1) оказание материальной помощи руководителям организаций в порядке, установленном органом государственного управления, за счет премирования по результатам их работы, установления стимулирующих надбавок к должностным окладам, а также экономии средств, предусмотренных на содержание соответствующего государственного учреждения по плану финансирования или плану развития, утвержденному органом государственного управления для казенного предприятия».

Указано, что премирование руководителей организаций по результатам их работы, установление стимулирующих надбавок к должностным окладам, оказание материальной помощи производятся в порядке, установленном органом управления.

Однако, в каком порядке осуществляется, четко не указано. При этом, какие работы должны быть выполнены со стороны органа управления, то есть должен ли быть утвержден порядок и условия, или какими критериями должны быть установлены результаты их работы и т.д.

В этой связи, поскольку порядок установления надбавок руководителям организаций явно не определен, требование данного пункта каждый понимает самостоятельно, соответственно, отдельные лица могут иметь приоритет или представлять интерес и создавать коррупционные риски.

То есть, поскольку порядок установления надбавок точно не указан, орган управления создает риск установления надбавок в различных объемах путем сговора с некоторыми руководителями организаций, которые относятся к нему тепло.

 

С 2021 года реализуется программа подушевого финансирования творческих кружков и спортивных секций (далее - программа). В прошлом году были проведены массовые проверки компетентными органами, выявлены многочисленные недостатки, в том числе для детей, не посещавших кружки со стороны недобросовестных поставщиков (мертвы души), представлены табели, много фактов хищения бюджетных средств. 

В соответствии с требованиями пункта 5 Правил, утвержденных приказом министра культуры и спорта РК от 28 апреля 2021 года №123 (далее - Правила), электронный табель участия на каждого ребенка подтверждается электронной цифровой подписью его законного представителя или посредством Личного кабинета (логина, пароля), либо одноразовым паролем на абонентский номер в виде короткого текстового сообщения (должен быть подтвержден применением одного из этих трех способов).

Ранее в 2021-2022 годах подтверждение электронных табелей во всех регионах родители проводили через личный кабинет. Это создало риски для некоторых недобросовестных поставщиков подписывать табель от имени родителей для детей, не участвовавших в кружках (выяснилось, что некоторые недобросовестные поставщики записывают на себя логины и пароли родителей и подписывают их от имени родителей).

В связи с этим, с текущего года было начато проведение подтверждения электронных табелей посредством электронной цифровой подписи.

Тем не менее, среди населения поступают заявления и от физических лиц о том, что поставщики собирают для себя электронные цифровые подписи родителей (что, в свою очередь, означает, что наличие ЭЦП в руках третьего лица сопряжено с различными рисками, т. е. доступны личные данные постороннего лица, а также получение различных услуг от его имени ).

Для профилактики данных нарушений и эффективного, целевого использования бюджетных средств предлагаем ввести подтверждение электронного табеля посещаемости каждого ребенка с помощью технологии Face ID (Face ID - биометрическая технология для определения личности человека через лицо), что является единственным подходом, позволяющим выявить повторных, неправильно заполненных или отсутствующих детей рассчитаем.

При этом, если средства выплачиваются за детей, фактически принявших участие в кружке, то, с другой стороны, родители также позволяют контролировать своевременность участия детей-подростков в кружке.

В этой связи, предлагаем внести соответствующие изменения в правила, чтобы каждый ребенок мог дополнительно подтвердить электронный табель посещаемости кружка с помощью технологии Face ID.

То есть, это позволит избежать и предотвратить факты хищения бюджетных средств, коррупции, с оплатой средств для детей, посещающих конкретные кружки. В настоящее время, как показали результаты проверок компетентных органов, для детей, которые не участвовали, имеется много фактов хищения бюджетных средств, сдав табели.

 

Министра культуры и спорта Республики Казахстан

В соответствии с требованиями «правил проведения аттестации гражданских служащих государственных архивов Республики Казахстан», утвержденных приказом №411 от 25 декабря 2015 года, прохождение гражданскими служащими этапа тестирования в бумажном или электронном виде не уточнено.

В тесте, написанном на бумажном носителе, могут быть изменены варианты ответов и получено (установлено) положительное или отрицательное решение проблемы, что приводит к коррупционным рискам.

 

При ликвидации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также негосударственных организаций, нормативными правовыми актами по сдаче документов личного состава на государственное хранение не установлено.

В результате руководители физических лиц и организаций, занимающихся ликвидированной предпринимательской деятельностью, не принимают необходимых мер по приведению в порядок и передаче документов личного состава на государственное хранение.

В связи с этим юридические права и интересы физических лиц не защищены в ходе подтверждения трудового стажа, заработной платы, обязательных пенсионных взносов, обязательных социальных отчислений и других сведений социально-правового характера.

Кроме того, не исключается возникновение коррупционных рисков после ликвидации физических лиц и негосударственных организаций, занимавшихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необоснованно оформив соответствующие документы о работе на физических лицах (гражданах), которые на самом деле в них не работали, перед передачей документов на государственное хранение.

Дата публикации
09 ноября 2023
Дата обновления
13 августа 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
16 мая 2025
Итоги социально-экономического развития Кызылординской области за январь-апрель 2025 года
Информация
29 апреля 2025
Информация акимата Кызылординской области о реализации принятых законодательных актов по состоянию на 29 апреля 2025 года
23 апреля 2025
Сельские округа Мергенсай, Беларан, Каракум

Социальные медиа

Telegram
Facebook
YouTube
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации