Лого

Меню

Страницы

Статья

Коррупционные риски, выявленные в результате внутреннего анализа: КГУ "Управление строительства, архитектуры и градостроительства Кызылординской области"

2024

КГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства Кызылординской области»

Коррупционный риск

Механизм устранения

Срок

Исполнено/неисполнено

1

В соответствии со статьей 75 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» заказчик осуществляет приемку законченного строительством объекта от учреждения. Со дня получения от подрядчика (генерального подрядчика) уведомления о готовности объекта заказчик запрашивает у подрядчика (генерального подрядчика) и лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, декларацию о соответствии, заключения о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту. Действия во взаимоотношениях со стороны заказчика, технического надзора, а также подрядных организаций, в частности оформление акта приемки объекта в эксплуатацию, могут создавать коррупционные риски, связанные с осуществлением их путем непосредственного общения.

29.07.2024г.             №02-23/1641

01.12.2024 г.

исполнено

2

При реализации бюджетных инвестиционных проектов в сфере строительства заказчик привлекает за счет бюджетных средств службы авторского и технического надзора. Авторский надзор осуществляется разработчиком проекта, который контролирует проведение работ в соответствии с проектом. Технический надзор осуществляется аккредитованной организацией на всех этапах реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и ввод объектов в эксплуатацию. При этом технический надзор проводится аттестованными экспертами, имеющими все необходимые средства и оборудование для расчета объемов выполненных работ и проверки их качества. Управление то есть заказчик не является аккредитованной организацией, не имеет аттестованных экспертов в своем штате, не имеет ни средств, ни оборудования для проведения проверок качества строительно-монтажных работ и расчета их объемов. Следует особо отметить, что практически во всех случаях к уголовной ответственности привлекаются только сотрудники управления (государственные служащие), а представители технического и авторского надзора проходят по делу только в качестве свидетелей. Причиной привлечения работников управления к ответственности и коррупционных рисков является подписание заказчиком акта выполненных работ (приложение 3-1 к приказу министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229"Об утверждении Правил организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика)". При этом доводы заказчика об ответственности за объем и качество СМР специально привлекаемой для этого службой технического надзора не принимаются, поскольку они не являются государственными служащими и не представляют интереса для проверяющих органов. Государственные служащие также получили 1 млрд. долл.по объектам стоимостью тенге в среднем 20,0 - 40,0 млн. долл. необходимо отметить, что технический надзор, составляющий тенге, получает относительно небольшую заработную плату по сравнению с доходами (в среднем от 200 до 300 тыс. тенге).

29.07.2024г.             №02-23/1641

01.12.2024 г.

исполнено

3

Выдача решения о строительстве культовых зданий (сооружений)и определении места их расположения; Перепрофилирование зданий (сооружений) в культовые здания (сооружения) (изменение функционального назначения). Однако для получения услуги услугополучатель обязан обратиться в акимат Кызылординской области www.elicense.kz. обращается через информационную систему. Результат оказания государственной услуги предоставляется на основании подписанного постановления акимата Кызылординской области или мотивированного письма об отказе. В правилах оказания государственной услуги» Выдача решения о строительстве культовых зданий (сооружений) и определении места их расположения «и» предоставление культовых зданий (сооружений) " в перечне оснований для отказа описан пункт 9, но в случае несоответствия градостроительной документации населенного пункта мотивированный отказ не предусмотрен. В соответствии с пунктом 1 статьи 109 Земельного кодекса РК (Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442) (далее-Кодекс) все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов включаются в их генеральные планы, проекты детальной планировки и застройки (при наличии таких проектов) и земельно-хозяйственное размещение территории используется в соответствии с проектами. Также в соответствии с пунктом 5-2 статьи 44 Кодекса предоставление земельного участка для строительства культового дома (сооружения) производится при наличии решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о его строительстве, выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан О религиозной деятельности и религиозных объединениях. Указанное обстоятельство может привести к недовольству стороны услугополучателя, а также к отрицательному отказу.

29.07.2024г.             №02-23/1641

01.12.2024 г.

исполнено

4

Административные государственные служащие отдела строительства управления осуществляют контроль за работой закрепленных за ним социальных объектов Кызылординской области, на которых начаты строительно-монтажные работы. В целях осуществления контроля ежемесячно по каждой форме командируется не реже двух раз. В ходе деятельности происходит работа представителей управления в непосредственном контакте с представителями подрядчика.Для полного контроля за ходом строительства объекта в режиме реального времени в соответствии с проектно-сметной документацией необходимо включить систему видеонаблюдения и сделать ее доступной руководителю отдела проектирования и строительства, на которого возложена функция общего контроля.То есть для административных государственных служащих отдела строительства контроль за работой социальных объектов, на которых начаты строительно-монтажные работы в Кызылординской области, осуществляется без участия представителей подрядной организации или через систему видеонаблюдения дистанционная реализация является действенными мерами по предотвращению коррупционных рисков.

29.07.2024г.             №02-23/1641

01.12.2024 г.

исполнено

5

Должностные лица государственных органов вступают в конфликт интересов для обеспечения служебного благополучия и подписывают акты выполненных работ с целью исключения ответственности за наличие на счетах неиспользованных денежных средств. Различные встречи или разговоры с подрядчиком также не приносят значительных результатов, учитывая, что процесс строительства может быть отложен по причинам, не зависящим от сторон, например, в случае нарушения поставщиками сроков поставки строительных материалов или закрытия дорог в зимнее время. Таким образом, заказчик не имеет возможности ускорить процесс строительства или иным образом повлиять на подрядчика, кроме обращения в судебные органы, и это не учитывается в деталях при назначении наказания за неосвоение бюджетных средств. Судебные процессы по расторжению договора, признанию недобросовестным участником государственных закупок и взысканию неустойки от подачи иска до рассмотрения дела в апелляционной инстанции занимают в среднем более пяти месяцев.После этого происходит процесс приемки-сдачи объекта, изменение плана государственных закупок и объявление и проведение повторного конкурса на завершение строительства, который длится несколько месяцев без учета тех случаев, когда после расторжения договора требуется корректировка проектно-сметной документации и разграничение выполненных работ.

29.07.2024г.             №02-23/1641

01.12.2024 г.

исполнено

6

Включение подрядных организаций, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства по договорам о государственных закупках, в реестр недобросовестных участников государственных закупок.Считаем необходимым возложить эту функцию на судебные органы, органы юстиции либо прокуратуру (в связи с территориальностью), так как в данной части имеется возможность повлиять на участие заказчика в конкурсах, в которых сам недобросовестный участник государственных закупок фактически не должен участвовать.

29.07.2024г.             №02-23/1637

01.12.2024 г.

исполнено

7

При осуществлении деятельности управления используются следующие программные и информационные системы: Система электронного документооборота Documentolog, ИПГО, Открытые НПА, Открытые бюджеты, открытые данные, ИС «е-заявление», ИС «Е-қызмет», ИС «Парус-Каз». Используемые ИС охватывают все сферы деятельности государственного органа, позволяют своевременно и эффективно выявлять, регистрировать и обмениваться данными. Автоматизация работы кадровой службы, бухгалтерии, и службы делопроизводства позволяет избежать волокиты и бюрократии и нагрузки на государственный орган.

29.07.2024г.             №02-23/1636

01.12.2024 г.

исполнено

8

В целях обеспечения прозрачности действий в управлении по объявлению кункурса на вакантные рабочие места работников, привлекаемых на основании трудового договора, приему документов, разработке трудового договора и т.д. enbek.kz через портал проводится соответствующая работа. Тем не менее, некоторые граждане или меньшинства намеревались предоставить резюме и соответствующие документы непосредственно в управление для трудоустройства. Однако во избежание коррупционных рисков при приеме документов сотрудниками управления enbek.kz была предупреждена о необходимости проведения соответствующей разъяснительной работы по порталу и подачи документов через данный портал.

29.07.2024 г.             №02-23/1635

01.12.2024 г.

исполнено

9

Проведение разъяснительной работы среди работников Управления по вопросам строгого соблюдения требований «Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан», а также рассмотрения обращений на платформе «Е-өтініш»

27.06.2024 г. № 2

01.12.2024 г.

Исполнено

10

Увеличение стоимости расчета проектно-изыскательских работ (пир). Эти расчеты запрашиваются у нескольких проектных организаций для получения альтернативных цен на разработку ПСД. Расчеты видоизменяются значительными ценовыми показателями, что свидетельствует о возможных коррупционных рисках при разработке проектов. В качестве одного из решений данной проблемы считаем необходимым организовать обучение государственных служащих процедуре расчета пир и осуществить закуп соответствующих программ. Данная мера позволит государственному органу получить полную картину стоимости пир на ранней стадии проектирования. Следует отметить, что окончательная стоимость устанавливается по итогам положительного заключения государственной экспертизы. Мы считаем, что этот риск возможен для частной экспертизы.

07.08.2024 г.             №02-23/1699

01.12.2024 г.

исполнено


Управление строительства, архитектуры и градостроительства Кызылординской области

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона» Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан " заказчик осуществляет архитектурно-строительный контроль и надзор путем организации технического надзора.

При реализации бюджетных инвестиционных проектов в сфере строительства заказчик привлекает деятельность авторского и технического надзора за счет бюджетных средств.

Авторский надзор осуществляется разработчиком проекта, который контролирует проведение работ в соответствии с проектом.

Технический надзор осуществляется аккредитованной организацией на всех этапах реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и ввод объектов в эксплуатацию.

При этом технический надзор проводится аттестованными экспертами, имеющими все необходимые инструменты и оборудование для расчета объемов выполненных работ и проверки их качества.

Заказчик не является аккредитованной организацией, не имеет аттестованных экспертов в своем штате, не имеет ни средств, ни оборудования для проведения проверок качества строительства и расчета их объемов.

Тем не менее, в случае подписания заказчиком акта выполненных работ и выявления недостатков сотрудники управления привлекаются к ответственности.

Также 1 млрд.по объектам стоимостью тенге в среднем 20,0 - 30,0 млн. долл. следует отметить, что с доходами технического надзора, составляющими тенге, государственные служащие получают меньшую заработную плату (в среднем от 200 до 300 тыс. тенге) по сравнению с доходами.

 

Министерства национальной экономики РК за 2015 год

В пункте 10 Приказа №229 от 19 марта говорится, что заказчик организует и проводит отдельные конкурсы на разработку и экспертизу проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации) в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 6 Закона "О государственных закупках".

В настоящее время в соответствии с требованиями данного закона проводится соответствующая работа.

Однако при проведении работ в этом направлении возникают проблемы.

То есть, поскольку Заказчик по разработанной проектно-сметной документации не является аккредитованной организацией или специальным экспертом, он не может проводить научно-исследовательские работы по предоставленной ПСД. Это, в свою очередь, приводит к получению отрицательного заключения экспертизы. В случае получения отрицательного заключения экспертизы требуется дополнительное финансирование из бюджета для восстановления и повторного представления замечаний. Это приводит к перерасходу бюджетных средств.

 

О приглашении физических и юридических лиц на слушание при мотивированном отказе по согласованию эскиза (эскизного проекта), выдаче архитектурно-планировочного задания, выдаче разрешения на проведение комплекса работ по последующей утилизации объектов (снос сооружений).

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс), слушание-приглашение участника внутриадминистративной процедуры на слушание по административному делу может осуществляться, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации и иных способов связи, позволяющих участнику административной процедуры изложить свою позицию.

В связи с игнорированием порядка и времени проведения слушаний в информационной системе» Е-лицензирование " подразделения местного исполнительного органа, выполняющие функции в сфере архитектуры и градостроительства, выполняют соответствующие мероприятия в соответствии со статьей 73 Кодекса, т. е. представители лица, с которым сделан мотивированный отказ, приглашаются в городской, районный отделы и проводятся слушания.

В соответствии с подпунктом 12 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410» О противодействии коррупции «коррупционный риск-это» возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений". То есть установление с услугополучателем личных отношений путем приглашения на слушание может создать ситуации, которые приведут к коррупционным рискам.

 В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V» О государственных услугах " принято понятие принципа одного окна, предусматривающее минимальное участие услугополучателя в сборе и подготовке документов при оказании государственных услуг и максимальное ограничение его прямого контакта с услугодателями.

В этой связи, в целях оказания услуги в электронном виде, а также исключения соответствующих отношений между услугополучателем и услугодателем веб-портал «электронного правительства» (веб-портал "электронного правительства") предоставляет всю консолидированную правительственную информацию, включая нормативную правовую базу, и государственные услуги, оказываемые в электронной форме, услуги по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и внедрена информационная система "единое окно доступа к услугам субъектов сектора".

Теперь в очереди, при оказании государственной услуги через веб-портал «электронного правительства», нецелесообразно приглашать получателя государственной услуги на прослушивание, так как:

1. это может привести к коррупционным выгодам;

2. это увеличение бумажной волокиты в государственном органе.;

3.это увеличивает вероятность того, что получатель услуги будет сбит с толку.

В целях исключения порядка проведения слушаний в процессе оказания государственной услуги или максимальной автоматизации необходимо представить в уполномоченный орган предложения по разработке программного обеспечения.

 

О запросе земельного участка по индивидуальному жилищному строительству, не соответствующего Генеральному плану населенного пункта:

В соответствии с приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 января 2021 года №15» О внесении изменений в Приказ и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №255» Об утверждении Правил предоставления прав на земельные участки для индивидуального жилищного строительства " (далее - Правила)  компетенция по выдаче акта окончательного выбора участка подразделениям местного исполнительного органа, выполняющим функции в области архитектуры и градостроительства (далее - Подразделения).

В соответствии с указанными Правилами соответствующие подразделения направляют заявление заявителя, запросившего земельный участок для индивидуального жилищного строительства за пределы населенного пункта, на исполнение в дальнейшем заинтересованным уполномоченным органам и монопольным организациям, даже если земельный участок не соответствует генеральному плану административной территории (города или поселка).

В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20.06.2003 года №442 говорится, что местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимы города районного значения, поселка, села, сельского округа должны обеспечивать неукоснительное соблюдение утвержденных генеральных планов либо схем расположения территории населенного пункта.

Однако соответствующие подразделения, если земельный участок не соответствует генеральному плану, не могут в кратчайшие сроки и быстро его рассмотреть и сделать мотивированный отказ.

В случае несоответствия запрашиваемого земельного участка Генеральному плану соответствующие подразделения могут сделать мотивированный отказ только после получения ответов заинтересованных уполномоченных органов и монопольных организаций. Здесь заявителю придется подождать полные 28 (двадцать восемь) рабочих дней, чтобы получить ответ. 

То есть это:

1) возможность повлечь коррупционные риски;

2) увеличение бумажной волокиты в этом государственном органе;

3) это увеличивает вероятность того, что получатель услуги будет сбит с толку.

В этой связи, полагаем, что в случае несоответствия испрашиваемого заявителем земельного участка Генеральному плану необходимо прекратить рассмотрение заявления и в кратчайшие сроки (в течение трех рабочих дней) предоставить соответствующий мотивированный ответ без направления его на исполнение в соответствующие уполномоченные органы и монопольные организации.

В случае несоответствия земельного участка Генеральному плану, заявление рассматривается в течение 3 (трех) рабочих дней, а не 28 (двадцать восемь) дней, соответственно, заявителю быстро дается соответствующий мотивированный ответ.

Это, в свою очередь, позволяет заявителю быстро получить ответ и в дальнейшем выбрать другой земельный участок и направить по нему заявление в местный исполнительный орган.

 

Министерства национальной экономики РК за 2015 год

В пункте 10 Приказа №229 от 19 марта говорится, что заказчик организует и проводит отдельные конкурсы на разработку и экспертизу проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации) в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 6 Закона "О государственных закупках".

В настоящее время в соответствии с требованиями данного закона проводится соответствующая работа.

Однако при проведении работ в этом направлении возникают проблемы.

То есть, поскольку Заказчик по разработанной проектно-сметной документации не является аккредитованной организацией или специальным экспертом, он не может проводить научно-исследовательские работы по предоставленной ПСД. Это, в свою очередь, приводит к получению отрицательного заключения экспертизы. В случае получения отрицательного заключения экспертизы требуется дополнительное финансирование из бюджета для восстановления и повторного представления замечаний. Это приводит к перерасходу бюджетных средств

 

О приглашении физических и юридических лиц на слушание при мотивированном отказе по согласованию эскиза (эскизного проекта), выдаче архитектурно-планировочного задания, выдаче разрешения на проведение комплекса работ по последующей утилизации объектов (снос сооружений).

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-Кодекс), слушание-приглашение участника внутриадминистративной процедуры на слушание по административному делу может осуществляться, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации и иных способов связи, позволяющих участнику административной процедуры изложить свою позицию.

В связи с игнорированием порядка и времени проведения слушаний в информационной системе» Е-лицензирование " подразделения местного исполнительного органа, выполняющие функции в сфере архитектуры и градостроительства, выполняют соответствующие мероприятия в соответствии со статьей 73 Кодекса, т. е. представители лица, с которым сделан мотивированный отказ, приглашаются в городской, районный отделы и проводятся слушания.

В соответствии с подпунктом 12 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410» О противодействии коррупции «коррупционный риск-это» возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений". То есть установление с услугополучателем личных отношений путем приглашения на слушание может создать ситуации, которые приведут к коррупционным рискам.

 В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V» О государственных услугах " принято понятие принципа одного окна, предусматривающее минимальное участие услугополучателя в сборе и подготовке документов при оказании государственных услуг и максимальное ограничение его прямого контакта с услугодателями.

В этой связи, в целях оказания услуги в электронном виде, а также исключения соответствующих отношений между услугополучателем и услугодателем веб-портал «электронного правительства» (веб-портал "электронного правительства") предоставляет всю консолидированную правительственную информацию, включая нормативную правовую базу, и государственные услуги, оказываемые в электронной форме, услуги по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и внедрена информационная система "единое окно доступа к услугам субъектов сектора".

Теперь в очереди, при оказании государственной услуги через веб-портал «электронного правительства», нецелесообразно приглашать получателя государственной услуги на прослушивание, так как:

1. это может привести к коррупционным выгодам;

2. это увеличение бумажной волокиты в государственном органе.;

3.это увеличивает вероятность того, что получатель услуги будет сбит с толку.

В целях исключения порядка проведения слушаний в процессе оказания государственной услуги или максимальной автоматизации необходимо представить в уполномоченный орган предложения по разработке программного обеспечения.

Дата публикации
09 ноября 2023
Дата обновления
13 августа 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
29 апреля 2025
Информация акимата Кызылординской области о реализации принятых законодательных актов по состоянию на 29 апреля 2025 года
23 апреля 2025
Сельские округа Мергенсай, Беларан, Каракум
23 апреля 2025
Сельский округ Акай

Социальные медиа

Telegram
Facebook
YouTube
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации