1.1. Права СМИ
‑ направлять по одному представителю от каждого средства массовой информации, не более трех представителей от каждого телеканала при наличии служебного удостоверения и задания редакции (п.8 ст.20 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ направлять представителей на заседания избирательных комиссий при наличии служебного удостоверения и задания редакции (п.7 ст.20 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ не нести ответственность за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» (предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.) (п.8 ст.27 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ сохранять на прежних местах агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет (п.2 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»).
1.2. Обязанности СМИ
- распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- на договорной основе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки ( п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации, а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах Президента и депутатов Парламента, в иные территориальные избирательные комиссии – при выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- в период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, должен быть одинаковым для всех кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- обеспечить содержание сведений об организации, выпустившей данные материалы (по печатным материалам – месте их печатания и тираже), лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов (п.5 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ предоставлять кандидату или политической партии возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания в том же объеме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же теле-, радиопрограмме, что и опровергаемые сообщение или материал, а в случаях закрытия указанной теле-, радиопрограммы – в иной теле-, радиопрограмме с соответствующей тематической направленностью (объем опровержения не может вдвое и более превышать объем опровергаемого сообщения или материала) (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- незамедлительно предоставлять возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщения, установленные Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса (опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов) (п.9 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»).
1.3. Ограничения и запреты для СМИ
- должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации (п.6 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- средства массовой информации, предоставляющие эфирное время на договорной основе не могут осуществлять размещение, распространение агитационных материалов кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, до опубликования сведений о размере оплаты, условиях размещения агитационных материалов (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в СМИ не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования (п.9 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования (п.9 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещается проводить в день выборов и предшествующий ему день любую предвыборную агитацию (п.1 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»);
- не допускается в день выборов в сети Интернет выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов (п.2 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещается распространение субъектами телерадиовещания любых агитационных материалов в новостных, аналитических программах (п.4 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- не допускается выпуск (выход в эфир) в средствах массовой информации агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств (ч.2 п.23 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления);
- редакция средства массовой информации ведет учет выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция средства массовой информации предоставляет ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов (п.34 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления).
Права и обязанности журналистов
2.1. Права журналистов
‑ осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию (пп.1) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия (пп.2) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан (пп.3) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ присутствовать в районе стихийных бедствий, на мирных собраниях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов по предъявлении удостоверения журналиста, отличительного знака (пп.4) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты (пп.5) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ проверять достоверность получаемой информации (пп.6) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов (пп.7) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом) (пп.8) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста (пп.9) ст. 20 ЗРК «О СМИ»);
‑ на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда (пп.10) ст. 20 ЗРК «О СМИ»).
2.2. Обязанности журналистов
‑ осуществлять программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь законодательством Республики Казахстан (пп.1) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
‑ принимать меры по проверке достоверности распространяемой информации путем направления запросов соответствующим физическим и (или) юридическим лицам либо иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан (пп.1-2) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
- не распространять информацию, не соответствующую действительности (пп.2) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
‑ удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства (пп.3) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
‑ получать согласие от физического и (или) юридического лица либо их представителей на распространение в средстве массовой информации личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных охраняемых законом тайн, за исключением случаев, если сведения указаны в официальных сообщениях и (или) распространены самим физическим и (или) юридическим лицом либо их представителями в источниках, доступ к которым не ограничен (пп.3-1) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
‑ уважать законные права и интересы физических и юридических лиц (пп.4) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
‑ выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с законодательством Республики Казахстан (пп.5) ст. 21 ЗРК «О СМИ»).
2.3. Ограничения и запреты для журналистов
‑ не распространять информацию, не соответствующую действительности (пп.2) ст. 21 ЗРК «О СМИ»);
- журналисты, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации (п.6 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии (п.7 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»).
Исходя из норм законодательства о выборах в Республике Казахстан, к пользователям онлайн-платформ, подлежащим мониторингу на предмет соблюдения требований к агитации через онлайн-платформы, будут отнесены только те пользователи, которые опубликовали и предоставили в ЦИК и/или ТИК сведения об условиях оплаты размещения материалов предвыборной агитации, и, соответственно, осуществляющие предвыборную агитацию на платной договорной основе.
За гражданами и общественными объединениями сохраняется право беспрепятственной предвыборной агитации, не требующей финансирования.
Пользователи онлайн-платформ, изъявившие желание осуществлять предвыборную агитацию в социальных сетях (онлайн-платформах) должны объявить сведения о размере оплаты, условия размещения агитационных материалов и предоставить их за 5 дней до начала предвыборной агитации:
1) в ЦИК - по партийным спискам для избрания в депутаты Мажилиса Парламента по территории единого общенационального избирательного округа (перечень таких пользователей онлайн-платформ будет размещен на сайте ЦИК);
2) в ТИК - по кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента по одномандатным территориальным избирательным округам (перечень таких пользователей онлайн-платформ будет опубликован на сайтах акиматов (областных и городов республиканского значения) в специальном разделе, посвященном выборам).
СМИ (телеканалы, радиоканалы, периодические печатные издания, интернет-ресурсы) при планировании размещения агитационных материалов, изготовленных за счет средств избирательного фонда в своих официальных аккаунтах на онлайн-платформах, должны опубликовать сведения об условиях размещения информации и предоставить их за 5 дней до начала предвыборной агитации:
в ЦИК – по партийным спискам для избрания в депутаты Мажилиса Парламента по территории единого общенационального избирательного округа (будут опубликованы на сайте ЦИК);
в ТИК - по кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента по одномандатным территориальным избирательным округам (будут опубликованы на сайтах акиматов (областных и городов республиканского значения) в специальном разделе, посвященном выборам).
3.1. Обязанности пользователей онлайн-платформ
- все агитационные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено (п.5 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- предоставлять возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации, если была осуществлена публикация агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии (п.7-1 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»);
- при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса (опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов) (п.9 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК», (п.32 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления);
- вести учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии пользователь онлайн-платформ предоставлять ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов (п.34 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления).
3.2. Ограничения для пользователей онлайн-платформ[2]
- не могут осуществлять размещение, распространение агитационных материалов кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, до опубликования сведений о размере оплаты, условиях размещения агитационных материалов (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»).
- не могут отказать в размещении агитационных материалов любому из кандидатов, так как согласие на размещение агитационных материалов на договорной основе, данное средством массовой информации, пользователем онлайн-платформы одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на размещение агитационных материалов другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- условия договора для публикации агитационных материалов не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии(п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»).
‑ пользователи онлайн-платформ обязаны воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии (п.7-1 ст. 27 КЗ РК «О выборах в РК»).
- не допускать в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий на онлайн-платформах (п.9 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещается проводить в день выборов и предшествующий ему день любую предвыборную агитацию (п.1 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»);
- не допускается в день выборов в сети Интернет выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов (п.2 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»);
- запрещаются изготовление агитационных материалов за пределами территории Республики Казахстан и распространение анонимных агитационных материалов (п.5 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- не допускается публикация в онлайн-платформах агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств (ч.2 п.23 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления);
- не допускается публикация предвыборных материалов, которые содержат провозглашение идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований (ст.29 КЗ РК «О выборах в РК»).
3.3. Права пользователей онлайн-платформ[3]
- не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации объявить и опубликовать, а также представить в Центральную избирательную комиссию (при выборах депутатов Мажилиса Парламента по партийным спискам), в иные территориальные избирательные комиссии (при выборах депутатов Мажилиса Парламента по одномандатным территориальным избирательным округам) сведения о размере оплаты, условия размещения агитационных материалов, представленных на договорной основе (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»);
- на договорной основе предоставлять объем информации для публикации агитационных материалов зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»).
‑ сохранять на прежних местах агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет (п.2 ст. 32 КЗ РК «О выборах в РК»).
средств массовой информации
4.1. Права представителей иностранных
средств массовой информации
- присутствовать на всех стадиях избирательного процесса (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- получать в избирательных комиссиях информацию о ходе избирательной кампании (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- иметь доступ на избирательные участки во время проведения голосования и подсчета голосов(п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- встречаться с участниками избирательного процесса (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить рекомендации (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- делать публичные заявления (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
- наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям (п.6 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»).
4.2. Обязанности представителей иностранных
средств массовой информации
‑ иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»);
‑ соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан (п.7 ст. 20-2 КЗ РК «О выборах в РК»).
В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата или политической партии, выдвинувшей партийный список, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции и по одному наблюдателю от каждой политической партии, иного общественного объединения, других некоммерческих организаций Республики Казахстан и наблюдатели иностранных государств и международных организаций, которых вправе сопровождать переводчик (п.8 ст. 20 КЗ РК «О выборах в РК»).
Кандидаты в Президенты, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, вправе участвовать в предвыборных дебатах, организуемых Центральной избирательной комиссией.
Политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты маслихатов, кандидаты в депутаты Сената Парламента, а также кандидаты по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, кандидаты в акимы могут участвовать в предвыборных дебатах, которые вправе организовывать соответствующие территориальные избирательные комиссии.
Порядок и условия проведения предвыборных дебатов, определяемые Центральной избирательной комиссией, должны быть равными и не создавать преимуществ тому или иному кандидату или политической партии (п.3 ст. 28 КЗ РК «О выборах в РК»).
Статья 102 КоАП РК. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения
Проведение предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий им день, а также проведение агитации в день проведения республиканского референдума либо предшествующий ему день – влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей.
Статья 104 КоАП РК. Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях
Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершение иных действий, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, в целях влияния на исход выборов –
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 112 КоАП РК. Нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации и онлайн-платформы
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц – в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
1-1. Распространение субъектами телерадиовещания любых агитационных материалов в новостных, аналитических программах –
влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей;
влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц – в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влекут штраф физических лиц в размере двадцати, должностных лиц – в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, должностных лиц – в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 113 КоАП РК. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов
Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (республиканского референдума) агитационных материалов, не содержащих информацию об организациях, выпустивших данные материалы (по печатным материалам – месте их печатания и тираже), лицах, сделавших заказ, и из каких средств оплачено, а также изготовление агитационных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов
- влекут штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.
Статья 120 КоАП РК. Нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами
– влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на юридических лиц – в размере тридцати месячных расчетных показателей.
– влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.
– влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на юридических лиц – в размере тридцати месячных расчетных показателей.
Статья 122 КоАП РК. Нарушение условий проведения предвыборной агитации
- влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Статья 150 УК РК. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
– наказываются штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов.
Статья дополнена частью 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 384-VI
1-1. Незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий или комиссий референдума и воспрепятствование голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, партийных списков, подсчетом голосов и определением результатов голосования на выборах или референдуме, -
- наказываются штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов.
1) соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения;
2) совершенные лицом с использованием своего должностного или служебного положения;
3) совершенные группой лиц по предварительному сговору или преступной группой;
4) совершенные путем нарушения установленного порядка функционирования электронной избирательной системы,
– наказываются штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
[1] Касается пользователей, опубликовавших и предоставивших в ЦИК и/или ТИК сведения об условиях размещения агитационных материалов в их персональных страницах
[2] Касается пользователей, опубликовавших и предоставивших в ЦИК и/или ТИК сведения об условиях размещения агитационных материалов в их персональных страницах
[3] Касается пользователей, опубликовавших и предоставивших в ЦИК и/или ТИК сведения об условиях размещения агитационных материалов в их персональных страницах