С каждым годом наблюдается рост количества обращений потребителей. Если в 2020 году в уполномоченный орган поступило 21 тыс. обращений, то в 2022 году количество поступивших жалоб потребителей увеличилось до 30,2 тыс.
В этой связи, принимая во внимание результаты анализа и мониторинга поступивших обращений граждан, мнения и предложения общественных институтов защиты прав потребителей и показатели социологических исследований, Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан разработаны законопроекты, направленные, прежде всего, на предупреждение работы с недобросовестным бизнесом.
Был учтен международный опыт и предложения всех заинтересованных лиц, в частности, общественных объединений потребителей и бизнес-ассоциаций.
Действующий закон не распространяется на защиту прав потребителей в сфере финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, регулируемых отраслевым законодательством. Впоследствии возникают социальные риски с нарушением прав и законных интересов потребителей. При этом в целях защиты прав потребителей во всех сферах жизни человека предлагается применять правила защиты прав потребителей в жилищно-коммунальном хозяйстве, связи, туризме, культуре, торговле, транспорте и иных сферах услуг, оказываемых для потребителей.В свою очередь, предлагается усилить межотраслевую координацию государственных органов по вопросам защиты прав потребителей.
Кроме того, предлагается ввести гражданско-правовую ответственность предпринимателя, права которого нарушены и на досудебном этапе не разрешены судом в пользу потребителя в виде штрафа.Размер штрафа составляет от 10% до 50% от суммы иска потребителя.
Чем меньше сумма претензии, тем больше размер штрафа, как указано выше.Плюсы:
1) стимулирование предпринимателей к добровольному устранению нарушений в досудебный период (принцип: здесь и сейчас);
2) ориентация на потребности клиента;
3) стимулирование развития общественного мониторинга и построения цивилизационной рыночной экономики.
Подобный положительный опыт применяется в странах Евразийского экономического союза, где мы строим согласованную политику.
Растет количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли.С учетом этого законопроектом предлагается закрепить в договорах недопустимость требований, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также устранить правовые пробелы, в частности приравнять интернет-ресурсы, используемые в целях продажи товаров, к «торговым объектам». Это, в свою очередь, позволит привлечь субъектов бизнеса к административной ответственности по ч. 1 ст. 193 КоАП.
В заключение отмечаем, что целью совершенствования законодательной основы защиты прав потребителей является повышение качества жизни, которая пронизывает все его уровни и отражает благополучие граждан и социально-экономическую стабильность страны.