Меню

Страницы

Статья

Разъяснение законодательства в сфере государственных закупок

Вопрос:
Согласно приказу Министра финансов Республики Казахстан от 17 января 2022 года №44 (далее - приказ № 44) «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения» государственные закупки услуг фиксированной телефонной связи, сотовой связи и по доступу к Интернету, а также товаров бензина (АИ-92, АИ-95, АИ-98) и дизельного топлива (летнее, зимнее, арктическое) проводится единым организатором государственных закупок района области, города областного значения, района в городе областного значения, города республиканского значения и столицы.
В соответствии с постановлением акимата Кызылординской области от
15 декабря 2022 года №687 (прилагается), единым организатором государственных закупок области, района области и города областного значения определено - Управление государственных закупок Кызылординской области.
В этой связи, учитывая пункт 318 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее - Правила), заказчикам предоставляется доступ для использования завершенного рамочного соглашения единого организатора при условии, если данный заказчик находится в границах соответствующей административно-территориальной единицы единого организатора, заключившего рамочное соглашение.

1 вопрос:
Как будут осуществляться государственные закупки согласно приказу
№44 единым организатором области, района области и города областного значения (Управлением государственных закупок Кызылординской области) для заказчиков района области и города областного значения, так как несоответствие их КАТО (Классификатор административно-территориальных объектов) означает недействительность завершенных рамочных соглашений единого организатора области, района области и города областного значения?

2 вопрос:
Просим разъяснить, в случае, если первый этап рамочного соглашения не состоялся по причине отсутствия заявок уже в предстоящем финансовом году, правомерно ли использование заказчиками иных способов государственных закупок опираясь на второй абзац пункта 313 Правил, где указывается, что в случаях отсутствия рамочного соглашения, заказчики осуществляют государственные закупки в порядке, определенном Законом «О государственных закупках»?
Не противоречит ли данный пункт третьему абзацу подпункта 3 пункта 324 Правил, где заказчики осуществляют государственные закупки иными способами, определенными статьей 13 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года
№ 434-V ЗРК «О государственных закупках» при признании второго этапа конкурса с использованием рамочного соглашения несостоявшимся.

Ответ:
По первому вопросу
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), на основании соответствующего бюджета (плана развития) или индивидуального плана финансирования заказчик разрабатывает и утверждает годовой план государственных закупок в порядке и форме, определенных правилами осуществления государственных закупок.
В соответствии с подпунктом 3) части восьмой пункта 2 статьи 5 Закона, годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) должен содержать сведения о способах и сроках осуществления государственных закупок.
При этом, пунктом 1 статьи 13 Закона установлено, что государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:
1) конкурса (открытого конкурса, конкурса с использованием двухэтапных процедур, конкурса с предварительным квалификационным отбором, конкурса с использованием рамочных соглашений, конкурса с использованием рейтингово-балльной системы);
2) на аукционах;
3) запроса ценовых предложений;
4) из одного источника;
5) через товарные биржи.
6) через электронный магазин.
Также, согласно пункту 2 статьи 13 Закона, заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом, за исключением перечня товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом.
Перечень товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом утвержден приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 798 является обязательным.
В свою очередь, приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 января 2022 года № 44 утвержден Перечень товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в который включены услуги фиксированной телефонной связи, сотовой связи и по доступу к Интернету, а также бензин (АИ-92, АИ-95, АИ-98), дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).
Порядок осуществления конкурса с использованием рамочных соглашений определен Главой 12 Правил осуществления государственных закупок (утв. приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648) (далее - Правила).
Таким образом, выбор способа осуществления закупок является правом заказчика.
В свою очередь, отмечаем, что согласно пункту 318 Правил, при осуществлении второго этапа конкурса с использованием рамочного соглашения заказчики, находящиеся в границах соответствующей административно-территориальной единицы единого организатора, заключившего рамочное соглашение, посредством веб-портала направляют участникам данного рамочного соглашения запрос о предоставлении конкурсного ценового предложения по форме, согласно приложению 8 к конкурсной документации по государственным закупкам способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в котором указываются условия поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
В этой связи, в случае если по соответствующей административной территориальной единице заказчика имеется рамочное соглашение, то заказчик направляет участникам рамочного соглашения запрос о предоставлении конкурсного ценового предложения с указанием условий поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
Также отмечаем, что единым организатором государственных закупок, осуществляющим первый этап государственных закупок с использованием рамочных соглашений является тот единый организатор государственных закупок, который находится на соответствующей административной территориальной единице заказчика.

По второму вопросу
В соответствии с пунктом 313 Правил, в целях обеспечения бесперебойной деятельности заказчиков единые организаторы обеспечивают заключение рамочного соглашения до начала предстоящего финансового года.
В случаях отсутствия рамочного соглашения, заказчики осуществляют государственные закупки товаров, работ, услуг, включенных в соответствующий перечень, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в порядке, определенном Законом.
При этом, согласно пункту 324 Правил, первый этап конкурса с использованием рамочного соглашения признается несостоявшимся по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представление одной заявки на участие в конкурсе, признанной не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной документации;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик.
При признании первого этап конкурса с использованием рамочного соглашения несостоявшимся, единый организатор принимает одно из следующих решений:
1) о повторном проведении первого этапа конкурса с использованием рамочного соглашения;
2) об изменении конкурсной документации и повторном проведении первого этапа конкурса с использованием рамочного соглашения.
Второй этап конкурса с использованием рамочного соглашения признается несостоявшимся при отсутствии представленных конкурсных ценовых предложений.
При признании второго этапа конкурса с использованием рамочного соглашения несостоявшимся, заказчики осуществляют такие государственные закупки иными способами, определенными статьей 13 Закон.
Таким образом, в случае если первый этап конкурса с использованием рамочного соглашения признается несостоявшимся, единый организатор принимает решение о повторном проведении первого этапа конкурса с использованием рамочного соглашения, либо об изменении конкурсной документации и повторном проведении первого этапа конкурса с использованием рамочного соглашения.
В свою очередь, в случае признании второго этапа конкурса с использованием рамочного соглашения несостоявшимся, и отсутствия рамочного соглашения, заказчики осуществляют государственные закупки товаров, работ, услуг, включенных в соответствующий перечень, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в порядке, определенном Законом.

 


 

Вопрос:
В организованных Управлением государственных закупок по Кызылординской области закупках нередко встречаются потенциальные поставщики, получившие опыт работы согласно ст.42-47 Гражданского Кодекса РК (далее-Кодекс), путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Кодекса при реорганизации юридического лица, путем присоединения к нему другого юридического лица, первый из них считается реорганизованным с момента включения сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Вместе с тем, как показывает практика, при реорганизации путем присоединения одного юридического лица, присоединенные юридические лица, не прекращая свою деятельность, продолжают участвовать в государственных закупках.
Справочно: использование опыта работы ТОО «KZ Стройэксперт», присоединенного к ТОО «АДС САПА». Оба учреждения, после присоединения(слияния), тем не менее, являются самостоятельными участниками государственных закупок и по отдельности заключают договоры. Согласно данных Реестра договоров государственных закупок, ТОО «АДС Сапа» заключено 266 договоров на сумму 4 млрд. 287 млн. тенге, и ТОО «KZ Стройэксперт» 46 договоров).
Кроме того, отдельные юридические лица-участники госзакупок, которые основаны ранее 10 лет, а также с высокими налоговыми отчислениями, согласно официальным данным Реестра налоговых отчислений веб-портала государственных закупок, приобрели опыт работы путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) у юридического лица на основании статей 42-47 Кодекса.
Справочно: ТОО «Аретмида снаб» за период с 2014-2018 годы уплачено 0 тенге налоговых отчислении, а в 2019 году-уже 34 210 516 тенге,аналогично ТОО «Нуралем-Курылыс»в 2019 году-28 874 636 тенге.
Пологаем,что подобные недоработки в законодательстве требует дальнейшей проработки и несомненно противоречат принципу добросовестной конкуренции между потенциальными поставщиками при осуществлении государственных закупок.
Также, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 116 Кодекса, личные неимущественные блага и права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, за исключением случаев, установленных законодательными актами.
В связи с этим, просим Вас дать разъяснения о правомерности:
-использования отдельными вышеперчисленными юридическими лицами-участниками государственных закупок опыта работы путем реорганизации
(слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) других юридических лиц на основании статей 42-47 Кодекса;
-учета конкурсными комиссиями в качестве условных скидок приобретенного опыта работы конкурсных заявок подобных юридических лиц в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках.

Ответ:
Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 9 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), к потенциальным поставщикам предъявляется квалификационное требование в части наличия опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).
Требование по наличию опыта работы устанавливается в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона, законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Так, в соответствии со статьей 45 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно статье 47 Кодекса имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу: при слиянии и присоединении - в соответствии с передаточным актом, при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Имущество (права и обязанности) переходит к правопреемнику в момент его регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.
Согласно пункту 3 статьи 115 Кодекса, к личным неимущественным благам и правам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Кодекса, личные неимущественные блага и права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, за исключением случаев, установленных законодательными актами.
При этом законодательством о государственных закупках порядок расчета опыта работы потенциального поставщика, полученного в результате реорганизации, не предусмотрен.
В этой связи считаем, что опыт работы потенциального поставщика, полученный в результате реорганизации, не должен учитываться.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

 


 

Вопрос:

Прошу дать разъяснения касательно применения следующих норм законодательства в сфере государственных закупок. Согласно п.243 Правил осуществления государственных закупок, При осуществлении государственных закупок способом конкурса применяются следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение: 1) наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок в течение последних десяти лет, предшествующих текущему году; 2) показатель уплаченных налогов; 3) показатель финансовой устойчивости, рассчитываемый при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений; 4) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров. Таким образом, в случае применения конкурсной комиссией критериев влияющих на конкурсное ценовое предложение потенциальных поставщиков во время формирования протокола итогов в 2022 году открытого конкурса опубликованного в декабре месяце 2021 года, наличие каких годов опыта работы потенциальных поставщиков на рынке работ, услуг в течение последних десяти лет берется в расчет: за наличие 2011-2020 г.г.? или за 2012-2021 г.г.

Ответ:

Добрый день! В соответствии с пунктом 243 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила), одним из критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение является наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок в течение последних десяти лет, предшествующих текущему году. Согласно пункту 245 Правил, конкурсная комиссия при формировании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса определяет условные скидки в соответствии с критериями, предусмотренными в конкурсной документации, в соответствии с пунктом 243 настоящих Правил, применительно к каждому потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка. В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку. Так, в пункте 5 Сведении о квалификации и критериях, влияющих на конкурсное ценовое предложение при закупках работ/услуг (Приложения 9-11 к конкурсной документации), потенциальные поставщики указывают сведения о наличии опыта выполненных работ в течение последних десяти лет, предшествующих текущему году, аналогичных (схожих) закупаемым на конкурсе. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), конкурсная документация (аукционная документация) – документация, представляемая потенциальному поставщику для подготовки заявки на участие в конкурсе (аукционе), в которой содержатся требования к заявке на участие в конкурсе (аукционе), условия и порядок осуществления государственных закупок способом конкурса (аукциона). В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 21 Закона, конкурсная документация, кроме квалификационных требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, должна содержать критерии, кроме цены, на основе которых будет определяться победитель конкурса, в том числе относительное значение каждого из таких критериев и расчет условной цены. Таким образом, организатор государственных закупок при публикации объявления разрабатывает конкурсную документацию, в котором содержатся условия и порядок осуществления государственных закупок способом конкурса, в том числе критерии, на основе которых будет определяться победитель конкурса. В этой связи, учет критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, осуществляется в соответствии с установленными требованиями конкурсной документации.

Дата публикации
13 января 2023
Дата обновления
13 января 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
14 апреля 2025
Сведения об освоении бюджетных средств по управлению государственных закупок Кызылординской области за 12 месяцев 2024 года
Информация
11 апреля 2025
Организовано профилактическое мероприятие, направленное на предупреждение коррупционных правонарушений
Информация
03 апреля 2025
Исполнение гражданского бюджета (за март)

Социальные медиа

Социальные сети

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации