Уважаемые потребители и субъекты предпринимательства!
Жители страны получают товары и услуги ежедневно, и при этом сталкиваются с их низким качеством или недобросовестным продавцом. К сожалению, это происходит при частом нарушении прав потребителей в рамках товарно-денежных отношений. 25 июня 2020 года принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Указанным законом внесены дополнения в Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В частности, законом с 1 января 2021 года введена единая информационная система защиты прав потребителей. Единая информационная система защиты прав потребителей предназначена для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей. Посредством создания данной системы по принципу «Одного окна» все защитные мероприятия были приведены в единый порядок, оптимизирован процесс обработки и направления жалоб в уполномоченные органы. Для удобства потребителей в зависимости от причины жалобы и вида услуги в систему были размещены типовые формы жалоб. В результате, продавцы (изготовители, исполнители) товаров (работ, услуг), инициаторы (организаторы) Игр, общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы), юридические консультанты, являющиеся членами палаты юридических консультантов и оказывающие юридическую помощь и иные лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан, субъекты досудебного урегулирования потребительских споров, государственные органы будут своевременно вносить в единую информационную систему защиты прав потребителей всю информацию о результатах рассмотренных обращений потребителей, а также причинах отказа в их рассмотрении. Система в данный момент запущена, то есть на сайте www.e-tutynushy.kz с помощью мобильного телефона или компьютера каждый житель может заявить о своих нарушенных правах. Прежде чем обращаться в уполномоченный орган, потребитель должен попытаться решить проблему напрямую с продавцом. Однако, если в течение 10 дней продавец не ответит на претензию, он обратится в уполномоченный орган. Каждой торговой организации присваивается уникальный идентификатор, отображаемый на видном месте в виде QR-кода. Например, у входной двери магазина или там, где товар продается. Если покупатель считает, что его права нарушены, он сканирует QR-код, входит в систему и имеет возможность отправить претензию продавцу, общественному объединению потребителей и государственному учреждению. В случае направления в государственное учреждение цифровая система автоматически определяет, в какое учреждение она должна направить эту жалобу. Потребителю указывается адресат, лицо, рассматривающее обращение, а затем результаты рассмотрения. Продавец тоже видит, что к нему поступила претензия. Это позволит разрешить спор на первой стадии без участия внешних сторон, что намного выгоднее как для предпринимателей, так и для потребителей, а также позволит сэкономить время потребителя и продавца за счет использования этой системы. Для предпринимателей это станет стимулом для улучшения качества товаров, услуг и обслуживания потребителей. Единая для государства система сбора и обработки таких жалоб способствует проведению масштабного анализа всех видов жалоб потребителей в стране. Это, в свою очередь, поможет обновить систему защиты прав потребителей и повысить их правовую грамотность. Автоматизация системы будет способствовать быстрому и оперативному отправлению жалоб в соответствующие органы через мобильное приложение с мобильным телефоном в руках для потребителя и быстрому решению проблемы. В итоге любой потребитель www.e-tutynushy.kz обращаем ваше внимание, что на веб-страницу интернет можно зайти через мобильное приложение компьютер или телефон и направить свои обращения на тему защиты прав потребителей. Защитите свои права и станьте грамотным потребителем!