Меню
Страницы
Деятельность
Документы
Пресс-центр
Аппарат акима
Контакты
gov@nitec.kz

О защите прав потребителей

Предложение министерства торговли и интеграции о целесообразности создания единой Национальной ассоциации потребителей Казахстана основано                         на международном опыте стран, где обязательное членство признается нормальным в их юрисдикциях.

К примеру, в Германии более 30 общественных организаций объединены в единый Союз потребителей, где работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур.  

Аналогичные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача - лоббирование интересов потребителей при формировании и реализации законодательства.

Что касается нашей страны, сейчас зарегистрированы 112 общественных объединений потребителей, из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом – примерно 40. Вместе с тем, в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, не имеется узкая специализация и единый подход в решении вопросов. Большинство их них работают разрозненно, зачастую препятствуя идеологии друг друга, что приводит к неэффективности взаимоотношений между государственным органом и НПО.

Поэтому, объединение общественных организаций в одну ассоциацию, позволит:

- переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству», так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности НПО. На сегодняшний день при общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей, значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге.

- обеспечить для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество;

- развить узкопрофильные направления в деятельности НПО, по таким различным отраслям как торговля, финансы, медицина, туризм и т.д.;

- минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.

В свою очередь, институт омбудсмена по защите прав потребителей был предложен для того, чтобы отслеживать деятельность государственных органов по обеспечению должной защиты прав и законных интересов потребителей. Также он возьмет на себя роль спикера гражданского общества и представительские функции Единой Национальной ассоциации. Его избрание будет осуществляться самим гражданским обществом.

Важно отметить, что предложенные инициативы неоднократно обсуждались в течении 4 квартала 2020 года на рабочих группах, Конференции, Гражданском форуме, организованных МТИ с представителями 40 наиболее активных общественных объединений по защите прав потребителей.

В результате бурных обсуждений гражданским обществом идеология в целом была поддержана, при этом выражены некоторые пожелания, которые МТИ планирует учесть.

       

Департамент по защите прав потребителей

Кызылординской области Комитета по

 защите прав потребителей Министерства

торговли и интеграции Республики Казахстан.

Дата публикации
02 апреля 2021
Направления деятельности
Популярные новости
Социальные медиа
Facebook
Instagram
Меню подвал
Законодательство
Открытое Правительство
Виртуальная Приемная
Структура Правительства РК
Сайт Парламента РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Президента РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК