Меню

Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан

Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере внутреннего государственного аудита и финансового контроля, государственных закупок, государственного имущества, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Адрес 010000, г. Нур-Султан, пр. Женис, 11
Приемная +7 (7172) 71-81-03
Канцелярия +7 (7172) 71-84-35
Телефон доверия +7 (7172) 71-77-67, 71-81-03
Пресс-служба  
1
Страницы
Регионы
Контакты
Пресс-центр
Деятельность
О комитете
Документы
gov@nitec.kz

Итоги аудита консолидированной финансовой отчетности КВГА

Итоги аудита консолидированной финансовой отчетности КВГА

Комитетом внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан проведен аудит консолидированной финансовой отчетности администраторов республиканских бюджетных программ за 2019 год, в 12-ти центральных государственных органах и его подведомственных учреждениях Республики Казахстан.

В целом по всем аудиторским мероприятиям, охвачены вопросы полноты отражения активов, обязательств и чистых активов/капитала которые числились на начало и конец периода, правильность учета движения денежных средств, начисления дебиторской и кредиторской задолженности, закрытия счетов доходов и расходов и других финансово-хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде.

Общая сумма валюты баланса администраторов бюджетных программ охваченных аудитом составляет 9,6 трлн.тенге, что составляет 52,4% от валюты баланса республиканского бюджета.

По результатам проведенной проверки, общая сумма выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности составила 326 млрд.тенге, из них финансовые нарушения             на общую сумму 1,2 млрд.тенге и нарушения процедурного характера                на 325 млрд.тенге. Из выявленных нарушений подлежат возмещению          491 млн.тенге и восстановлению 1,2 млрд. тенге.

В ходе аудита, с целью минимизации рисков составления финансовой отчетности республиканского бюджета с существенными искажениями приняты меры по устранению выявленных нарушений, в том числе возмещено в доход бюджета 6 млн. тенге, восстановлены по учету 1,2 млрд. тенге нарушений.

Анализ нарушений выявленных в Министерствах и его подведомственных учреждениях показал, многочисленные факты сокрытия дебиторской и кредиторской задолженностей, не эффективного использования выделенных бюджетных средств, нарушения бухгалтерской дисциплины, а также неполноценного исполнения возложенных функциональных обязанностей.

К примеру: Бухгалтерский учет охваченных аудитом государственных органов не обеспечивает достоверный учет активов государства. В связи с этим возникают существенные риски предоставления искаженных данных финансовой отчетности.

Справочно: (установлены факты необоснованного завышения стоимости государственных активов на 13,3 млрд. тенге, а также их занижения на 129,4 млрд. тенге, двойного учета финансовых активов на 4,2 млрд. тенге, отсутствия в учете сумм финансовых инвестиций на 1,1 млрд. тенге.

Кроме этого, имеются факты отсутствия в учете АБП недвижимого имущества общей стоимостью 98,9 млн. тенге, необоснованного занижения и завышения стоимости активов вследствие неправильной их классификации при первоначальном признании на 1,5 млрд. тенге, списания активов при отсутствии подтверждающих документов на 15,2 млрд. тенге.).

Министерствами не проводится работа по мониторингу дебиторской и кредиторской задолженности, не принимаются исчерпывающие меры по погашению и взысканию задолженностей.

Справочно: (В нарушение Бюджетного кодекса РК, не приняты соответствующие меры по погашению суммы дебиторской задолженности прошлых лет, в том числе, в Министерстве культуры 2,6 млн. тенге, в Комитет спорта на сумму 2,4 млрд. тенге, в Комитете языковой политики на сумму 0,9 млн. тенге. В Министерстве внутренних дел не обеспечено погашение дебиторской задолженности прошлых лет на общую сумму 12 ,5 млн. тенге, что является нарушением требования Бюджетного кодекса РК. В Министерстве культуры в нарушение требование Правил не приняты меры и не проведена претензионная исковая работа по взысканию дебиторской задолженности прошлых лет на сумму 387,1 тыс. тенге, числящаяся за ТОО «Гарант-Тур» и АО «Фонд недвижимости Самрук-Казына»;

Также числится кредиторская задолженность на сумму 226,9 тыс. тенге (числится за АО Казпочта с 2015 года) по которой истек срок исковой давности, в связи, с чем данная задолженность должна рассматриваться, как прощение долга кредитором, и перечислена в доход бюджета. В Министерстве энергетики не отражена дебиторская задолженность по целевым трансфертам в сумме 116,3 тыс.тенге, тогда как данная задолженность имелась и полностью соответствует критериям признания. Также в нарушение п.7 ст.97 Бюджетного кодекса РК Министерством не принимаются исчерпывающие меры по обеспечению возврата дебиторской задолженности в размере 742,5 тыс.тенге и возврата суммы аванса на общую сумму 310 443,5 тыс.тенге).

Кроме того, аудитом установлено, что ответственными лицами не обеспечивается своевременное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете.

Справочно: (Верховном суде, в нарушение Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, и Учетной политики, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан, расходные операции на сумму 194,9 тыс. тенге, произведенные в декабре 2018 года, отражены в бухгалтерском учете в январе 2019 года. Данная сумма на 01.01.2019 года была отражена в балансе Верховного суда в виде дебиторской задолженности.

Аудитом установлен факт одновременного отражения в бухгалтерском учете Министерства индустрии и Министерства экономики стоимости уставного капитала АО НК «KazakhInvest». В результате, в указанных Министерствах, в нарушение Правил, завышена стоимость финансовых инвестиций, в том числе в Министерстве индустрии на 2,8 млрд. тенге и в Министерстве экономики на 1,4 млрд. тенге;

Аналогично, на балансе Министерства иностранных дел, в нарушение Правил, не отражены финансовые инвестиции в уставный капитал АО «Управление по обслуживанию дипломатического корпуса Астана» стоимостью 1 млрд. тенге, которые переданы Министерству от Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК актом приема-передачи от 20 февраля 2019 года №188;

В министерстве культуры в ходе сверки финансовых инвестиций числящихся на балансе Министерства с базой реестра государственного имущества gosreestr.kz установлены расхождения. Так, уставный капитал АО «Казахфильм» согласно учредительским документам числится в размере 5,9млрд. тенге. Тогда как в учете Министерства стоимость инвестиций в АО «Казахфильм» завышена и отражена на сумму 6,1 млрд. тенге.

Таким образом, в нарушение Учетной политики и Правил, Министерством размер финансовых инвестиций АО «Казахфильм» отражен неверно, сумма расхождения составила 104 млн. тенге.).

Также итого аудита показали ряд нарушений требований Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Справочно: (в соответствии с п.12 ст.43 Закона РК «О государственных закупках» ЗРК, заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора поставщику в течение пяти рабочих дней, со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках.

В нарушение указанной нормы, а также Правил составления и представления финансовой отчетности, аудированными Министерствами не приняты своевременные меры по возврату поставщикам либо зачислению в республиканский бюджет сумм гарантийных взносов на 531млн. тенге.

Аналогично, на специальном счете Министерства внутренних дел длительное время числятся денежные средства по закрытым уголовным делам, на общую сумму 143 млн.тенге. Тогда как в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств», указанные средства должны быть возвращены законным владельцам либо обращены в доход государства).

Финансовой службой аудированных Министерств не соблюдаются требования нормативно-правовых актов регламентирующие бухгалтерский учет в государственных учреждениях и порядок формирования финансовой отчетности.

Также аудитом установлены факты выплаты премий работникам центрального аппарата Министерства за неотработанное время, а также при наличии кредиторской задолженности, а также не соблюдаются требования при ведении операции с наличными денежными средствами.

Таким образом, результаты аудита показало, что Система внутреннего контроля аудированных государственных органов не обеспечивает своевременное и полноценное выявление и предотвращение нарушений норм законодательства Республики Казахстан.

Службами внутреннего аудита не проводится государственный аудит деятельности центрального аппарата Министерств и его ведомств, следовательно, не обеспечивается полноценный охват бюджетов государственных органов.

Следует отметить, что действующая нормативная баз и методология проведения внутреннего аудита в государственном секторов основном направлены осуществлять последующий контроль, что идёт в разрез с видением аргументированных характеристик внутреннего аудита в период функционирования бюджетирования ориентированного на результат. В этой связи считаем целесообразным, что службы внутреннего аудита, помимо проведения последующего контроля, должны осуществлять предварительный и текущий контроль, что позволить повысить эффективность их работы.

Дата публикации
14 July 2020
Направления деятельности
Аудит финансовой отчетности
Популярные новости
Социальные медиа
Страница КВГА МФ РК на Facebook
Меню подвал
Цели устойчивого развития
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Послания Президента РК
Виртуальная Приемная
Государственные символы РК
Сайт Парламента РК
Открытое Правительство
Законодательство
Структура Правительства РК