Результаты электронного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан выявленные путем применения риск-ориентированного подхода

Результаты электронного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан выявленные путем применения риск-ориентированного подхода

Ежегодно в стране 27,5 тысяч госзаказчиков заключают порядка 2 млн. договоров о госзакупках с почти 80 тысячами поставщиками на более 5,5 трлн. тенге бюджетных средств.

Чтобы не мешать добросовестным заказчикам и поставщикам излишними проверками, а также снизить административную нагрузку Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан применяет новые методы дистанционного анализа и проверки бюджета, основанные на системе управления рисками.

Так, с начала этого года точечно проверено 57 млрд.тенге бюджетных средств с фиксацией нарушений на более чем 22 млрд.тенге из них 6,3 млрд.тенге можно восстановить работами, поставкой материалов и оборудования.

Результаты электронного госаудита показали, что деньги зачастую перечислялись поставщикам и подрядчикам за несуществующие товары и услуги.

В сфере строительства не соблюдаются графики производства работ, что приводит к корректировке проектов строительства и их многократному удорожанию, иногда свыше 48% от первоначальной стоимости.

Бюджетные средства, предусмотренные на строительно-монтажные работы, расходуятся на приобретение материалов и оборудования, которые фактически находятся у завода изготовителя, либо «в пути», не обеспечивается сохранность активов, нарушается процесс строительства.

Акты выполненных работ в каждом третьем случае не публикуются на веб-портале госзакупок по причине их фактического несоответствия.

К примеру, в управлении строительства Костанайской области установлено отставание от графика четырех объектов строительства из пяти на 2,5 млрд. тенге, при этом за не выполненную часть работ при строительстве школы в Костанае подрядчику выплатили 43,6 млн. тенге.

В рамках строительства Смарт-центра для детей в Костанае приобрели медийное оборудование и систему освещения на 1,3 млрд. тенге, тогда как само здание лишь в начальной стадии строительства, при этом выявлена нехватка оборудования на 8,7 млн. тенге.

По проекту «Создание индустриальной зоны в городе Костанай» подрядчики не поставили программное обеспечение для мониторинга электроснабжения на 37,9 млн. тенге.

В управлении топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Астаны отсутствуют графики работ по 2-й очереди строительства газопровода высокого давления с 3 по 9 пусковым комплексам.

При этом с апреля по декабрь прошлого года в каждый договор подряда семи пусковых комплексов по четыре раза вносили изменения, в том числе по переносу финансирования на 2023 год, что приводит к бесконтрольному ведению строительства и срыву сроков реализации проекта.

При проверке газификации Астаны выяснилось, что подрядчику оплатили материалы и оборудование на 6,6 млрд. тенге, фактически находящиеся у субподрядных организаций, при этом не обеспечено приобретение материалов у отечественных производителей на 1,2 млрд. тенге.

Также установлено перечисление бюджетных средств за строительство дороги по улице Кумисбекова и Насосно-фильтровальной станции, где фактически не выполнили работу на 56,8 млн. тенге.

Управление активов и государственных закупок Астаны приобрело не соответствующие условиям квартиры и административное здание на 1,9 млрд. тенге. В квартирах отсутствовали мойки, электроплиты, счетчики воды и электричества, а адмздание было без предусмотренного договором крытого паркинга с лифтом, охранной сигнализацией и вентиляции с охлаждением.

Кроме того, в здании на момент проверки работали 11 сторонних организаций, такие как нотариус, салоны красоты, торговые компании и т.д., у которых не было договоров аренды госимущества, и они не возмещали бюджету эксплуатационные расходы.

Отдел ЖКХ города Атырау оплатил реконструкцию автомобильной дороги на 17,5 млн. тенге, на которой отсутствовали 184 дорожных знака и два остановочных павильона. Также были оплачены не поставленные автономные котлы для котельной села Талгайран на 106,4 млн. тенге.

Аналогично отдел ЖКХ Усть-Каменогорска перечислил подрядчику более 91 млн. тенге за установку 100 единиц опор электричества, однако при контрольном обмере выявлено, что электрические опоры не установлены.

В Жамбылской области проверяющие дистанционно подтвердили неправомерное заключение договоров на сумму более 2 млрд. тенге, якобы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.      Однако никакого ЧС не объявлялось, а заказчики данную норму использовали намеренно для заключения договоров с отдельными поставщиками без конкуренции на всю выделенную из бюджета сумму. В случае конкурентного закупа экономия могла составить порядка 100 млн. тенге.

Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК продолжит применять риск-ориентированный подход к проведению государственного аудита, в том числе через информационные системы.