Комитетом внутреннего государственного аудита ежегодно осуществляется аудит консолидированной финансовой отчетности Администраторов бюджетных программ.
В марте 2021 года завершен аудит консолидированной финансовой отчетности 15 центральных госорганов за 2020 год, имеющих наибольшую долю активов республиканской собственности.
Механизмы данного типа госаудита направлены прежде всего на превентивность подразумевающий выявление и устранение ошибок бухгалтерского учета и финансовой отчетности до его утверждения. Таким образом, по итогу проведенного аудита обеспечено устранение искажений финотчетности 12-ти государственных органов.
Для устранения и недопущения отклонений и ошибок впредь аудированным объектам направлены 132 рекомендаций.
Основная доля замечаний аудиторов даны в части правильности учета долгосрочных финансовых инвестиций. На сегодняшний день инвестиции в уставный капитал субъектов квазигосударственного сектора являются наиболее значимыми по стоимости активами в составе имущества государства. В виду этого очень важно достоверное представление финансовой информации и учет данных активов. Зачастую аудиторами выявляются факты необоснованного занижения, либо завышения стоимости активов, что существенно искажает финотчетность республиканского бюджета. Одной из причин этого является отсутствие взаимодействия между администраторами бюджетных программ, их подведомственными организациями с уполномоченным органом по государственному имуществу.
Кроме этого выявляются многочисленные факты неправильного первоначального признания в учете материальных и нематериальных активов государства, неэффективного управления государственным имуществом, роста проблемных задолженностей и незавершенных проектов строительства, разработки информационных систем и т.д.
Из ряда причин неудовлетворительного уровня финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ основной является недостаточная эффективность системы внутреннего контроля и внутренних процессов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Механизмы внутреннего контроля должны заблаговременно выявлять и устранять потенциальные нарушения законодательства на этапе их совершения. Однако выявляемые Комитетом ошибки и отклонения все еще показывают их неэффективность.
В этой части необходимо отметить неполноценную работу Служб внутреннего аудита. Указанное структурное подразделение госорганов является основным элементом механизмов внутреннего контроля. При этом, их деятельность является фрагментарной, в основном сосредоточена на аудите территориальных подразделений, планирование деятельности осуществляется без учета существенных рисков. Данное обстоятельство не дает возможность им выявить и проанализировать целостную картину финансового состояния администраторов и акцентировать свою деятельность на самые рискованные участки, которые соответственно остаются без их внимания.
В целом, аудиторские мероприятия Комитета с учетом их превентивной направленности показали свою результативность. Одновременный охват всех госорганов обладающих существенной долей активов позволила выявить системные недостатки и проблемные вопросы не находившие своего решения в течении последних лет.
В дальнейшем работа уполномоченного орагана по аудиту финансовой отчетности будет нацелена на улучшение финансовой дисциплины в государственных учреждениях и предупреждение рисков связанных с предоставлением недостоверной финансовой отчетности.