Согласно подпункту 1) пункта 2 Правил осуществления камерального контроля, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (далее — Правила камерального контроля), «камеральный контроль» - иная форма контроля, осуществляемая территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту без посещения объекта государственного аудита и финансового контроля (далее – объект государственного аудита) на основе анализа и сопоставления данных информационных систем, а также сведений о деятельности объектов государственного аудита.
Иными словами, это форма контроля, позволяющей выявлять и пресекать нарушения в сфере государственных закупок без посещения объекта аудита посредством веб — портала государственных закупок.
При проведении камерального контроля уполномоченным органом используются сведения веб — портала государственных закупок, системы управления рисками, официальные данные портала E-licence и т. д.
В соответствии с пунктом 4 Правил камерального контроля, целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля и снижение административной нагрузки на объекты государственного аудита.
Таким образом, камеральный контроль не имеет цели наказать объект аудита за совершенные нарушения, так как, при получении соответствующего уведомления, объекту аудита предоставляется возможность самому исправить, допущенные нарушения.
Согласно пункту 10 Правил камерального контроля, при выявлении нарушений по результатам камерального контроля территориальным подразделением оформляется и направляется объектам государственного аудита уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – уведомление) с приложением описания выявленных нарушений, и автоматически регистрируется на веб-портале.
В соответствии с пунктом 12 Правил камерального контроля, уведомление исполняется объектом государственного аудита в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения) объекту государственного аудита.
При самостоятельном устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения объекту государственного аудита уведомления, должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.
Департаментом внутреннего государственного аудита по Павлодарской области в рамках камерального контроля объектам аудита направлено более 1 500 уведомлений, или 19% от общей доли охваченных государственных закупок (лотов), при этом, объектами аудита уведомления исполнены в полном объеме.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что своевременное исполнение уведомлений благоприятно влияет на процесс государственных закупок, учитывая, что нарушения объектом аудита исправляются в онлайн режиме без отмены государственных закупок, при этом, должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае своевременного исполнения уведомлений.