Счетный комитет осуществляет аудит эффективности исполнения и финансовой отчетности республиканского бюджета, ревизионные комиссии – тоже самое, только в отношении местного бюджета. А наш Комитет, как уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту, проводит ежегодный аудит консолидированной финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и госучреждений, аудит соответствия использования средств республиканского и местных бюджетов, а также осуществляет камеральный контроль государственных закупок.
Такое разделение полномочий предусмотрено законодательством.
Аудит соответствия направлен на проверку соблюдения норм законодательства РК государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора. Смотрим, чтобы они действовали строго в рамках законодательного поля и не позволили себе ничего лишнего.
Целью камерального контроля является своевременное пресечение нарушений в сфере государственных закупок. При этом проверяемому субъекту предоставляется возможность самостоятельного устранения выявленных нарушений, что, безусловно, является позитивным моментом для всех сторон и позволяет снизить административную нагрузку.
Аудит финансовой отчетности оценивает достоверность бухгалтерского учета, финансовое состояние администраторов бюджетных программ, а также достоверность данных, указанных в их финансовой отчетности.
Аудит финансовой отчетности подтверждает Правительству страны наличие и состояние государственных активов, а также оценивает эффективность управления ими. Сегодня данный тип аудита является одним из инструментов Правительства, создающих предпосылки формирования доверия общества государству.
Заинтересованы в проведении аудита и сами госорганы. Подтверждение достоверности информации финансовой отчетности нужно для принятия инвестиционных и управленческих решений.
Именно по результатам аудиторской проверки Правительство получит достоверную финансовую отчетность, а значит, будет обеспечен полной информацией о финансовом состоянии администраторов бюджетных программ.
Но реальные цели аудита в государственном секторе зачастую намного шире. Например, в обязанности аудиторов госсектора может входить составление отчетов о соблюдении/несоблюдении проверяемым учреждением требований органов власти о порядке расходования бюджетных средств, дать заключение об экономичности работы проверяемого субъекта, эффективности/неэффективности осуществляемых им проектов, результативности деятельности в целом.
Это уже немало, согласитесь.
Тем не менее, по большому счету вы правы. Вплоть до 2019 года аудит проводился постфактум за прошедшие периоды и его результаты приходили тогда, когда данные проверяемой финансовой отчетности администраторов бюджетных программ уже были включены в отчетность республиканского бюджета. Откорректировать эти цифры после аудита было невозможно, даже если наши аудиторы в ходе проверок выявляли существенные искажения.
Кроме этого, ранее наши специалисты обеспечивали аудит не более двух-трех администраторов бюджетных программ в год. Финансовая же отчетность подавляющего большинства оставалось без внимания. Значит, существовали риски их недостоверности. Это не устраивало Министерство финансов, поэтому начиная с 2019 года Комитет внутреннего государственного аудита перешел на новый механизм работы.