Аудит соответствия направлен на проверку соблюдения норм законодательства РК государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора. Смотрим, чтобы они действовали строго в рамках законодательного поля и не позволили себе ничего лишнего.
Целью камерального контроля является своевременное пресечение нарушений в сфере государственных закупок. При этом проверяемому субъекту предоставляется возможность самостоятельного устранения выявленных нарушений, что, безусловно, является позитивным моментом для всех сторон и позволяет снизить административную нагрузку.
Аудит финансовой отчетности оценивает достоверность бухгалтерского учета, финансовое состояние администраторов бюджетных программ, а также достоверность данных, указанных в их финансовой отчетности.
Аудит финансовой отчетности подтверждает Правительству страны наличие и состояние государственных активов, а также оценивает эффективность управления ими. Сегодня данный тип аудита является одним из инструментов Правительства, создающих предпосылки формирования доверия общества государству.
Заинтересованы в проведении аудита и сами госорганы. Подтверждение достоверности информации финансовой отчетности нужно для принятия инвестиционных и управленческих решений.
Именно по результатам аудиторской проверки Правительство получит достоверную финансовую отчетность, а значит, будет обеспечен полной информацией о финансовом состоянии администраторов бюджетных программ.
Но реальные цели аудита в государственном секторе зачастую намного шире. Например, в обязанности аудиторов госсектора может входить составление отчетов о соблюдении/несоблюдении проверяемым учреждением требований органов власти о порядке расходования бюджетных средств, дать заключение об экономичности работы проверяемого субъекта, эффективности/неэффективности осуществляемых им проектов, результативности деятельности в целом.
Высшая аудиторская палата осуществляет аудит эффективности исполнения и финансовой отчетности республиканского бюджета, ревизионные комиссии – тоже самое, только в отношении местного бюджета. А наш Комитет, как уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту, проводит ежегодный аудит консолидированной финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и госучреждений, аудит соответствия использования средств республиканского и местных бюджетов, а также осуществляет камеральный контроль государственных закупок.
Такое разделение полномочий предусмотрено законодательством.
Если Учреждением не исполнено письмо (уведомление), при этом риск необоснованного перечисления заработной платы подтвержден, Комитет (Департамент) инициирует проведение внепланового аудиторского мероприятия на основании Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» (Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится: по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками) с последующим принятием соответствующих мер реагирования.