Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 75–НП от 25 августа 2025 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение о проверке конституционности подпункта 9) пункта 2 статьи 6 Закона «О правоохранительной службе».
Указанная норма предусматривает, что на правоохранительную службу не может быть принято лицо, уволенное по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных органов, специальных государственных органов.
Из обращения и прилагаемых к нему документов следует, что заявитель был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в последующем – уволен с правоохранительной службы по отрицательным мотивам за совершение проступка, дискредитирующего правоохранительный орган.
По мнению заявителя, установленная законом норма ограничила его конституционное право на доступ к правоохранительной службе.
Конституционный Суд по итогам конституционного производства по данному обращению сформулировал следующие правовые позиции.
Специфика данной службы требует повышенных критериев отбора кандидатов, что обусловлено публичными интересами и необходимостью обеспечения доверия общества к правоохранительным органам. Этический кодекс сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан предписывает сотрудникам не допускать совершения действий, способных дискредитировать Республику Казахстан, государственную власть, правоохранительный орган и вызывающих негативный общественный резонанс.
Следовательно, дифференцированное законодательное регулирование условий поступления на разные виды государственной службы не может считаться дискриминацией, нарушающей конституционные положения о равенстве всех перед законом и судом, если оно имеет объективное и разумное обоснование, вытекающее из различий в правовом статусе сотрудников таких органов и функций государственных органов.
По итогам проверки Конституционный Суд пришел к выводу о соответствии Конституции указанной нормы.
Вместе с тем в отличие от регламентирования деятельности правоохранительной службы законодатель не относит управление сотрудником специального государственного органа транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения к проступкам, дискредитирующим службу, и данный проступок не является безусловным основанием для увольнения сотрудника такого органа по отрицательным мотивам. Таким образом, отсутствует правовая согласованность предметно связанных между собой положений названных законов в части отнесения отдельных видов проступков, совершенных сотрудниками данного органа, к категории дискредитирующих и являющихся основанием для увольнения со службы по отрицательным мотивам. В этой связи Конституционный Суд рекомендовал Правительству принять меры по совершенствованию законодательства.
Нормативное постановление является окончательным, общеобязательным и вступает в силу со дня принятия.