Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 23 апреля 2025 года № 71-НП

Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда

(№ 71-НП от 23 апреля 2025 года)

 

Конституционный Суд рассмотрел ходатайство Министра юстиции Республики Казахстан об истолковании части второй пункта 2 постановляющей части нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан».

Нормативное постановление принято Конституционным Советом по итогам рассмотрения обращения группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции в отношении конституционных прав и свобод гражданина Республики Казахстан (право избирать, быть избранным), который одновременно является гражданином другого государства.

В соответствии с данным официальным толкованием вышеуказанные конституционные нормы следует понимать как неприемлемость в Республике Казахстан множественного, в том числе двойного, гражданства и обладание в силу гражданства полным объемом прав, свобод и обязанностей, установленных для ее граждан Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Для иностранцев и лиц без гражданства предусмотрен иной, ограниченный, конституционно-правовой статус, в соответствии с которым на иностранцев не распространяются права и свободы, предусмотренные статьей 33, пунктом 2 статьи 41, пунктом 4 статьи 51, пунктом 3 статьи 86 Конституции. Иностранными гражданами не подлежат осуществлению также и другие права и свободы, которыми они не могут пользоваться в силу требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан.

Министр юстиции обратился с ходатайством дать дополнительное истолкование положения имеющегося официального толкования Конституционного Совета в части разъяснения того, что иностранцы и лица без гражданства имеют «иной, ограниченный, конституционно-правовой статус» (часть вторая пункта 2 постановляющей части нормативного постановления), с учетом следующих вопросов:

«1. Означает ли это, что права иностранцев и лиц без гражданства по отношению к правам граждан Республики Казахстан могут быть лишь ограничены, но никак не могут быть больше по объему прав граждан Республики Казахстан?

  1. Возможно ли в правовой взаимосвязи пункта 4
    статьи 12 и статьи 39 Конституции введение на уровне закона запрета на допуск граждан Республики Казахстан к участию в азартных играх на определенной территории страны, когда такой запрет не предусматривается для иностранцев и лиц без гражданства?».

По итогам рассмотрения ходатайства Конституционный Суд принял дополнительное решение об истолковании. Он  указал, что рассмотрение второго вопроса (о соответствии Конституции возможного введения на уровне закона запрета на допуск граждан Республики Казахстан к участию в азартных играх на определенной территории страны, когда такой запрет не предусматривается для иностранцев и лиц без гражданства) в его компетенцию не входит. Данный вопрос правомочен рассмотреть Парламент в рамках конституционных полномочий.

Применительно к первому вопросу ходатайства Конституционный Суд пояснил, что лица, имеющие гражданство Казахстана, обладают большим объемом конституционных прав и свобод. Конституционный Суд дополнительно истолковал, что «иной, ограниченный, конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства» предполагает нераспространение на них некоторых прав и свобод, прямо установленных Конституцией Республики Казахстан для граждан Казахстана. Кроме того, такие ограничения могут устанавливаться законами с соблюдением положений статьи 39 Конституции Республики Казахстан.

Дата публикации
23 апреля 2025