Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2024 года №58-НП

Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда

(№ 58-НП от 24 декабря 2024 года)

Телеграм КС - https://t.me/consot_kz/1075 

 

Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан абзацев второго, третьего и четвертого пункта 29 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов» (далее – НП ВС).

Оспариваемые абзацы пункта 29 НП ВС разъясняют применение судами положений пункта 2 статьи 139 и пункта 1 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс) в части условий изменения ранее установленного судом размера алиментов

Субъект обращения является плательщиком алиментов на содержание несовершеннолетних детей: одного от первого брака, троих – от второго брака). Общая сумма назначенных алиментов составляет 75% от его дохода. При обращении в суд о снижении размера алиментов ему было отказано в удовлетворении иска со ссылкой на непредставление достаточных доказательств, подтверждающих ухудшение его материального положения, не позволяющего поддерживать выплату алиментов в прежнем размере.

По его мнению, правовым основанием для отказа судом в удовлетворении иска послужили указанные им положения НП ВС, в том числе о том, что изменение материального или семейного положения родителя не является безусловным основанием для удовлетворения иска.

По итогам проверки Конституционный Суд отметил, что редакция указанного разъяснения вызывает на практике ее неоднозначное понимание. Вместе с тем оспариваемые субъектом обращения разъяснения Верховного Суда в целом соответствуют положениям пункта 2 статьи 139 и пункта 1 статьи 175 Кодекса, которые нацелены на всестороннее и полное исследование всех обстоятельств, связанных с материальным и семейным положением родителей. Установление данных обстоятельств является гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка и сохранения устойчивых отношений по исполнению родительских прав и обязанностей.

Конституционный Суд подчеркнул, что НП ВС не в полном объёме разъясняет положения других законов, указывающие на обстоятельства, связанные с взысканием алиментов по нескольким судебным актам, когда их сумма превышает половину заработка и (или) иного дохода плательщика. Так, статья 166 Кодекса ограничивает удержание алиментов более 50 процентов от заработной платы и иного дохода лица. Аналогичный подход закреплен пунктом 3 статьи 203 Социального кодекса Республики Казахстан в отношении пенсии. Сохранение не менее 50 процентов заработной платы или иного дохода при обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника по одному или нескольким исполнительным документам предусмотрено также абзацем первым пункта 1 статьи 95 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Кроме того, на основании пункта 3 статьи 115 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель, с которым должник состоит в трудовых отношениях, а также иное лицо, от которого должник получает доход, удерживают не более 50 процентов от причитающейся работнику заработной платы.

Также в итоговом решении Конституционного Суда указано, что Кодекс устанавливает долевой подход по количеству детей, но не учитывает при этом количество взыскателей. Это, как правило, влечет за собой несоблюдение долей, установленных законодателем, в связи с чем необходимо проведение ревизии действующего законодательства об исчислении и взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, совершенствования механизма исполнения соответствующих судебных актов. Соответствующая рекомендация дана Конституционным Судом Правительству.

Дата публикации
25 декабря 2024