Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 57-НП от 24 декабря 2024 года)
Телеграм КС - https://t.me/consot_kz/1072
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина Кинтонова М.Б. о проверке на соответствие Конституции подпункта 11) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» (далее – Закон), устанавливающего бессрочный запрет на приём на государственную службу граждан, осуждённых за тяжкие или особо тяжкие преступления независимо от погашения или снятия судимости.
Субъект обращения в 1998 году был осужден на 3 года лишения свободы в соответствии с частью второй статьи 134 Уголовного кодекса (за разбой в группе лиц). На основании статьи 41-1 данного Кодекса исполнение приговора ему было отсрочено на 2 года, затем был освобожден от отбытия наказания. В последующем судимость была погашена. Cубъект обращения с 1999 года начал работать на государственной службе и в апреле 2023 года был назначен на должность руководителя государственного учреждения. Ранее, при назначении на различные позиции субъект обращения в автобиографии не указывал сведения о погашенной судимости. C 31 октября 2023 года сведения о погашенной судимости были внесены в информационный сервис Центра правовой статистики и информации Генеральной прокуратуры, в связи с чем, несмотря на погашение судимости, на субъекта обращения было наложено дисциплинарное наказание в виде увольнения с государственной службы на основании распоряжения акима Костанайской области от 4 декабря 2023 года.
По мнению субъекта обращения, оспариваемая норма нарушает его конституционные права на свободу труда и равный доступ к государственной службе (пункты 1 статьи 24 и пункт 4 статьи 33 Конституции), поскольку погашение судимости согласно действующего законодательства влечет аннулирование всех уголовно-правовых последствий, следовательно, запрет приема на государственную службу является несоразмерным ограничением.
По результатам проверки конституционности указанной нормы Закона Конституционный Суд пришел к выводу, что законодатель вправе устанавливать ограничения в рамках дискреционных полномочий и целей ограничения прав и свобод граждан, определенных Конституцией. Однако такие ограничения должны соответствовать принципам справедливости, соразмерности и правовой определенности.
Наряду с этим, Конституционный Суд указал на несогласованность между подпунктами 10) и 11) статьи 16 Закона, касающуюся последствий погашенной или снятой судимости. Подпункт 10) допускает возможность поступления на государственную службу лиц с погашенной судимостью, тогда как подпункт 11) этого не учитывает, что может приводить к правовой неопределенности.
На основании изложенного, Конституционный Суд признал указанную норму соответствующей Конституции Республики Казахстан и одновременно рекомендовал Правительству и Агентству по делам государственной службы рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда, устранить несогласованность и обеспечить юридическую точность положений Закона.