Справочная информацият к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 53 – НП от 9 октября 2024 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 3) части первой статьи 94 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (УПК).
Согласно указанной норме УПК защитник не может участвовать в производстве по уголовному делу, если находится в родственных отношениях с лицом, имеющим противоположные с подзащитным интересы.
Субъект обращения в Конституционный Суд является руководителем (и учредителем) строительной организации и в отношении нее было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Выбранный ею защитник (адвокат) отстранен решением прокурора от участия в производстве по уголовному делу в связи с тем, что он является близким родственником лица, ранее заключившего договор бронирования с указанной организацией.
По мнению субъекта обращения, редакция пункта 3) части первой статьи 94 позволяет прокурору применить данную норму по своему усмотрению (дискреция), что нарушает ее конституционные права на получение квалифицированной юридической помощи от выбранного ею адвоката (защитника).
По итогам проверки Конституционный Суд пришел к выводу о соответствии указанной нормы УПК Конституции. В своем итоговом решении он указал, что отстранение защитника от участия в производстве по уголовному делу при наличии установленных законом обстоятельств, включая конфликт интересов, не противоречит Конституции, поскольку оно направлено на обеспечение справедливости и законности уголовного судопроизводства и принятия правильного решения по делу. Деятельность адвокатов как квалифицированных защитников тесно связана с осуществлением права на судебную защиту и принципов правосудия, закрепленных в Основном Законе, и служит реализации публичных интересов по обеспечению объективности, беспристрастности и справедливости при принятии решений по уголовным делам.
Одновременно, с учетом результатов проведенной проверки, Конституционный Суд в своем итоговом решении рекомендовал Правительству рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании уголовно-процессуального законодательства с учетом изложенных им правовых позиций.