Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 44 – НП от 16 мая 2024 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о проверке на соответствие Конституции пункта 4) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса (условно-досрочное освобождение не применяется к осужденным за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
В октябре 2016 года субъект обращения был признан виновным и осужден к лишению свободы за совершение развратных действий в отношении заведомо малолетней (часть 3 статьи 124 Кодекса). Его ходатайство об условно-досрочном освобождении судом отклонено на основании вышеуказанной нормы статьи 72 Кодекса.
По мнению субъекта обращения, действующее ограничение противоречит статье 14 Конституции (недопустимость дискриминации), поскольку ставит его в неравное положение с другими осужденными, отбывающими наказание за такие же деяния, совершенные ранее до введения в действие изменений в статье 72 УК. За ними сохранилось право на условно-досрочное освобождение на основании Уголовного кодекса 1997 года (утратил силу в 2014 году).
КС отметил, что указанная субъектом обращения категория осужденных сохранила право на условно-досрочное освобождение на основании конституционного правила обратной силы закона (подпункт 5) пункта 3 статьи 77 Конституции и часть третья статьи 6 Кодекса). Законы, усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
В отношении самого субъекта обращения КС указал, что он был осужден в октябре 2016 года, после введения ограничения на применение условно-досрочного освобождения к осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Таким образом, КС не усмотрел дискриминации в отношении лиц, осужденных после введения в действие пункта 4) части восьмой статьи 72 Кодекса.
На основании изложенного КС признал указанную норму Кодекса соответствующей Конституции. Наряду с этим он рекомендовал Правительству актуализировать перечень преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (пункт 42) статьи 3 УК), которые законодатель установил в качестве основания для неприменения условно-досрочного освобождения. В перечень на сегодня входят также деяния, направленные против других объектов посягательства, связанных с несовершеннолетними и семьей.