Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 31 августа 2023 года №26-НП

Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда Республики Казахстан

(№ 26-НП от 31 августа 2023 года)

 

Конституционный Суд рассмотрел обращения о проверке на соответствие Конституции подпункта 2) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса (далее – ТК) и подпункта 8) пункта 3 статьи 16 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон).

По мнению субъектов обращения установленные запреты на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица и поступление на государственную службу гражданина, совершившего коррупционное преступление, нарушают конституционные права на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают доступ граждан к государственной службе и противоречат принципу правосудия.

Конституционный Суд считает, что гарантированное Конституцией право каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии может быть ограничено законом только в целях защиты конституционно значимых ценностей. Парламент вправе вводить, изменять либо отменять законом такие ограничения. Необходимость соблюдения конституционного баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы при трудоустройстве в квазигосударственные организации существовали правовые инструменты, направленные на снижение коррупционных рисков и повышение доверия общества к деятельности государственных организаций. По своей природе в системе действующего правового регулирования ограничение права каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, предусмотренное указанным законоположением, непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку носит конституционно-правовой характер: оно законодательно введено в качестве правового дисквалифицирующего препятствия для занятия должностей в государственных организациях. Данный вывод соотносится с требованиями международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан.

Касательно запрета на поступление на государственную службу гражданина, совершившего коррупционное преступление, Конституционный Суд считает, что с учетом миссии государственной службы, особого правового статуса государственных служащих, специфики стоящих перед ними задач государство вправе определять для граждан правила поступления на государственную службу и ее прохождения, включая требования к кандидатам и соответствующие ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью обеспечения эффективности деятельности государственного аппарата, доверия народа как единственного источника государственной власти и недопущения злоупотребления предоставленными полномочиями. Антикоррупционная политика государства направлена на снижение коррупционных рисков, повышение доверия к деятельности государственных органов и состоит из правовых, административных, организационных и иных мер.  Специфика правового статуса государственных служащих обусловливается, прежде всего, характером должностных обязанностей. Законодатель в рамках своих полномочий, вправе устанавливать повышенные требования к репутации государственных служащих с тем, чтобы у граждан не возникали сомнения в безупречности их морально-нравственных качеств и, соответственно, законности принимаемых ими решений, связанных с реализацией публичной власти.

Таким образом, Конституционный Суд признал соответствующей Конституции подпункт 2) пункта 2 статьи 26 ТК и истолковал, что ограничение на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица, совершившего коррупционное преступление, применимо в отношении лиц, претендующих на должности, связанные с исполнением управленческих функций в указанных организациях, а подпункт 8) пункта 3 статьи 16 Закона признан соответствующим Конституции.

Дата публикации
31 августа 2023