Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 18-НП от 1 июня 2023 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о проверке на соответствие Конституции абзаца пятого пункта 3 нормативного постановления Верховного Суда от 31 марта 2016 года № 2 (далее – НП ВС).
Согласно НП ВС введено императивное требование об обязательности приложения заключения молекулярно-генетической экспертизы к заявлению в суд об усыновлении ребенка, в отношении которого супругом заявителя установлено отцовство, и возврате этого заявления при несоблюдении данного правила.
По мнению субъекта обращения, нормы главы 33 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) и главы 13 Кодекса от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее – КоБС), регулирующие вопросы и процедуры усыновления, не содержат такого обязательного требования для обращения в суд с заявлением об усыновлении. Субъект обращения считает, что в НП ВС дано не разъяснение, а установлено не предусмотренное законом «необоснованное и излишнее требование» для обращения в суд.
Конституционный Суд считает, что императивность положения о возврате судом заявления гражданина об усыновлении (удочерении) ребенка в случае, если не представлены результаты молекулярно-генетической экспертизы в приложении к заявлению в суд, ограничивает доступ к правосудию, тем самым нарушает право граждан на судебную защиту своих прав и свобод. Отсутствие такой экспертизы в прилагаемых к заявлению материалах не лишает суд права назначить ее в ходе судебного разбирательства в целях защиты прав ребенка и получения доказательства, с научной достоверностью подтверждающего происхождение ребенка от конкретного лица. Правовая позиция Верховного Суда, признающая заключение молекулярно-генетической экспертизы одним из необходимых доказательств отцовства (материнства), содействует укреплению доказательной базы судебных решений и служит защите прав ребенка. Однако императивные требования о приложении заключения молекулярно-генетической экспертизы к заявлению в суд об усыновлении ребенка, в отношении которого супругом заявителя установлено отцовство, и возврате заявления при несоблюдении данного правила не соответствуют пункту 2 статьи 13 Конституции.
Конституционный Суд признал абзац пятый пункта 3 НП ВС не соответствующим Конституции.