Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 4 от 6 марта 2023 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции подпункта 6) пункта 3 статьи 16 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон).
Согласно указанной статье на государственную службу не может быть принят гражданин, который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекался к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу.
Субъект обращения полагает, что данная статья пожизненно лишает его права работать на государственной службе и ущемляет право быть избранным в государственные органы и нарушает принцип равного права граждан на доступ к государственной службе.
Конституционный Суд считает, что любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности. В ряде случаев погашение или снятие судимости не препятствует поступлению на государственную службу. Тем самым, граждане, совершившие административные и уголовные правонарушения и нанесшие более серьезный вред охраняемым законом интересам, находятся в более благоприятном положении по сравнению с лицами, для которых запрет на поступление на государственную службу связан с их увольнением за допущенные дисциплинарные проступки. Установления для граждан, уволенных за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, пожизненного запрета на занятие должностей на государственной службе, искажает существо конституционных прав и свобод, нарушает конституционные пределы их допустимого ограничения и не отвечает требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности.
Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции подпункт 6) пункта 3 статьи 16 Закона в части установления бессрочного запрета на поступление на государственную службу граждан, уволенных за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, в связи с отсутствием соразмерности правовых ограничений, вытекающих из мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления, и рекомендовал Правительству не позднее шести месяцев внести в Мажилис Парламента проект закона, направленный на приведение законодательства в соответствие.