В 2024 году утверждена новая Концепция развития государственной службы.
Главная цель Концепции – создание сервисной модели государственной службы, где в центре внимания человек.
Концепцией предусмотрены профессионализация государственного аппарата, внедрение современных HR-технологий и цифровизация процессов, что соответствует принципу «Слышащее государство».
В настоящее время разрабатывается новый проект Закона «О государственной службе». Его принятие изменит подходы к работе государственного аппарата: акцент сделан на проактивное, ориентированное на людей поведение госслужащих, отказ от лишней бюрократии и упрощение доступа граждан к государственным услугам.
Казахстан переходит к гибридной модели государственной службы, объединяющей лучшие черты карьерного и позиционного подходов. Модель призвана сделать государственную службу более прозрачной и открытой для профессионалов из разных сфер, включая бизнес, медицину, образование и сельское хозяйство.
Нововведения сделают поступление на госслужбу проще, обеспечат равные возможности для всех.
Развитие государственной службы будет основываться на следующих принципах:
- прозрачность: все процедуры найма и продвижения максимально открыты и понятны для общества;
- отбор на государственную службу и продвижение по службе основываются на заслугах, компетенциях и профессиональных навыках;
- гибкость: внедрение новых гибких подходов, инноваций и технологий, позволяющих повысить эффективность государственной службы;
- непрерывное обучение: профессиональное развитие государственных служащих для повышения их квалификации и эффективности работы;
- клиентоориентированность: работа на опережение, ориентация на конечный результат и обеспечение доступности; ответственность и подотчетность;
- усиление ответственности государственных служащих за принимаемые решения и действия перед гражданами и государством.
Планируется стимулирование и поощрение активного участия сотрудников в программах обучения и стажировок. Система государственной службы предоставит механизмы для постоянного профессионального роста, предлагая разнообразные возможности для повышения квалификации и развития навыков. Заработная плата государственных служащих будет тесно связана с их профессиональными достижениями и стремлением к саморазвитию.
В рамках проекта Закона предусмотрено усиление социальных гарантий для сотрудников госаппарата. Особое внимание уделяется справедливой компенсации за переработки. Если сейчас служащие могут выбирать между дополнительным выходным днем или денежной компенсацией за сверхурочную работу, то в будущем плата за труд в выходные и праздничные дни станет обязательной.
Также, планируется расширить дополнительные отпуска, их продолжительность будет зависеть от стажа на госслужбе. Для сотрудников, переведенных на работу в другой регион, будут поэтапно внедряться дополнительные гарантии, включая поддержку их семей.
Одна из главных задач модернизации госслужбы – это изменение мировоззрения и методов работы государственных служащих. Также будут внедрены принципы нетерпимости к бюрократии, коррупции и нарушениям закона.
Важную роль в профилактике нарушений законодательства среди государственных служащих играет институт уполномоченных по этике.
В 2024 году уполномоченными по этике КСЭК МЗ РК оказана консультативная помощь более 300 гражданам и государственным служащим.
Проактивное поведение, оперативное реагирование на обращения граждан, а также формирование новых этических стандартов на государственной службе способствуют повышению уровня доверия и удовлетворенности общества. От государственных служащих требуется соблюдение высоких этических стандартов в работе.