Меню
Страницы
Деятельность
О комитете
Пресс-центр
Контакты
Документы
Онлайн-приемная
Все материалы
12 декабря 2025
Уровень износа инженерных сетей в Казахстане снижен более чем на 6 процентных пунктов — и это лишь начало

Выясняем, что такое Национальный проект «МЭКС»

Проблемы износа и недостаточности коммунальной и энергетической инфраструктуры в Казахстане не новы, находят своё решение и остаются актуальными по сей день.

В частности, в стране принят Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» («МЭКС») на 2025–2029 годы. Он предусматривает комплексное обновление сетей и объектов тепло-, электро- и водоснабжения, а также систем водоотведения. Реализация проекта позволит снизить аварийность и уровень износа инфраструктуры, обеспечить население качественными коммунальными услугами, а также будет способствовать устойчивому экономическому развитию Казахстана.

О необходимости подобных позитивных изменений, напрямую влияющих как на социальную стабильность, так и на промышленное, инновационное и цифровое развитие экономики и инвестиционную привлекательность страны, говорил и президент Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу Казахстана, отдельно подчеркнув: ключевой фактор устойчивого развития — модернизация жилищно-коммунальной и водной инфраструктуры.

Отметим важный момент: отсутствие перебоев и достаточность мощностей, помимо очевидной необходимости для благополучия населения, также формируют каркас роста экономики. В свою очередь, нехватка мощностей убивает инвестиционный потенциал страны.

Национальный проект «МЭКС» в деталях анализирует состояние инфраструктуры.

Теплоснабжение Казахстана работает на инфраструктуре с уровнем износа в 52%, при охвате всего 60% городов и протяжённости сетей около 13 тыс. км (из них 11 тыс. км — коммунальные, 2 тыс. км — частные сети). Такая база не обеспечивает устойчивого роста потребления и ограничивает подключение новых производств. Национальный проект предусматривает замену 1622 км изношенных сетей и строительство новых линий, критически важных для повышения пропускной способности и снижения потерь. Без этих мощностей экономика столкнётся с ограничениями по размещению индустриальных объектов и ростом затрат.

В электроснабжении системный дефицит мощностей усугубляется уровнем износа оборудования на электростанциях в 56,8% на 1 января 2024 года, при том, что более трети мощностей изношены на 70%–90%. Уровень износа более чем в 80% отмечен на 14 станциях, ещё 21 объект находится в диапазоне 60%–80%. Сети протяжённостью 470 тыс. км и РЭК, где 6 компаний имеют уровень износа в 85%–97%, а ещё 6 — в 65%–85%, уже не выдерживают нагрузки: в 2023 году было зафиксировано 28 497 технологических нарушений, включая 23 аварии. Модернизация учитывает новые производства, рост распространения электромобилей и потребности «умного» градостроительства.

В водоснабжении при общей протяжённости сетей в 100 тыс. км средний уровень их износа составляет 40%, в ряде регионов — более 50%. Даже при обеспеченности водой в 98,9% в городах и в 96,6% в сёлах инфраструктура работает на пределе: только 65 из 89 городов и лишь 5130 из 6256 сёл полностью обеспечены центральным водоснабжением. В 2023 году в секторе было зафиксировано 1459 технологических нарушений (в том числе 1049 — на сетях). Обновление мощностей в водоснабжении необходимо, чтобы расширять индустриальные зоны, развивать перерабатывающую промышленность и обеспечивать рост городов.

Водоотведение также имеет свои слабые стороны: при протяжённости в 17,6 тыс. км средний уровень износа канализационных сетей достигает 56%, объекты очистки изношены более чем на 50%, а часть — на 70%–80%. Системы уже не справляются с объёмами сточных вод: за последний отчётный год было зарегистрировано 296 технологических нарушений (255 — на сетях). Только системное обновление и расширение сетей позволит увеличивать масштабы застройки, развивать промышленность и вводить новые жилые районы.

Таким образом, для Казахстана модернизация и расширение тепловых, электрических, водных и канализационных систем — не только ключевой социальный проект, но и основа будущего экономического роста. Дефицит мощностей создаёт потолок для роста, высокие риски для бизнеса и снижение конкурентоспособности страны. Достаточные же инфраструктурные мощности — фундамент инвестиций, производства, строительства и индустриализации.

В целом грамотная тарифная политика и предпринимаемые меры уже привели к немалым результатам. Так, например, по данным Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК, в рамках модернизации инфраструктуры ЖКХ в 2023-2024 годах были привлечены инвестиции в размере около 605 млрд тг для ремонта более чем 12,3 тыс. км инженерных сетей. Эти меры уже позволили снизить уровень износа сетей в среднем на 6,2 п. п. Подробности по регионам и видам сетей приведены в инфографике и таблице.

Что же касается начавшего работать Национального проекта «МЭКС», он оказывает комплексное влияние все сферы жизни обеспечивая как экономический, так и социальный эффект:
• снижение затрат на энергоснабжение и коммунальные услуги в долгосрочной перспективе за счёт модернизации сетей и сокращения потерь;
• повышение надёжности теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения;
• улучшение качества жизни благодаря комфортным условиям в домах и повышению уровня санитарии;
• стабильную работу бизнеса, способную стать стимулом для создания дополнительных рабочих мест и увеличения налоговых поступлений;
• снижение рисков аварий и перебоев в подаче коммунальных услуг;
• улучшение здоровья населения и экологической ситуации за счёт доступа к чистой воде и внедрения современных технологий.

10 декабря 2025
Экономия миллионов кубометров воды и двукратный рост инвестиций: социальные нормы водопотребления показали результат

8 сентября текущего года глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием к народу Казахстана, в котором обозначил ряд ключевых стратегических приоритетов развития страны. Особое внимание президент уделил вопросам рационального использования природных ресурсов, в том числе воды, подчеркнув необходимость формирования культуры их бережного потребления.

«Что касается культуры сбережения природных ресурсов, особенно воды, то у нас, надо признать, здесь большие проблемы, как говорится, конь не валялся. Это отдельное направление разъяснительной, даже идеологической работы среди граждан, особенно среди молодого поколения. Уже сейчас мы сталкиваемся с дефицитом природной воды, а уровень культуры потребления оставляет желать лучшего», — отметил глава государства.

В целом проблема нерационального потребления воды стоит на повестке у правительства уже длительное время. Были предприняты многочисленные меры для уменьшения потерь, повышения эффективности водоснабжения и формирования культуры бережного пользования ресурсами.

Одной из важнейших мер стало внедрение социальных норм потребления для населения в 2024 году. Нововведение предусматривает дифференцированные тарифы на услуги водоснабжения в зависимости от объёма потребления:

• до 3 куб. м — сохраняется действующий тариф;

• от 3 до 5 куб. м — тариф выше на 15%;

• от 5 до 10 куб. м — тариф выше на 30%;

• более 10 куб. м — тариф повышается на 50%.

Чем больше воды потребляет домохозяйство, тем выше тариф. С учётом социальных норм потребления тарифы пересмотрены для 69 водоснабжающих организаций по всей стране. Эта практика будет масштабироваться по мере поступления заявок от предприятий.

Важной составляющей системы является то, что все дополнительные средства водоснабжающих организаций от новых тарифов направляются уполномоченным органом строго на ремонт и модернизацию сетей. В случае нецелевого использования средства исключаются из тарифной выручки, что обеспечивает прозрачность и повышение качества услуг. То есть 100% всей суммы от повышенного тарифа за превышение нормального объёма потребления направляется исключительно на улучшение водной инфраструктуры — ремонт изношенных трубопроводов, модернизацию насосных станций, установку современных счётчиков и сокращение потерь воды в сетях. Это гарантирует прозрачность расходования и повышает качество предоставляемых услуг для всех потребителей.

В целом введение дифференцированных тарифов на водоснабжение положительно сказалось на разных аспектах. Так, по итогам 2024 года потребление воды в городах, где действуют дифференцированные тарифы, сократилось на 8%.

Тем временем уровень оснащённости приборами учёта вырос на 4%. В результате внедрения социальных норм потребления в шести регионах — Акмолинской, Актюбинской, Туркестанской и Улытауской областях, а также в Алматы и Шымкенте — удалось ежемесячно экономить в среднем 1,65 млн куб. м воды, что сопоставимо с годовым объёмом потребления города Лисаковска с населением около 35 тыс. человек. До введения новых норм средний объём потребления в перечисленных регионах составлял около 21,1 млн куб. м, а после внедрения нормы он уменьшился до 19,5 млн куб. м.

Таким образом, механизм стимулирует граждан более бережно относиться к водным ресурсам, а также обеспечивает дополнительные инвестиции для модернизации сетей и повышения надёжности коммунальных услуг. Заметим: по итогам десяти месяцев текущего года инвестиции в водоснабжение и водоотведение (в том числе в канализационную систему, контроль над сбором и распределением отходов) достигли 593,5 млрд тг — на 40,5% больше, чем в аналогичном периоде 2024-го. Особо показательна ситуация в Алматы, где сумма инвестиций за январь–октябрь текущего года увеличилась более чем в 2 раза за год, достигнув 58,8 млрд тг (за аналогичный период 2024-го объём вложений составлял 28,5 млрд тг). Кроме того, сумма инвестиций в мегаполисе за этот период оказалась существенно больше, чем даже за полный прошлый год. Так наглядно проявляются высокая эффективность введения дифференцированных тарифов на воду и положительный социальный эффект.

Для корректного начисления платы ключевое значение также имеет установка индивидуальных счётчиков воды. Расчёт теперь ведётся на каждого фактически проживающего в квартире человека. Чтобы избежать переплат, жителям рекомендуется:

• установить приборы учёта и своевременно проводить их поверку;

• зарегистрировать всех фактически проживающих лиц;

• ежемесячно передавать показания в водоснабжающую организацию.

Отдельно о важности приборизации мы уже писали.

Рациональное использование воды уже давно перестало быть исключительно экологической повесткой. Сегодня это глобальная стратегия безопасности, устойчивого развития и экономической стабильности государств. Рост населения, климатические изменения, истощение источников пресной воды и высокая нагрузка на инфраструктуру приводят к тому, что каждая страна вынуждена пересматривать подход к водопользованию. Именно поэтому президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев затрагивает эту тему в каждом своём послании народу.

Бережное отношение к воде не означает отказ от привычного уровня комфорта. Наоборот, мировая практика показывает: достаточно небольших корректировок в повседневных действиях, чтобы достичь ощутимого эффекта — как для собственного бюджета, так и для всей водной системы страны.

Ниже представлены простые, но эффективные способы экономии воды, которые можно применять ежедневно дома, на даче и в быту. Они уже доказали свою результативность и лежат в основе современных международных стандартов рационального водопотребления.

Источник: https://energyprom.kz/articles-ru/industries-ru/ekonomiya-millionov-kubometrov-vody-i-dvukratnyj-rost-investiczij-soczialnye-normy-vodopotrebleniya-pokazali-rezultat/ 

08 декабря 2025
Цифровизация в коммунальной сфере

В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» было уделено особое внимание инфраструктуре, энергетике и цифровизации республики. Утверждён Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов (МЭКС). Сейчас принимаются меры, чтобы переломить ситуацию и добиться снижения уровня износа инфраструктуры, а также выстраивания новой модели управления энергетикой и инфраструктурой ЖКХ. Такая модель должна повысить надёжность и качество услуг соразмерно росту тарифов.

Казахстан располагает научно-технологической инфраструктурой мирового уровня и потенциалом для развития собственных ИИ-моделей и массивных баз данных, открывающих возможности для прорывных исследований и будущего экспорта цифровых технологий.

Примечательно также, что лучший суперкомпьютер страны работает в государственном секторе, который зачастую и является ключевым драйвером цифрового развития РК. В целом Казахстан сейчас действительно работает над созданием массивных и всеобъемлющих баз данных, интегрированных друг с другом и способных перерабатывать колоссальные информационные массивы. Примеры успешно работающих и развивающихся систем уже есть, и им не один год. О некоторых мы уже писали — в том числе, к примеру, о базе «Монополист», созданной для автоматизации процесса тарифного и ценового регулирования.

Появление и развитие масштабных баз данных и цифровых платформ в жилищно-коммунальной и инфраструктурной сфере и их взаимоинтеграция заложены, в числе прочего, в Национальном проекте по модернизации энергетического и коммунального секторов.

Вот отличный пример: с ноября 2025 года запущена электронная платформа в рамках реализации проекта. Платформа создана на базе системы электронных закупок ТОО «Самрук-Қазына Контракт», которое назначено её администратором. Все субъекты естественных монополий смогут подавать заявки на модернизацию онлайн, а их рассмотрение будет происходить полностью в цифровом формате в установленные правилами сроки.

Для запуска платформы создана нормативная база: приказом № 366 Министерства промышленности и строительства РК от 15 сентября 2025 года утверждены правила функционирования платформы, определены ответственные органы и регламенты. Все инструкции размещены на сайте МЭКС.

Платформа охватывает полный жизненный цикл проектов модернизации — от подачи заявки до ввода объектов в эксплуатацию. Она автоматизирует планирование, отбор, согласование и мониторинг проектов, определение механизмов финансирования, субсидирование процентных ставок, выбор подрядчиков и заключение EPC-контрактов, закупку оборудования у казахстанских производителей через оффтейк-механизмы, а также формирование отчётности и аналитики.

Система обеспечивает прозрачность и контроль: каждая заявка получает уникальный ID, все действия подтверждаются ЭЦП, документы хранятся в электронном виде. Платформа интегрирована с государственными реестрами и отраслевыми базами данных, что ускоряет проверки и снижает риски задержек. Доступ имеют министерства, акиматы и сами заявители через личный кабинет.

Дополнительно создаются открытый аналитический портал и контакт-центр. Через онлайн-карту и интерактивные панели можно будет отслеживать статус всех объектов в реальном времени — от стадии согласования до завершения строительства.

МЭКС предусматривает обновление ключевой инфраструктуры энергетики и ЖКХ и одновременно внедрение передовых цифровых решений. Запуск электронной платформы при поддержке ТОО «Самрук-Қазына Контракт» и предстоящее подключение цифрового тенге формируют беспрецедентный уровень прозрачности и контроля над реализацией проекта.

В целом Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов предусматривает, в числе прочего, в сфере цифровизации:

• создание архитектуры единой интегрированной информационной системы учёта воды, тепло- и электроэнергии и цифровизацию всех процессов;

• интеграцию с автоматизированной информационной системой государственного градостроительного кадастра АИС ГГК (по линии инженерных сетей);

• интеграцию с автоматизированной информационной системой «Государственный энергетический реестр» для анализа уровня энергопотребления;

• интеграцию с системой EnergyTech (единой государственной системой управления топливно-энергетическими комплексами);

• внедрение системы дистанционного мониторинга WaterTech в режиме реального времени на основе данных автоматизированных систем;

• многое другое.

В результате будет создана единая платформа Smart Turmys, предусматривающая централизованный сбор, учёт, автоматизацию, цифровизацию и анализ данных, а также платформенную интеграцию всех данных сектора.

Кроме того, на разных этапах будут подключаться элементы искусственного интеллекта, которому посвятил немалую часть своего Послания народу президент Токаев. К слову, в Казахстане приняли первый в Центральной Азии Закон об искусственном интеллекте.

Источник: https://energyprom.kz/articles-ru/industries-ru/czifrovizacziya-v-kommunalnoj-sfere/ 

08 декабря 2025
Теплоэнергетика Казахстана: снижение уровня износа, ремонты на ТЭЦ и отопительный сезон

В Казахстане начался отопительный сезон. Подготовка к нему велась тщательно, с учётом опыта прошлых лет. В летний период был реализован комплекс мероприятий по обеспечению стабильного энергоснабжения потребителей. Так, например, по данным Министерства энергетики РК, в 2025 году на электростанциях страны запланированы капитальные ремонты 10 энергоблоков, 63 котлов и 39 турбин. Потребность населения и коммунально-бытового сектора в угле на текущий отопительный сезон составляет 7,4 млн тонн, при этом ещё до начала сезона было заготовлено 5,3 млн тонн, или 72%, что соответствует нормативам для бесперебойного прохождения осенне-зимнего периода.

Для справки: за три квартала 2025 года подача тепловой энергии составила 61,5 млн Гкал, против 61,8 млн Гкал за аналогичный период 2024-го. В стоимостном выражении объём производства в сфере теплоэнергетики (подачи пара и кондиционированного воздуха) составил 370,2 млрд тг.

Сегодня в Казахстане эксплуатируются 37 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии. Среди них 16 ТЭЦ находятся в государственной собственности, 21 — в частной.

В целом в сфере теплоэнергетики РК регулируется деятельность 278 субъектов естественных монополий (СЕМ), в том числе 33 базовых СЕМ, оказывающих регулируемые услуги в городах республиканского значения и областных центрах.

По результатам оценки состояния теплоисточников к началу отопительного сезона в «красной» зоне находились 19 ТЭЦ, в «жёлтой» — 11, в «зелёной» — 7.

Важно отметить: в 2025 году произошли значительные положительные изменения:

• 9 ТЭЦ — Экибастузская, Усть-Каменогорская, Жезказганская, Балхашская, Рудненская, Риддерская, Шахтинская, ТЭЦ-2 АО «Qarmet», Кентауская — были переведены из «красной» в «жёлтую» зону;

• 3 ТЭЦ — Атырауская, Текелийская, ТЭЦ-3 ТОО «Караганды Энергоцентр» — были переведены из «жёлтой» в «зелёную» зону.

Средний износ оборудования ТЭЦ в текущем году составил 61,39%, против 64,55% годом ранее и 65,16% в 2023-м. То есть ситуация планомерно улучшается. В регионах проводились масштабные ремонтные работы, находящиеся на различных стадиях выполнения. Так, к началу отопительного сезона велись работы на 4 энергоблоках, 31 котле и 20 турбинах. При этом были завершены работы на 5 энергоблоках, 22 котлах, 12 турбинах. К примеру, Петропавловская ТЭЦ-2 вошла в отопительный сезон с новой дымовой трубой, а также был проведён капитальный ремонт котельного и турбинного оборудования.

В целом на реализацию ремонтной кампании по теплоэнергетическим объектам Казахстана в 2025 году планируется освоить 376,7 млрд тг, что на 13% превышает объём финансирования предыдущего года (333,4 млрд тг).

Ключевой момент — снижение аварийности. Так, прошедший отопительный сезон показал стабильное улучшение показателей. Устойчивая положительная динамика уменьшения количества технологических нарушений фиксировалась как по числу аварий, которых стало меньше сразу на рекордные 82,4%, так и по количеству отказов первой степени (меньше на 28,7%) и второй степени (меньше на 9,4%).

Финансирование ремонтных кампаний осуществляется за счёт различных источников, включая тарифные средства, бюджетные средства, заёмные средства и иные внебюджетные источники.

Таким образом, масштабная модернизация ЖКХ даёт свои плоды. Это демонстрирует значительное сокращение аварийности, снижение уровня износа тепловой инфраструктуры, рост безопасности и своевременный вход в отопительный сезон. Системные вложения позволяют укреплять инфраструктуру, заменять изношенные сети и предотвращать риски, что может оставаться незаметным для потребителя (ведь замечают ситуацию, только если что-то выходит из-под контроля), но критически важно для стабильности и безопасности граждан.

Одновременно нельзя забывать уроки Экибастуза и Риддера. Трагедии в этих городах наглядно показали, насколько опасным может быть хроническое недофинансирование сетей. Именно поэтому усиление инфраструктуры, предусмотренное, в числе прочего, соответствующим Национальным проектом «Модернизации энергетического и коммунального секторов» и упомянутое в актуальном Послании президента Касым-Жомарта Токаева — это не только вопрос текущего комфорта, но и стратегическая необходимость для будущего Казахстана, влияющая на экономику, безопасность и качество жизни в стране.

Отдельно отметим: в стране активно внедряются цифровые решения, направленные на модернизацию и развитие жилищно-коммунального сектора в целом и теплоэнергетики в частности.

Так, к примеру, Министерство энергетики РК реализует предусмотренную Национальным проектом отраслевую платформу «Единая государственная система управления топливно-энергетическим комплексом» (EnergyTech). Платформа объединит все сферы ТЭК — от энергетики, недропользования и переработки до угольной промышленности — в рамках единого цифрового решения, разработанного по стандартам QazTech. Одним из ключевых результатов внедрения цифровых решений ведомства является снижение риска аварийности в отопительный сезон на 25%.

Также, по сообщению Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики (КРЕМ МНЭ) РК, с ноября текущего года в стране запущена электронная платформа закупок meks.zakup.sk.kz. На платформе зарегистрированы все коммунальные предприятия, участвующие в Национальном проекте. 26 предприятий уже подали заявки по 174 проектам на сумму около 0,5 трлн тг.

Все эти меры призваны повысить прозрачность и улучшить работу жилищно-коммунального сектора страны, включая сегмент теплоэнергетики.

Источник: https://energyprom.kz/articles-ru/industries-ru/teploenergetika-kazahstana-snizhenie-urovnya-iznosa-remonty-na-tecz-i-otopitelnyj-sezon/ 

04 декабря 2025
ЖИЛИЩНАЯ ПОМОЩЬ В РК: КАК МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ ПОЛУЧАЮТ КОМПЕНСАЦИЮ ПО КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ?

В Казахстане уже много лет действует система жилищной помощи, направленная на поддержку социально уязвимых граждан. Это мера государственной поддержки из местного бюджета, регулируемая приказом «Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи», которая снижает нагрузку на кошельки наиболее нуждающихся граждан, компенсируя часть расходов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг.

Жилищная помощь предоставляется гражданам, постоянно зарегистрированным и проживающим в своём единственном жилье, а также арендаторам жилья из государственного жилищного фонда и арендаторам жилья, предоставленного местными исполнительными органами в частном секторе.

Помощь предоставляется по месту постоянной регистрации. Подать заявление можно онлайн через портал eGov (если это предусмотрено в регионе) или офлайн — в НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан“».

Заметим: жилищная помощь остаётся ключевым инструментом социальной поддержки для уязвимых слоёв населения в период поэтапного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Благодаря дополнительным вложениям в обновление и модернизацию коммунальных систем казахстанцы сегодня больше не сталкиваются с перебоями в снабжении теплом и водой, страна прошла предыдущий отопительный сезон без аварий и успешно вступила в новый, а инфраструктура постепенно становится устойчивее.

Реализация новой тарифной политики уже приносит ощутимые результаты, предотвращая повторение ситуаций, подобных тем, что случились в Экибастузе и Риддере, и закладывая основу для дальнейшего развития всей экономики страны. Механизм адресной компенсации позволяет смягчить нагрузку на семьи с низкими доходами, обеспечивая баланс между социальной защитой и необходимостью инвестиций в инфраструктуру.

Важный момент: с августа 2025 года жилищную помощь считают по-новому. Теперь размер жилищной помощи рассчитывается услугодателем в пределах следующих норм:

Газоснабжение — не более 15 куб. м на человека.
Электроснабжение — в соответствии с нормами, установленными региональным уполномоченным органом, регулирующим деятельность в сфере естественных монополий.
Водоснабжение или водоотведение для потребителя:
◦ холодная вода — не более 4 куб. м на человека;
◦ горячая вода — не более 2 куб. м на человека.
Теплоснабжение — не более 0,025 Гкал на человека.
Сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов (вывоз мусора) — не более 650 тг на человека.
Обслуживание лифтов — не более 1300 тг на квартиру.
Услуги связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключённый к сети телекоммуникаций — не более 1399 тг на абонента.
Расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, в том числе капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума — не более 60 тг за кв. м.
Арендная плата за пользованием жилищем из государственного жилищного фонда — не более 120 тг за кв. м.
Норма квадратуры на человека — 18 кв. м полезной площади, но не более фактически занимаемой площади, для одиноко проживающего — не более 30 кв. м.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 октября текущего года казахстанцам суммарно назначена жилищная помощь в размере 453,4 млн тг. Жилищная помощь назначена 9,6 тыс. семей, средний размер выплаты за квартал на семью составляет 4,6 тыс. тг.

Наибольшие общие объёмы выплат пришлись на Костанайскую (60,4 млн тг), Жамбылскую (55,1 млн тг) и Кызылординскую (54,3 млн тг) области. Наибольшая численность членов семей, получивших выплаты, наблюдалась в Костанайской, Карагандинской и Жамбылской областях.

Самые значительные средние размеры выплат в секторе были отмечены в Туркестанской области (7,9 тыс. тг), Шымкенте (7,3 тыс. тг) и Кызылординской области (6,9 тыс. тг).

Подробности — в таблице выше.

За полный 2024 год общая сумма жилищной помощи составила 592,1 млн тг. Эти выплаты получили 17,55 тыс. членов семей, которым была назначена жилищная помощь. За год сумма выплаченной помощи сократилась на 42,7%, а численность членов семей получателей — на 64,3%.

Наибольшие объёмы выплат были зафиксированы в Кызылординской (113 млн тг), Жамбылской (89,8 млн тг) и Костанайской (61,3 млн тг) областях.

Наибольшая численность членов семей, получающих выплаты, наблюдалась в Карагандинской (2,81 тыс. человек), Жамбылской (2,69 тыс. человек) и Костанайской (2,18 тыс. человек) областях.

Для лучшего понимания принципа расчёта жилищной помощи приведём конкретный упрощённый пример.

В завершение важно подчеркнуть: система жилищной помощи ориентирована прежде всего на семьи с низким доходом, независимо от их статуса. Пенсионеры, люди с инвалидностью, многодетные семьи или любые другие категории получают поддержку на равных условиях, если действительно нуждаются в ней. Эти домохозяйства защищены от резких изменений тарифов: механизм жилищной помощи компенсирует рост расходов и позволяет сохранить доступность коммунальных услуг.

При этом действуют инструменты проверки, которые помогают исключать из системы недобросовестных получателей, гарантируя, что помощь направляется тем, кому она действительно необходима.


Источник: https://ranking.kz/reviews/socium/zhilischnaya-pomosch-v-rk-kak-maloobespechennye-semi-poluchayut-kompensatsiyu-po-kommunalnym-platezham.html 

03 декабря 2025
Глава КРЕМ посетил ведущих производителей труб и кабеля Казахстана в рамках Нацпроекта МЭКС

В рамках реализации Национального проекта «Модернизация энергетического и коммунального секторов» особое внимание уделяется поддержке отечественных товаропроизводителей, что способствует расширению выпуска местных материалов и оборудования для ЖКХ и энергетики. Применение продукции казахстанских производителей является важным условием успешной модернизации инфраструктуры, повышения эффективности проектов и обеспечения экономической устойчивости страны.

Комитет по регулированию естественных монополий совместно с Министерством промышленности и строительства и Министерством энергетики провёл анализ потребностей в товарах и материалах на 2026 год. По итогам сформирован перечень товарных позиций на 439 млрд тенге, включающий трубы, кабельно-проводниковую и электронную продукцию, сварочное оборудование, запорную арматуру, цемент, песок, бетон и другие ключевые материалы.

Прогноз потребностей на 2026–2029 годы составил 2,2 трлн тенге по 2 786 позициям, что отражает масштаб предстоящих проектов и высокий потенциал участия отечественных компаний.

По результатам анализа определён перечень из 172 потенциальных казахстанских производителей, способных обеспечить поставку основных видов товаров.

Сегодня, 3 декабря 2025 года председатель Комитета Тимур Қосымбаев совместно с представителями Министерства промышленности и строительства посетил ряд объектов отечественных товаропроизводителей, включая ТОО «PolyTech Astana», ТОО «Астанинский трубный завод «Арыстан», ТОО «BERTYS MACHINERY» и ТОО «Amitech Astana».

В ходе визитов делегация ознакомилась с производственными процессами, современным оборудованием, качеством выпускаемой продукции и текущими мощностями предприятий. Особое внимание было уделено возможностям увеличения объёмов поставок для нужд Национального проекта и расширению номенклатуры производимых товаров.

На встречах приняли участие представители субъектов естественных монополий, EPC-подрядчиков и отечественных товаропроизводителей. В диалоге обсуждались вопросы планирования потребностей, заключения прямых договоров, синхронизации производственных графиков и устранения барьеров в цепочках поставок.

Председатель КРЕМ разъяснил EPC-подрядчикам порядок взаимодействия с ОТП и подчеркнул необходимость максимального использования казахстанской продукции при реализации проектов МЭКС. Он также отметил важность своевременного информирования производителей о планируемых закупках, что позволит предприятиям увеличивать мощности и обеспечивать стабильные поставки.

Использование продукции отечественных предприятий позволит обеспечить отрасли качественными материалами, повысить прозрачность закупок, снизить зависимость от импорта и удержать инвестиции внутри страны. Это создаёт условия для роста национальной экономики, укрепления промышленного потенциала и формирования новых рабочих мест.

03 декабря 2025
«Умные» счётчики: ставь и плати меньше! Что предусматривает в Казахстане «интеллектуальная» приборизация?

В РК сохраняются большие потери и низкая технологическая эффективность в ключевых секторах коммунальной инфраструктуры — теплоснабжении, электроэнергетике и водоснабжении.

В частности, в своём Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев отметил отдельным пунктом, что ключевой фактор устойчивого развития — модернизация жилищно-коммунальной и водной инфраструктуры. Президент подчеркнул важность модернизации инфраструктуры, внедрения технологий, приборизации и создания «умных» городов.

В Национальном проекте «Модернизация энергетического и коммунального секторов» подчёркивается: приборизация — основа эффективности жилищно-коммунального сектора и инфраструктуры. Современные приборы учёта критичны для контроля, сокращения потерь, повышения прозрачности и стабильности работы всей отрасли. Однако текущая инфраструктура устаревает. Существующие системы учёта и оборудования частично изношены, что ведёт к издержкам и снижению эффективности контроля.

Мы изучили текущие данные по оснащённости приборами учёта в Казахстане. По данным Министерства энергетики РК, уровень приборизации в сфере электроэнергетики по индивидуальным приборам учёта составляет 100%, а по автоматизированной системе коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ) — 65%.

В сфере холодного водоснабжения уровень оснащённости приборами учёта по базовым субъектам естественных монополий (СЕМ) составляет 79,9% для общедомовых и 86,8% для индивидуальных приборов учёта.

Отметим: стопроцентный уровень приборизации в секторе по общедомовым приборам учёта наблюдаются в четырёх регионах — Алматы, Шымкенте, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, а по индивидуальным приборам учёта — в Шымкенте и Атырауской области. Более подробные данные приведены ниже в инфографике.

Напомним: оснащение многоэтажных жилых домов общедомовыми приборами учёта воды и тепла, благодаря которым жильцы платят только за фактически потреблённые ресурсы — не только шаг к бережному потреблению, о котором говорят учёные всего мира и которое упоминал в своём Послании президент Токаев, но и возможность снизить нагрузку на кошельки потребителей.

Помимо борьбы с потерями тепла и воды, у общедомовых приборов учёта есть целый ряд преимуществ. Так, к примеру, согласно Закону «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», в Казахстане действуют стимулирующие дифференцированные тарифы на потреблённую тепловую энергию для тех, кто установил приборы учёта. Таким образом, расходы на коммунальные услуги могут сократиться в среднем до 30%.

Тем временем в уже упомянутой сфере теплоснабжения по базовым СЕМ уровень приборизации вырос с 74,1% в 2024-м до 78,8% в 2025 году. Самые высокие показатели оснащённости приборами учёта в секторе наблюдаются в Астане (99,9%), Западно-Казахстанской области (99,3%) и Алматы (98,2%).

Подытожим: рост уровня приборизации, «умные» технологии и установка современных приборов учёта — реальные инструменты экономии и справедливого расчёта за услуги, которые позволяют гражданам оплачивать только фактическое потребление, делают расходы прозрачными и помогают домохозяйствам эффективнее управлять своими бюджетами, а также экономить природные ресурсы и коммунальные блага.

Приборизация даёт ощутимый системный результат: она исключает незаконные подключения, уменьшает потери и обеспечивает достоверный учёт ресурсов. Автоматизированная передача данных снижает риск ошибок и случаев недобросовестного вмешательства, а потребителям даёт более точное понимание их объёмов потребления и возможностей для экономии. Для поставщиков же это инструмент более точного прогнозирования и оптимизации затрат. В конечном итоге приборизация укрепляет устойчивость и надёжность коммунальной инфраструктуры в целом.

Заметим: в рамках предусмотренных Национальным проектом «Модернизация энергетического и коммунального секторов» разработки и реализации комплексной программы цифровизации запланировано, что охват модернизируемых и строящихся объектов энергетической и коммунальной инфраструктуры приборами учёта и автоматизированными системами учёта электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения будет составлять 100%.

Таким образом, проект предусматривает полный охват потребителей приборами учёта с дистанционной передачей данных и внедрение автоматизированных систем учёта и управления (АСКУЭ, АСКУТ, SCADA). Будут установлены единые требования к телеметрическим приборам и обеспечена их интеграция от производства до потребления.

Системы учёта объединят с автоматизированной информационной системой государственного градостроительного кадастра, государственным энергетическим реестром, платформами EnergyTech и WaterTech для мониторинга состояния сетей, параметров поставляемых ресурсов и исполнения инвестиционных программ. В рамках реализации единой платформы ЖКХ планируется внедрение единого платёжного документа с масштабированием до районов и сёл, что упростит оплату и обеспечит прозрачное распределение средств.

Финальным этапом станет создание национальной платформы Smart Turmys, объединяющей данные по электро-, тепло- и водоснабжению. Она обеспечит «умное» потребление и управление ресурсами, сократит потери и повысит эффективность коммунального сектора.

Источник: https://finprom.kz/ru/article/umnye-schyotchiki-stav-i-plati-menshe 

02 декабря 2025
Комитет по регулированию естественных монополий провёл онлайн-приём граждан по коммунальным вопросам

2 декабря 2025 года Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан провёл общественную приёмную для потребителей коммунальных услуг. В этот же день аналогичные мероприятия прошли во всех территориальных департаментах Комитета по стране.

В связи с временным ограничением доступа к официальной странице Комитета в Facebook приём проводился в онлайн-формате через платформу Zoom, что позволило всем заинтересованным гражданам подключиться и получить разъяснения по актуальным вопросам.

В ходе встречи представители Комитета подробно рассказали о текущей ситуации на рынке электрической энергии, изменениях розничных цен на товарный газ, а также о процессе рассмотрения заявок в сферах водоснабжения и теплоснабжения. Дополнительно участникам были даны разъяснения по действию моратория на повышение тарифов для населения до конца первого квартала 2026 года.

По итогам приёма вопросов от граждан не поступило.

Комитет продолжит практику проведения открытых общественных приёмных, направленных на повышение прозрачности деятельности, укрепление обратной связи с населением и своевременное информирование о ключевых изменениях в регулируемых отраслях.

01 декабря 2025
Защита потребителей и строгий надзор над СЕМ: каковы результаты проверок монополистов?

Деятельность субъектов естественных монополий (СЕМ), в том числе СЕМ в жилищно-коммунальном и инфраструктурном секторе, в Казахстане строго контролируется. За качеством и безопасностью их работы и соблюдением прав граждан следят Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики (КРЕМ МНЭ) РК и его региональные подразделения. Контроль проводится двумя способами — с помощью профилактических проверок и внеплановых проверок.

Профилактическая проверка проводится с выездом к компании-монополисту. При выявлении нарушений выносится предписание об их устранении без возбуждения административного производства. Такие проверки осуществляются на основании утверждённого полугодового списка субъектов.

Внеплановая проверка назначается по конкретным фактам, когда существует угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, законным интересам граждан, организаций или государства.

Отметим: обеспечение прав потребителей в сферах услуг, предоставляемых СЕМ, играет ключевую роль в поддержании справедливости, качества и доступности этих услуг для населения. Эта работа направлена на пресечение нарушений и недобросовестных практик и гарантирует, что интересы граждан, особенно в столь социально значимой области, как коммунальные услуги, будут соблюдены.

За январь–август текущего года КРЕМ МНЭ РК уже провёл 83 внеплановые проверки, при этом нарушения были выявлены в 47 случаях. По результатам было вынесено 47 предписаний, 30 из которых уже исполнены. За этот период были возбуждены 426 административных дел в отношении СЕМ, наложены административные штрафы на весомые 928,9 млн тг, из которых уже взысканы 432,1 млн тг.

Для справки: в целом за 2024 год было проведено 180 внеплановых проверок и 32 проверки по профилактическому контролю, из которых по 124 выявлены нарушения (плюс 7,8% в сравнении с 2023-м). Количество вынесенных предписаний выросло на 24%, до 124, из них 99 были исполнены (плюс 83,3%).

За этот период были возбуждены 393 административных дела (плюс 75,4%), наложены административные штрафы на общую сумму 606,4 млн тг, взысканы 425,6 млн тг.

Контроль над деятельностью СЕМ, особенно в коммунальной и инфраструктурной сферах, обеспечивает социально значимые результаты: стабильное тепло-, электро- и водоснабжение, а также модернизацию, обновление и развитие коммунальной инфраструктуры в обмен на справедливый тариф.

Отличный пример того, как на практике работает подобный контроль — ситуация с газом в Туркестанской области. Напомним: в регионе были выявлены грубые нарушения со стороны филиала АО «QazaqGaz Aimaq», который незаконно взыскивал плату за подключение газа для населения и пломбирование. Сумма неправомерных начислений превысила 163 млн тг. По решению суда компанию обязали вернуть эти средства потребителям и уплатить штраф, а процесс возврата находится на особом контроле регулятора. То есть нарушителя оштрафовали, а деньги вернули гражданам.

Напомним: казахстанцы в случае нарушения их прав со стороны СЕМ могут в любое время обратиться в КРЕМ МНЭ РК и его региональные подразделения: все контакты есть на официальном сайте, там же доступна онлайн-приёмная.

Ниже перечислим основания для организации внеплановой проверки монополистов.

 
 
27 ноября 2025
В Астане состоялось второе заседание Общественного совета Национального проекта «МЭКС»

26 ноября 2025 года в Астане состоялось второе заседание Общественного совета Национального проекта «Модернизация энергетического и коммунального секторов» (МЭКС), прошедшее на базе АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства». Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК принял участие в работе заседания, подтвердив свою ключевую роль в обеспечении прозрачности и эффективности реализации Нацпроекта.

Общественный совет создан для обеспечения прозрачности и повышения эффективности реализации Национального проекта.

В рамках заседания были заслушаны отчёты председателя правления КазЦентр ЖКХ Нурлана Солтамбекова и управляющего директора НУХ «Байтерек» Алии Мурзагалиевой — технического и финансового операторов МЭКС.

Техоператор представил основные итоги работы, включая рассмотрение проектов в сферах водоснабжения, водоотведения, тепло- и электроснабжения. Финансовый оператор доложил о текущем состоянии финансирования: по данным на 25 ноября 2025 года рассмотрено 63 заявки субъектов естественных монополий, из них 43 согласованы на сумму 72,2 млрд тенге, 20 заявок на сумму 32 млрд тенге направлены на доработку или отозваны.

Активная реализация Национального проекта продолжается: по состоянию на сегодня на платформе МЭКС зарегистрировано 179 заявок по всем секторам коммунального хозяйства общей оценочной стоимостью 473,9 млрд тенге.

Важным аспектом обсуждения стало развитие отечественных товаропроизводителей, направленное на стимулирование выпуска отечественных материалов и оборудования для ЖКХ и энергетического сектора.

Комитет продолжит активное участие в работе Общественного совета, обеспечивая прозрачность, открытость и эффективность реализуемых мероприятий в рамках Национального проекта «МЭКС».

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК