Мы сравнили расходы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в РК и в других странах. Для этого были использованы данные международной базы данных Numbeo по стоимости базовых услуг в секторе: электроснабжения, отопления, кондиционирования, водоснабжения и вывоза мусора для среднестатистической квартиры площадью в 42,5 кв. м.
Результаты оказались весьма примечательными: по данным на 24 сентября 2025 года, расходы на эти услуги в Казахстане оказались одними из самых скромных как среди стран СНГ и ЦА (и в целом постсоветского пространства), так и в глобальном масштабе.
Средние месячные расходы на жилищно-коммунальные услуги по вышеупомянутому списку в РК составили всего 27,1 долл. США, или около 15 тыс. тг. С этим показателем Казахстан занял лишь 98-е место по дороговизне ЖКУ среди 127 стран, вошедших в рейтинг.
Большинство государств СНГ и ЦА обогнали Казахстан по расходам на коммунальные услуги: в Азербайджане показатель достиг 30 долл. США, в Украине* — 47,6 долл. США, в России — 57,2 долл. США, в Армении — 60,5 долл. США, в Молдове — и вовсе 88,4 долл. США. Тем временем сопоставимые с Казахстаном средние месячные расходы на 24 сентября текущего года наблюдались в Беларуси и Узбекистане: 25,5 и 26,8 долл. США соответственно. Наименьшие показатели в регионе были зафиксированы в Таджикистане и Кыргызстане: 21,8 и 19,8 долл. США соответственно.
Если же говорить в целом о государствах постсоветского пространства, то, к примеру, в странах Балтии расходы на коммунальные услуги — одни из самых больших в мире. В Эстонии они составили 161,9 долл. США, в Латвии — 159,6 долл. США, в Литве — 120,2 долл. США. Это 5-е, 6-е и 16-е места в рейтинге по дороговизне ЖКУ. Для справки приведём в пример и Грузию, где показатель также был больше, чем в Казахстане: 37,1 долл. США.
Тем временем самые значительные суммы в мире на ЖКУ тратят жители ведущих европейских стран: в Великобритании на 24 сентября 2025 года средние месячные расходы на коммунальные услуги составили 162,2 долл. США, в Германии — 177,6 долл. США, в Австрии — 193,6 долл. США.
Таким образом, ЖКУ в Казахстане остаются доступными для граждан. Для сопоставления: в Австрии траты на коммунальные услуги более чем в семь раз превышают аналогичные расходы в РК. Однако ещё показательнее то, что даже у «соседей» Казахстана по ЕАЭС, Армении и России, расходы на ЖКУ больше вдвое, а в Молдове — втрое. Подробные данные приведены в инфографике ниже.
У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.
В то же время очевидно, что важнее не абсолютная стоимость коммунальных услуг, а их соотношение с уровнем заработка населения. Поэтому мы сопоставили значения средних месячных расходов на ЖКУ с данными по заработным платам нетто, то есть после уплаты налогов. Заметим: согласно информации того же портала Numbeo, «чистая» зарплата в Казахстане на сентябрь 2025 года составила 531,5 долл. США, или около 290 тыс. тг. Это в целом близко к значению медианной заработной платы, который приводит Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК (по последним данным, 316 тыс. тг во втором квартале текущего года), так что показатели вполне можно использовать.
Итак, доля средних расходов на коммунальные услуги в Казахстане составила всего 5,1% от средней зарплаты. Это также один из самых небольших показателей среди постсоветских стран и в целом в мире. Для сравнения: в Узбекистане, где сами ЖКУ дешевле, доля расходов на них от зарплаты достигла 5,4%, а в Таджикистане — и вовсе 8,1%. Ожидаемо больше оказались показатели и в более «дорогих», чем РК, странах — Азербайджане (6,6%), Грузии (6,7%), России и Литве (по 7,6%). Ещё более серьёзные значения были зафиксированы в Украине* (10%), Латвии (11,8%) и особенно в Молдове (12,6%).
Вместе с тем есть страны, где расходы на ЖКУ практически не ощущаются в семейных бюджетах. В Катаре их доля составила всего 1,2% от средней зарплаты, в Кувейте и Исландии — лишь 0,9%. Для сравнения: в государствах с низким уровнем доходов и высоким тарифным давлением ситуация прямо противоположная: в Сирии доля трат на коммунальные услуги достигла колоссальных 78% от заработной платы, на Кубе — 54,1%, в Кот-д’Ивуаре — 50,6%. И это базовые расходы для квартиры площадью в 42,5 кв. м. Если площадь квартиры больше, а кроме базовых расходов учитывается, например, оплата интернета, услуг управляющих компаний и прочего, расходы на ЖКУ в этих странах и вовсе рискуют «съесть» весь заработок. Подробнее информация приведена в инфографике ниже.
Теперь, изучив информацию международных аналитиков, посмотрим, что говорит казахстанская статистика. Согласно данным БНС, расходы среднестатистического казахстанского домохозяйства на коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья составили 68,4 тыс. тг за первый квартал текущего года (или около 23 тыс. тг в месяц). К слову, с учётом того, что в эту сумму входят содержание и ремонт жилья, данные выглядят достаточно похожими на те, что приводят эксперты Numbeo.
Однако ещё важнее тут то, что доля затрат в секторе составила всего 6,6% от совокупного объёма расходов домохозяйств, и с годами показатель практически не меняется. Этот момент чётко отражён в графике ниже.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить: стоимость коммунальных услуг в Казахстане, несмотря на рост в последние годы, не только остаётся невысокой в абсолютном выражении, но и не оказывает серьёзного влияния на семейный бюджет. Более того, напомним: для уязвимых слоёв населения, для которых и эти относительно небольшие суммы могут оказаться заметными, в стране работает система жилищной помощи — об этом мы пишем регулярно, и ещё проанализируем ситуацию в дальнейшем. Фактически на фоне как соседей по региону, так и большинства европейских и прочих стран, ситуация в РК выглядит весьма благоприятной. Кроме того, 16 октября правительство Казахстана сообщило о приостановлении повышения коммунальных тарифов для всех групп потребителей до конца первого квартала 2026 года.
Сегодня в городе Алматы для представителей средств массовой информации проведён тренинг, посвящённый освещению реализации Национального проекта «Модернизация энергетического и коммунального секторов» (МЭКС).
Председатель Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан Тимур Қосымбаев представил журналистам обзор ключевых направлений и задач Национального проекта.
Он отметил, что реализация МЭКС направлена на системное обновление изношенной инженерной инфраструктуры и повышение надёжности коммунальных услуг. При этом проект финансируется преимущественно за счёт привлечения инвестиций, что позволяет минимизировать влияние модернизации на тарифы для населения.
В ходе мероприятия были представлены планы по модернизации коммунальной и энергетической инфраструктуры Алматы и Алматинской области. В 2026 году общий объём инвестиций в регион составит более 170 млрд тенге.
Также в тренинге приняли участие представители АО «НУХ „Байтерек“», АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» и Министерства промышленности и строительства РК, которые рассказали о финансовых и технических инструментах реализации Нацпроекта.
Премьер-министр провел совещание с участием членов Правительства, руководителей других государственных органов и организаций по вопросу исполнения поручения Главы государства об упорядочении хода реализации программы экономических реформ в интересах граждан.
По итогам совещания приняты следующие решения.
Первое.
С 16 октября т.г. вводится мораторий на дальнейшее повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо до стабилизации уровня инфляции.
Премьер-министр поручил Министерству энергетики совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции и акиматами регионов обеспечить контроль, а также принять меры по бесперебойному обеспечению внутреннего рынка ГСМ.
Второе.
С 16 октября т.г. приостанавливается повышение коммунальных тарифов для всех групп потребителей до конца 1 квартала 2026 г. Сдерживание роста тарифов будет обеспечено за счет оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий. При этом все запланированные ремонтные работы на объектах системы ЖКХ должны быть завершены в установленные сроки. Необходимо отметить, что для уязвимых слоев населения действует механизм оказания жилищной помощи.
Для недопущения роста цен на социально-значимые продовольственные товары будет активизирована работа стабилизационных фондов путем двукратного увеличения объемов финансирования отечественных сельхозтоваропроизводителей, что, в свою очередь, приведет к удешевлению продукции, относящейся к категории СЗПТ.
Особое внимание уделяется усилению работы региональных комиссий по выявлению необоснованных посредников и фактов завышения торговых надбавок.
Третье.
В целях снижения негативного воздействия нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса, принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. В запретительном списке сохраняются только 44 вида деятельности по аналогии с действующим законодательством.
Кроме того, с 1 января 2026 года налоговое администрирование будет проводиться «с чистого листа», что предполагает в отношении микро-, малого бизнеса следующее:
- отмену налоговых проверок;
- отмену камерального контроля;
- отмену подачи в судебные органы исков о признании сделок недействительными;
- отмену подачи в судебные органы исков о признании регистрации, перерегистрации недействительной.
Пени и штрафы по налогам будут списаны в случае погашения основной суммы долга до 1 апреля 2026 года.
Налогоплательщики, превысившие порог для постановки на учет по НДС, не будут привлекаться к административной ответственности.
Также будет проведена акция для налогоплательщиков по снятию с учета в налоговых органах и органах юстиции в упрощенном порядке без проведения камерального контроля и налоговых проверок.
Это позволит обеспечить поэтапное введение нового Налогового кодекса и упростить налоговое администрирование для налогоплательщиков.
Четвертое.
На фоне сокращения предложений по ипотечным программам со стороны банков второго уровня, связанного с повышением базовой ставки, принято решение поддержать систему жилищно-строительных сбережений.
С этой целью объем удешевленного ипотечного кредитования для населения будет увеличен в два раза, что позволит обеспечить доступность жилья.
Указанная мера будет реализована через действующие программы «Наурыз» и «Наурыз-Жұмыскер» путем увеличения объемов кредитования до 500 млрд тенге.
Кроме того, возобновляется востребованная программа «Әскери баспана», которая также позволит приобрести квартиру на вторичном рынке не менее семи тысячам семей военнослужащих ежегодно.
Со строительными компаниями будут заключены офтейк-контракты по строительству жилья, реализуемого в рамках данных программ. При этом застройщики принимают встречные обязательства по фиксации цен на три года.
Пятое.
Отечественными автопроизводителями и банками второго уровня будут продолжены программы финансирования покупки легковых автомобилей населением.
Внедряется механизм лизинга на покупку легкового автотранспорта для физических лиц. Это направлено на расширение возможностей граждан для приобретения автомобилей.
Кроме того, Холдингу «Байтерек» поручено в кратчайшие сроки внести предложения по дополнительным мерам поддержки малого и среднего бизнеса.
Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул, что проводимые Правительством реформы нацелены на обеспечение долгосрочного устойчивого экономического роста страны, укоренение в экономике базовых рыночных принципов. При этом Правительство строго следует установкам Главы государства о необходимости повышения благосостояния каждого казахстанца, рассматривая это в качестве основного показателя экономического развития.
Сегодня, 10 октября 2025 года, Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК провел публичные слушания по обсуждению заявки на утверждение тарифов и тарифных сметы АО НК «Қазақстан темір жолы» на регулируемую услугу по передаче электрической энергии на 2026-2030 годы.
Публичные слушания проводились под председательством и.о. руководителя Управления регулирования в сфере электроэнергетики КРЕМ Таукенов Науырызбай Аманкуловича, который ознакомил участников с порядком проведения мероприятия.
Он подчеркнул важность активного участия всех заинтересованных сторон, призвав их высказывать предложения и замечания по заявке. «Цель проведения публичных слушаний – обеспечение прозрачности, гласности, информированности и соблюдения баланса интересов потребителей», – отметил Науырызбай Аманкулович.
В мероприятии приняли участие потребители и другие заинтересованные лица.
С докладом по заявке на утверждение тарифов и тарифной сметы выступил Заместитель директора по экономике и финансам филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Дирекция магистральной сети» Александр Сергеевич Кирович.
Публичные слушания проводились в офлайн-режиме и одновременно транслировались на платформе ZOOM, что позволило заинтересованным лицам задавать вопросы в режиме реального времени.
В завершение мероприятия и.о. руководителя управления регулирования в сфере электроэнергетики КРЕМ отметил, что представленные тарифы и тарифная смета носят предварительный характер, а окончательное решение будет принято по итогам тщательного рассмотрения заявки АО «НК «Қазақстан темір жолы» в установленные законодательством Республики Казахстан сроки и порядке.
7 октября 2025 года Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан провёл общественную приёмную для потребителей коммунальных услуг. Аналогичные мероприятия в этот день были организованы территориальными департаментами Комитета по всей стране.
В связи с временным ограничением доступа к официальной странице Комитета в социальной сети Facebook, приём проводился в онлайн-формате с использованием платформы Zoom, что позволило всем заинтересованным гражданам подключиться и получить оперативные ответы на актуальные вопросы.
В ходе мероприятия представители Комитета подробно разъяснили вопросы, касающиеся текущей ситуации на рынке электрической энергии, изменений розничных цен на товарный газ, а также рассмотрения заявок в сферах водоснабжения и теплоснабжения, находящихся на рассмотрении уполномоченного органа.
По итогам общественного приёма вопросов от граждан не поступило.
Комитет по регулированию естественных монополий продолжит практику проведения открытых общественных приёмных, направленных на повышение прозрачности, укрепление обратной связи с населением и своевременное информирование о ключевых изменениях в регулируемых отраслях.
Сегодня в Астане прошла встреча в формате «без галстуков» с представителями средств массовой информации, посвящённая разъяснению ключевых положений Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.
Мероприятие прошло под председательством вице-министра национальной экономики Республики Казахстан Асана Дарбаева. В качестве основных спикеров выступили представители Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК, Министерства энергетики, Министерства промышленности и строительства, Министерства труда и социальной защиты населения, а также АО «НУХ «Байтерек» и АО «Казцентр ЖКХ».
Участники подчеркнули важность данного мероприятия для обеспечения прозрачности и открытости проводимых реформ. Реализация Национального проекта имеет стратегическое значение для устойчивого развития энергетического и коммунального секторов, повышения качества услуг и улучшения условий жизни населения.
В ходе встречи представителям СМИ были даны разъяснения по вопросам реализации Нацпроекта, обозначены ключевые направления предстоящих преобразований и меры по повышению эффективности работы отрасли ЖКХ.
Журналисты получили исчерпывающие ответы на интересующие вопросы и смогли обсудить с экспертами актуальные темы, связанные с модернизацией сектора.
Сегодня, 29 сентября 2025 года, Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК провел публичные слушания по обсуждению заявки по утверждению тарифа стимулирующим методом тарифного регулирования на регулируемую услугу по перекачке нефти на внутренний рынок Республики Казахстан по системе магистральных трубопроводов АО «КазТрансОйл» на 2026-2030 годы.
Публичные слушания проводились под председательством заместителя председателя КРЕМ Кульназарова Қаната Темировича, который ознакомил участников с порядком проведения мероприятия.
Он подчеркнул важность активного участия всех заинтересованных сторон, призвав их высказывать предложения и замечания по заявке. «Цель проведения публичных слушаний – обеспечение прозрачности, гласности, информированности и соблюдение баланса интересов потребителей», – отметил Қанат Темирович.
В мероприятии приняли участие потребитель АО «КазМұнайГаз», а также другие заинтересованные лица.
С докладом по заявке на утверждение тарифа стимулирующим методом выступил начальник департамента тарифного регулирования АО «КазТрансОйл» — Уринбаев Азамат Джахангирович.
Публичные слушания проводились в офлайн-режиме и одновременно транслировались на платформе ZOOM, что позволило заинтересованным лицам задавать вопросы в реальном времени.
В завершение мероприятия заместитель председателя КРЕМ напомнил, что представленные тарифы и тарифные сметы носят предварительный характер, а окончательное решение будет принято по итогам тщательного рассмотрения заявки АО «КазТрансОйл» в установленные законодательством РК сроки и порядке.
В Казахстане продолжается реализация мер по сдерживанию инфляции на уровне 10–11% и недопущению роста тарифов на коммунальные услуги для населения до конца 2025 года. Эти шаги позволяют удерживать цены в социально значимых сферах и одновременно поддерживать стабильность экономики.
При этом привлечение инвестиций в коммунальную отрасль остаётся приоритетом государственной политики. Несмотря на заморозку тарифов, ремонтные и модернизационные работы выполняются в плановом порядке, что обеспечивает бесперебойную работу систем жизнеобеспечения, снижает уровень износа сетей и повышает качество предоставляемых услуг.
В целом, в 2025 году общий объём необходимых инвестиций составляет порядка 643 млрд тенге. Эти средства направлены на ремонт 8 542 километров инженерных сетей по всей стране. Все процедуры закупок завершены, строительные и ремонтные работы ведутся в соответствии с утверждённым сезонным графиком.
Сдерживанию роста тарифов способствует перенос части запланированных корректировок и использование долгосрочного финансирования. Важно отметить, что новых заявок от субъектов естественных монополий на пересмотр тарифов не ожидается, что исключает дополнительные повышения для населения.
Одновременно государство сохраняет адресные меры поддержки для социально уязвимых категорий граждан. Механизм жилищной помощи, реализуемый через местные исполнительные органы, предусматривает компенсацию расходов в тех случаях, когда коммунальные платежи составляют 5–10% от дохода семьи. Разница покрывается за счёт бюджета акиматов.
Сегодня в Астане состоялась республиканская конференция «Национальный проект Модернизации энергетического и коммунального секторов: возможности для казахстанского бизнеса», объединившая более 250 участников — представителей государственных органов, национальных компаний, субъектов естественных монополий, отечественных товаропроизводителей, подрядных организаций и поставщиков.
В мероприятии принял участие Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан, выполняющий ключевую роль в обеспечении сбалансированного регулирования коммунальной и энергетической инфраструктуры.
Открывая пленарное заседание, заместитель Премьер-Министра РК Канат Бозумбаев подчеркнул, что устойчивый экономический рост невозможен без модернизации инфраструктуры. В соответствии с поручением Президента, Правительство в декабре 2024 года утвердило Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов, рассчитанный на 5 и более лет с общим объёмом инвестиций свыше 13 трлн тенге.
В рамках конференции с отдельным докладом по вопросам тарифной политики в условиях реализации Нацпроекта выступил вице-министр национальной экономики Асан Дарбаев. Он отметил, что новая тарифная модель будет ориентирована на принцип справедливости и экономической обоснованности, с учётом необходимости привлечения инвестиций, модернизации инфраструктуры и обеспечения надёжности предоставляемых услуг.
Комитет по регулированию естественных монополий, со своей стороны, активно участвует в разработке и внедрении новых подходов в тарифном регулировании, в том числе в рамках цифровизации процессов согласования тарифов, оценки эффективности инвестиционных программ и контроля за качеством оказываемых услуг.
Особое внимание в ходе конференции было уделено обеспечению прозрачности всех бизнес-процессов, цифровизации этапов реализации проектов и внедрению новых закупочных механизмов, соответствующих международной практике.
Глава государства в своих Посланиях народу Казахстана неоднократно подчеркивал стратегическое значение воды. В Послании от 2 сентября 2024 года Президент отметил необходимость формирования культуры экономии коммунальных ресурсов и внедрения принципа «больше потребляешь – больше платишь». В сентябре 2025 года он вновь акцентировал внимание на том, что вода является стратегическим ресурсом, от рационального использования которого зависит будущее страны.
В развитие поручений Президента Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК внедрил «социальные нормы потребления» для населения. Нововведение предусматривает дифференцированные тарифы на услуги водоснабжения в зависимости от объема потребления:
Таким образом, чем больше воды потребляет домохозяйство, тем выше тариф. На сегодня с учетом «социальных норм потребления» тарифы пересмотрены для 63 водоснабжающих организаций по всей стране. В дальнейшем данная практика будет масштабироваться по мере поступления заявок от предприятий.
Введение новых норм уже продемонстрировало эффективность и стало важным шагом в изменении и создании культуры экономного потребления воды. По итогам 2024 года:
Все дополнительные средства водоснабжающих организаций от новых тарифов уполномоченным органом направляются строго на ремонт и модернизацию сетей. В случае нецелевого использования средства исключаются из тарифной выручки, что обеспечивает прозрачность и повышение качества услуг.
Таким образом, механизм стимулирует граждан более бережно относиться к водным ресурсам, а также обеспечивает дополнительные инвестиции для модернизации сетей и повышения надежности коммунальных услуг.
Для корректного начисления платы ключевое значение имеет установка индивидуальных счетчиков воды. Расчет теперь ведется на каждого фактически проживающего в квартире человека. Чтобы избежать переплат, жителям рекомендуется:
В соответствии с Правилами пользования системами водоснабжения и водоотведения (приказ Министра промышленности и строительства РК № 340 от 29 августа 2025 года), поставщики обязаны не реже одного раза в три месяца проверять состояние узлов учета и правильность снятия показаний.
Помимо установки счетчиков, каждому потребителю важно в повседневной жизни придерживаться простых правил экономии: выключать кран во время чистки зубов, отдавать предпочтение душу вместо ванны, устранять протечки.
Вода — это не просто коммунальный ресурс, а стратегическая ценность. Ее бережное использование сегодня — это вклад в будущее страны и забота о грядущих поколениях.