Меню

Страницы

Статья

«Расчетливое» тепло

​Индивидуальные счетчики тепла стали причиной серии жалоб в адрес Костанайской теплоэнергетической компании.

Как пояснили в антимонопольном ведомстве региона, в соответствии с требованиями сегодня в новых многоквартирных домах, помимо общедомовых, должны быть установлены еще и индивидуальные приборы учета тепла. В Костанае такая система действует в микрорайонах «Аэропорт» и «Юбилейный». Вот только мало кто из жильцов понимает, что за зверь это такой – «индивидуальный счетчик тепла», какие обязанности он налагает и какие возможности предоставляет.

Встреча в стенах ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» с жильцами микрорайона «Аэропорт» показала, что некоторые горожане не до конца понимают даже того, что квитанции, приходящие от КТЭК, включают в себя суммы не только за потребленное тепло, но и горячую воду. Что уж тут говорить о тепловых счетчиках?

Многие банально не имеют представления, как пользоваться этими приборами учета и уж тем более – как проводить их регулировку. Ведь счетчики воды, газа и электроэнергии не требуют столько внимания: раз в 5 лет осуществил поверку и пользуйся дальше. А тут надо то прикрыть вентиль, то открыть…

Поверка так вообще обойдется в 18 тыс. тенге, и проводить ее требуется в среднем раз в 4 года. Для тех, кто купил квартиры в кредит или получил в аренду, сумма весьма внушительная. А если счетчик сломается, ремонт вообще встанет в копеечку!

– Главные споры вызывают квартирные счетчики, – рассказал индивидуальный предприниматель Галымжан Досмуханов, который занимается обслуживанием домов в микрорайонах «Аэропорт» и «Юбилейный». – За этими тепловыми счетчиками вообще нет какой-то сервисной компании, у меня тоже нет лицензии на их техническую поддержку и эксплуатацию. Отсюда и проблемы.

К примеру, часть жильцов считает, что ГКП их обманывает, начисляя к оплате лишнее, поскольку «у соседей суммы меньше, хотя квадратура больше».

Ответные аргументы во внимание не берутся, хотя жильцам пытаются объяснить: один может в квартире поддерживать температуру в 20 градусов, а другой – в 25, да еще и держать нараспашку форточки, а значит, и тепловой энергии расходовать намного больше.

– Когда разбирали проблему, то выяснили, что разница в начисленной оплате за тепло в зимние месяцы может возникать не только из-за температурного режима, но и сроков подачи показаний, – пояснил директор ГКП «КТЭК» Аскар Бекпаганбетов. – В идеале все квартиры должны сдавать их в один день вместе с показаниями общедомового прибора учета. Однако это происходит далеко не всегда. К тому же в один месяц показания могут передать за 25 или 27 дней, а в другой – и вовсе почти за 40…

Наладить этот процесс довольно проблематично. На практике немало случаев, когда часть квартир просто не передает показания. В итоге от общего количества тепла, учтенного общедомовым счетчиком, отнимают потребление не всех квартир дома, а лишь их части. Остаток же распределяют между всеми жильцами пропорционально квадратуре жилплощади.

Жильцы из числа тех, кто не доверяет тепловикам, требуют перерасчета. Вот только КТЭК не может этого сделать, ведь начисление производится исклю­чительно по показаниям. В итоге люди строчат жалобы, и антимонопольное ведомство по некоторым из них уже назначило проверку.

Есть и другая категория потребителей, считающая, что платить только по общедомовому счетчику справедливее. Люди полагают: индивидуальные приборы учета однозначно невыгодны жильцам первых и верхних этажей, а также угловых квартир, ведь им приходится держать систему отопления включенной постоянно, а значит, и потребляют они больше гигакалорий, чем соседи.

При этом владельцы квартир на втором и третьем этаже вообще могут иногда отключать тепловой счетчик, греясь за счет других.

В том же микрорайоне «Аэропорт» жильцы первых введенных в эксплуатацию домов уже отказались от использования индивидуальных приборов учета. Период поверки прошел, и люди составили соответствующее заявление в ГКП.

Как пояснили в «КТЭК», такая возможность у граждан действительно есть, но для этого требуется письменное согласие не менее двух третей владельцев квартир жилого дома.

Специалисты компании особо подчеркивают, что жильцами практически не используются возможности по экономии тепла. Жара в подъездах и подвалах – показатель его перерасхода (в этих помещениях общего пользования должно быть прохладно). В связи с этим потребителям рекомендуют произвести теплоизоляцию труб отопления, что снизит температуру в тех же подвалах и, как следствие, уменьшит расход тепла. Однако все эти работы необходимо проводить за счет жильцов дома, потому что сами тепловые счетчики, как и общедомовое имущество, принадлежат именно владельцам квартир.

Не меньшая проблема – открытые окна и балконы, сквозняки возле входных дверей. Все это – буквально деньги на ветер.

Другая сторона вопроса – дос­туп к индивидуальным счетчикам. В некоторых домах они установлены в подъездах – в специальных металлических шкафах. Вот только открыть их не составляет особого труда. Поэтому уверения отдельных владельцев жилплощади о том, что их счетчик был отключен в течение месяца, вполне могут оказаться неправдой. И не потому, что ложь была намеренной. Скорее, речь можно вести об искреннем заблуждении.

К примеру, хозяйка квартиры площадью чуть больше 30 кв. м в январе «намотала» больше двух гигакалорий. За тепло она в итоге заплатила больше, чем могла бы платить по тарифу. При этом женщина утверждает, что «счетчик перекрыла, а в квартире никто не живет».

Но чтобы защитить свое же имущество, включая приборы учета, нужно вновь понести затра­ты на установку тех же надежных замков. В ответ на такую рекомендацию от граждан звучит возмущенное: «Нам эти счетчики не нужны, мы о них не просили!»

Тем не менее сегодня в Костанае на обслуживание КТЭК принято 56 жилых домов с индивидуальными приборами учета. И в компании признают, что порой жильцы, ссылаясь на поломанный счетчик, на самом деле просто не хотят передавать его показания, отключая прибор. По данным ГКП, случаи реальных поломок в общей массе действую­щих приборов учета тепла довольно редки. Чего не скажешь о фактах низкой культуры потреб­ления и экономии теплоэнергии.

https://www.kazpravda.kz/articles/view/raschetlivoe-teplo

Дата публикации
17 марта 2020
Дата обновления
17 марта 2020
Тип
СМИ о нас

Сейчас читают

Инфографика
19 декабря 2024
НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙТЕ ЗА ОТОПЛЕНИЕ! ПРИБОРЫ УЧЁТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ СБЕРЕГАЮТ ОТ 20% РАСХОДОВ ГРАЖДАН ЗА ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН
Инфографика
18 октября 2024
Как соотносятся стоимость коммунальных услуг и величина заработных плат в Казахстане и соседних странах?
Направления
21 мая 2024
Картограмма коррупции

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации