Меню

Страницы

Статья

Доклад И.о. Председателя Комитета по регулированию естественных монополий Жапсарбай А.К. к выступлению на СЦК «Регулирование субъектов естественной монополии в коммунальной сфере»

Қайырлы күн, құрметті достар, Бұқаралық ақпарат құралдарының өкілдері!

Осы мүмкіндікті пайдалана отырып, Сіздерді келе жатқан Қазақстан Республикасының Конституция күнімен құттықтаймын!

Коммуналдық саладағы табиғи монополия субъектілерін реттеу туралы атқарылып жатқан жұмыстар туралы баяндауға рұқсат берулеріңізді сұраймын.

Слайд 1

Итоги работы по сдерживанию роста тарифов для населения

Комитетом на постоянной основе проводится работа по сдерживанию роста тарифов для населения. С начала 2021 года ожидалось повышение тарифов для населения по 106 СЕМ на 63%.

У 40 СЕМ, представляющих услуги населению, был заложен плановый рост (в рамках ранее принятых решений), в связи с истечением сроков временных компенсирующих тарифов или переходом к новому уровню предельного тарифа. Ожидался плановый рост тарифов для населения в сферах: теплоснабжения - до 32,34%; водоснабжения - до 59,16%; водоотведения - до 56,19%.

Кроме того, по причине завершения срока действия предельных тарифов, с заявками на утверждение предельных тарифов для населения обратились в КРЕМ 66 СЕМ. Заявленный рост в среднем для населения в сферах: теплоснабжения - на 42,6%; водоснабжения - на 83,06%; водоотведения - на 80,07%; газоснабжения - на 67,80%; электроэнергии - на 20,18%

 

Комитетом приняты меры по сдерживанию данного роста тарифов для населения до конца первого квартала 2021 года путем:

- введения временных компенсирующих тарифов;

- сокращения неприоритетных мероприятий инвестиционных программ СЕМ;

- снижения нагрузки с группы «населения» путем дифференциации тарифа.

Так, сдержан рост тарифов на начало 2021 года (сравнение январь 2020 года к январю 2021 года) в среднем на -0,4%(в том числе, теплоснабжение на -3,75%, водоснабжение на -0,34%, водоотведение на -1,37%, электроснабжение на 3,92%).

В целом, вышеперечисленные меры позволили обеспечить сохранение тарифов без повышения для населения при переходе с 2020 на 2021 год, а также сохранить один уровень тарифов для населения до конца первого квартала 2021 года.

По итогам 2020 года, в результате проведенной работы по снижению тарифов во всех регионах обеспечено сохранение вклада в инфляцию на уровне 0,11%(план 0,25%).

Предполагается, что в текущем году вклад от тарифов на регулируемые услуги также будет ниже установленного коридора инфляции.

Слайд 2

По реализаций Дорожной карты

В рамках исполнения поручений Президента от 19 июня 2019 года (Указ Президента Республики Казахстан № 27, пункт 84), 30 декабря 2019 года принят комплекс мер, направленный на обеспечение прозрачности тарифообразования, контроля над целевым использованием средств потребителей СЕМ в сфере ЖКХ, а также стимулирование повышения эффективности работы коммунальных служб и формирование у населения экономного отношения к потребляемым ресурсам в формате дорожной карты.

По итогам реализации данной Дорожной карты в 2020 году проводилась работа в следующих направлениях:

  1. Усиление контроля за деятельностью СЕМ: заключен 21 Меморандум с государственными и местными исполнительными органами; разработана «Карта ремонтов СЕМ»; предложено к актуализации 33 норматива технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормативной численности персонала.
  2. Проведение анализа закупок СЕМ: утвержден реестр поставщиков (производителей и импортеров) по услугам и товарам, закупаемым СЕМ; разработаны поправки в Закон «О естественных монополиях», предусматривающие перевод процедуры осуществления закупок полностью в электронный формат.
  3. Обеспечение прозрачности тарифообразования и обратной связи с населением: созданы Региональные комиссии по вопросам тарифного регулирования в сферах естественной монополии; организована работа Общественных приемных для потребителей на ежемесячной основе; расширена функциональность базы «Монополист».
  4. Обеспечены обоснованные тарифы на коммунальные услуги ЖКХ: проведена работа по обеспечению сбалансированного изменения тарифов на коммунальные услуги для населения с 01.01.2020 г. (сдерживание роста тарифов для населения), экономия потребителей составила порядка 27 млрд.тенге; проанализированы текущие займы СЕМ в иностранной валюте; проведен анализ деятельности производителей стратегических товаров.
  5. Повышена эффективность деятельности СЕМ:

сформированы предложения по внедрению типовых договоров передачи в доверительное управления СЕМ на основе мировой практики; дерегулирована услуга судозахода танкеров в целях экспорта за пределы РК (на основании анализа); сформированы предложения к приватизации или передаче в доверительное управление СЕМ квазигосударственного сектора.

Слайд 3

Инвестиции на 2021-2025 годы

С 2015 года в сферах естественной монополии действует тарифная политика по принятию предельных долгосрочных тарифов на 5 и более лет, направленная на обеспечение баланса интересов потребителей и СЕМ.

На 2021-2025 года утверждены инвестиционные программы субъектам сферы ЖКХ на общую сумму 966,6 млрд. тенге (в том числе, теплоэнергетика - 171,4 млрд. тенге, водоснабжение - 80,9 млрд. тенге, водоотведение - 23,8 млрд. тенге, электроэнергетика - 636,3 млрд. тенге, транспортировка товарного газа - 54,2 млрд. тенге).

В результате вложенных инвестиций ожидаются:

- снижение количества аварий на 11%;

- снижение показателей износа основного оборудования в среднем до 4% по каждой сфере;

-  снижение нормативно-технических потерь до 1,5% по каждой сфере;

- увеличение заработной платы административно-управленческого и производственного персонала на 20%.

Слайд 4

Контроль за деятельность СЕМ за 2020 год и 1-ое полугодие 2021 года

Комитетом за нарушения законодательства в сфере естественных монополий в 2020 году вынесено 412 постановлений по делам об административных правонарушениях, с наложением административных штрафов в размере 1,006 млрд. тенге, из них в доход государства взыскано 631,2 млн. тенге, административные штрафы за 1-ое полугодие 2021 года – 332,8 млн. тенге, из них в доход государства взыскано 173,7 млн. тенге.

Также, в рамках осуществления государственного контроля в 2020 году внесено 390 предписаний об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере естественных монополий, из них исполнены - 244.

За 1-ое полугодие 2021 года внесено 270 предписаний об устранении нарушений норм законодательства о естественных монополиях, из них 162 предписания исполнены.

Слайд 5

Введение ВКТ за 2020 год и возврат средств за отопление

Особое внимание уделяется контролю исполнения инвестиционных программ. Ежегодно проводится мониторинг исполнения субъектом мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет.

В Комитет и его территориальным департаментам поступил 2 341 отчет от 1 203 СЕМ об исполнении мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет за 2020 год, из них на сегодня рассмотрено 1 389 отчетов 798 СЕМ, по результатам выявлены неисполнения обязательств СЕМ, в связи с чем, во всех регионах страны утверждены временные компенсирующие тарифы 266 СЕМ на общую сумму 10,2 млрд. тенге (за неисполнение тарифной сметы – 7,9 млрд. тенге, инвестиционных программ – 2,3 млрд. тенге).

Это предварительная сумма возврата, так как оставшиеся отчеты еще рассматриваются, и возврат средств и снижение тарифов еще будут.

Кроме того, потребителям ежегодно возвращаются переплаченные деньги за тепло с учетом фактической температуры наружного воздуха в отопительный период.  По итогам отопительного сезона 2020-2021 года потребителям возвращены денежные суммы в размере более 415 млн. тенге.

Слайд 6

Изменения тарифов ЭПО, ВИЭ и на газ в текущем году

С 1 апреля т.г. Министерством энергетики утверждены тарифы 37 энергопроизводящим организациям со средним ростом 15%, что создает мультипликативный эффект на цену электроснабжения и тарифы по теплоснабжению и водоснабжению для конечного потребителя.

В этой связи, повышение цен на электроснабжение составило по стране в среднем 12,5%. При этом, рост цен для населения составил в среднем 10%. Необходимо отметить, что данное повышение выше, чем в 2020 году.

С 1 июля т.г. Министерством энергетики введена надбавка на поддержку использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

При этом, повышение тарифов энергопроизводящих организаций с учетом надбавки ВИЭ, составило в среднем 7,2%, прогнозный рост цен на электрическую энергию для конечного потребителя – 3,5%. Это пока прогноз.

Также, в связи с увеличением оптовых цен на товарный газ с 1 июля т.г. в среднем на 10% по стране, и изменениями тарифов на транспортировку товарного газа в отдельных регионах, увеличение цен на товарный газ для конечных потребителей с 1 июля 2021 года составило порядка 6%.

Слайд 7

Прозрачность тарифообразования

За 1-ое полугодие 2021 года проведены 52 публичных отчетов СЕМ перед потребителями во всех областях по итогам полугодия 2021 года, и 322 публичных отчетов по итогам 2020 года, 19 выступления, 108 общественных приемных, 284 публичных слушаний, а также размещено около 1700 публикаций в СМИ (интернет-порталы, телевидение, печатные издания), опубликовано 869 годовых отчетов за 2020 год и 118 полугодовых отчетов СЕМ за 2021 на Интернет-ресурсах, поданы порядка 9 тыс. документов через информационную базу «Монополист» с доступом третьих лиц,

В целях повышения прозрачности и привлечения общественности к процессу тарифообразования, также введен институт Совета по тарифной политике, который является консультативно-совещательным органом при Министерстве национальной экономики.

В состав Совета входят депутаты Парламента Республики Казахстан, представители государственных органов, НПП «Атамекен», общественных объединений, объединений субъектов частного предпринимательства, СЕМ, эксперты и иные заинтересованные лица.

Вместе с тем, сформированы Региональные комиссии при Совете и их персональные составы при Департаментах Комитета.

На сегодня проведены 1 заседание СТП, 43 заседаний Региональных комиссии.

Слайд 8

Задачи на краткосрочный период

В 2021 году, в целях соблюдения баланса интересов между потребителями и СЕМ, а также повышения эффективности реализуемой тарифной политики, планируется осуществить следующие основные задачи:

- недопущение необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги до конца 2021 года и соблюдение коридора вклада в инфляцию;

- анализ исполнения тарифных смет и инвестиционных программ совместно с отраслевыми ГО и МИО;

- совершенствование нормативных правовых актов в сфере естественных монополий, путем внесения изменений и дополнений в Закон «О естественных монополиях» и в Правил формирования тарифов.

- мониторинг передачи бесхозяйных сетей и объектов, построенных за счет бюджетных средств в коммунальной сфере в доверительное управление СЕМ;

- выработка новых подходов к дифференцированному тарифообразованию для различных групп потребителей, а также механизмов адресной помощи для наиболее социально уязвимых слоев населения;

- совершенствование и практическое внедрение стимулирующего метода тарифообразования в пилотном режиме;

- участие в разработке и реализации Концепций развития газовой отрасли до 2030 года и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры (строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений), а также Национальном проекте развития электроэнергетики до 2025 года.

Благодарю за внимание!

Дата публикации
18 августа 2021
Дата обновления
18 августа 2021
Тип
Выступление

Сейчас читают

Инфографика
19 декабря 2024
НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙТЕ ЗА ОТОПЛЕНИЕ! ПРИБОРЫ УЧЁТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ СБЕРЕГАЮТ ОТ 20% РАСХОДОВ ГРАЖДАН ЗА ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН
Инфографика
18 октября 2024
Как соотносятся стоимость коммунальных услуг и величина заработных плат в Казахстане и соседних странах?
Направления
21 мая 2024
Картограмма коррупции

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации