Меню

Страницы

Статья

Коррупционные риски в ГУ "Управление образования акимата Костанайской области"

1 Установление права вместо обязанности.
В вопросах привлечения работников к дисциплинарной ответственности работодателю предоставлено право вместо обязанности.
Данные дискреционные полномочия создают условия, определяющие возможность выбора варианта поведения и/или управленческого решения должностным лицом, что может привести к совершению коррупционных правонарушений
Направить письмо в Уполномоченный орган (Министерство труда и социальной защиты РК) с предложением рассмотреть вопрос об устранении дискреционной нормы в Трудовом кодексе Республики Казахстан.
2 Правовой пробел. Не утверждены типовые штаты для КППК. В нормативно-правовом поле отсутствуют документы, регламентирующие нагрузку педагогов КППК (сколько детей должен обслуживать педагог на 1 ставку, сколько на 1 ставку проводится занятий).Данный пробел влияет на процессуальный порядок установления объема психолого-педагогической помощи детям при зачислении в КППК.  Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос о дополнении приказа и.о. Министра просвещения от 21 июля 2022 года № 224 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования" типовыми штатами для КППК.
3 Организация коррекционно-развивающей поддержки в КППК регламентируется планом коррекционных занятий согласно приложению 4 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385. В рекомендуемом плане коррекционных занятий КППК отсутствует категория нарушений интеллекта школьного возраста (легкой, умеренной и тяжелой степени), хотя такие дети обслуживаются в КППК.  Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос о дополнении приложения 4 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 План коррекционных занятий КППК. Дополнить категорию нарушений интеллекта школьного возраста (легкой, умеренной и тяжелой степени).
4 В Законе РК «О государственных закупках» отсутствует запрет на ограничение участия в государственных закупках в качестве Поставщика сотрудников организации Заказчика, а также их супруга/супруги, имеющих статус предпринимателей в форме ИП, ТОО и пр.. Данный правовой пробел влечет возможное оказание «поблажек» при определении потенциального поставщика, а также при исполнении договора в личных интересах. Направить письмо в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности дополнения пункта 1 статьи 6 Закона «О государственных закупках» подпунктом 12) следующего содержания: «12) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) на момент подачи заявки на участие в государственных закупках является сотрудником либо супругом/супругой сотрудника организации, проводящей государственные закупки, организации «Заказчика»».
5 Коллизия положений правовых актов. В соответствии с Типовыми квалификационными характеристиками в требованиях к руководителям (заведующим) специальных организаций образования: кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), а также к руководителям организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: центр поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах (ЦПД) и дом юношества (ДЮ) указано «наличие первой или высшей квалификационной категории педагога, квалификационной категории педагога – эксперта или педагога – исследователя или педагога – мастера».
Однако данные требования к квалификации при назначении заведующих кабинетами психолого-педагогической коррекции, психолого-медико-педагогические консультациями, а также директоров центров поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, и домов юношества возникают сложности в связи с тем, что нет таких достижений учащихся, отсутствие конкурентоспособной среды среди педагогов, недостаточность профессиональных конкурсов для получения более высокой категории.
Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением в пункт 136 Типовых квалификационных характеристик (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338) исключить требование о «наличии первой или высшей квалификационной категории педагога, квалификационной категории педагога – эксперта или педагога – исследователя или педагога – мастера» или заменить словами: «наличие квалификационной категории педагога, педагога-модератора».
6 В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 № 113- II социальную адаптацию могут проходить воспитанники детских деревень и выпускники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет, за исключением лиц, имеющих психоневрологические заболевания.
Однако в Законе и Типовых правилах отсутствует перечень  психоневрологических заболеваний, которые не могут являться основанием к отказу в приеме выпускников детских домов для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Дома юношества для их дальнейшей социальной адаптации.
При этом следует отметить, что отдельные психоневрологические заболевания детей указанной категории не представляют какую-либо общественную опасность для окружающих, но в тоже время являются основанием для отказа в приеме в Дом юношества для социальной адаптации.
Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением внести изменения в закон РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 года N 113-II. Глава 4. Статья 24. Категории лиц, проходящих социальную адаптацию в Доме юношества слова «за исключением лиц, имеющих психоневрологические заболевания» заменить словами: «за исключением лиц, имеющих заключение врачебно-консультативной комиссии о наличии противопоказания пребывания в данном учреждении».
7 Учитывая нормы жилищного законодательства РК (статья 73. Основания снятия с учета граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде) не подлежат снятию с учета дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в установленном настоящим Законом порядке признанные нуждающимися в жилище и поставленные на учет, до получения жилища.
Однако, при определении несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меняется место проживания и прописки по юридическому адресу организации, но при этом снять с очереди по месту раннего проживания несовершеннолетнего не предоставляется возможным. Учитывая факт того, что после выпуска ребенка из организации и продолжения его обучения в организации ТиПО и ВУЗе вероятность возврата по месту выявления низкая. 
Направить письмо в уполномоченный орган о необходимости внести дополнения и изменения в законодательство в данной сфере, о возможности регистрации по месту фактического нахождения несовершеннолетнего и получения в дальнейшем жилища из государственного жилищного фонда.
8 В соответствии с Правилами регистрации внутренних мигрантов (постановление Правительства РК № 1427 от 01.12.2011 года), регистрации по месту жительства подлежат граждане, достигшие 14 лет.
Вместе с тем в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (сфера образования, здравоохранения, социальной защиты) определяются несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет.
Учитывая данный факт, администрация организации, являющаяся законным представителем ребенка в период нахождения ребенка в нем, должна обеспечить постановку на учет по получению жилища из государственного жилищного фонда.
При подаче заявления на постановку (несовершеннолетнего не достигшего 14 летнего возраста) на учет по получению жилища из государственного жилищного фонда в местный исполнительный орган ИС «Kezekte» по месту фактического проживания ребенка (учреждение), постановка может осуществиться не по месту фактического проживания, а по месту его раннего проживания до момента выявления и определения несовершеннолетнего в государственное учреждение.
Направить письмо в уполномоченный орган о необходимости внести изменения и дополнения в законодательство по вопросам регистрации внутренних мигрантов касательно возможности администрации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрировать несовершеннолетних от 0-14 лет по месту нахождения (юридическому адресу) организации
9 Некорректное и неактуальное содержание Положений и Уставов. Внести изменения в Положение Управления и отделов образования, а также в Уставы подведомственных организаций образования.
10 Отсутствие повышения квалификации по государственным услугам у лиц, ответственных за их оказание. Отсутствие назначения лиц, ответственных за оказание государственных услуг и проведение контрольных мероприятий за качеством оказания государственных услуг.
Наиболее частые нарушения при оказании государственных услуг: нарушение сроков оказания государственных услуг, неквалифицированные консультации по оказываемым государственным услугам.
В связи со сбоями в ИС Sakura имеется факт несвоевременного оказания Харьковской НШ отдела образования Аулиекольского района государственной услуги «Прием документов для перевода детей между организациями начального, основного среднего, общего среднего образования».
Отсутствует взаимозаменяемость при отсутствии основного работника, ответственного за оказание государственной услуги.
Ни все лица, ответственные за оказание государственных услуг прошли повышение квалификации
Продолжить работу по обучению населения навыкам цифровой грамотности (размещать на официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях ролики о порядке получения государственных услуг посредством информационных технологий).
Не допускать нарушения бизнес – процесса оказания государственных услуг, исключить факты повторности и системности нарушений при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц. Включить в план правового всеобуча тех.учебу по вопросу соблюдения законодательства при оказании государственных услуг.
Обеспечить взаимозаменяемость сотрудников, оказывающих государственные услуги на время отсутствия основного работника.
По мере финансовой возможности организаций образования повысить квалификацию лиц, ответственных за оказание государственных услуг
11 Отсутствие возможности Управлением образования/ специализированной организацией образования оказать государственную услугу «Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования».
Управление образования/ специализированные организации образования не включены в перечень услугодателей данной услуги на портале egov.kz
Направить письмо в Уполномоченный орган с предложением о включении Управления образования/ специализированных организаций образования в перечень услугодателей государственной услуги «Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования».
12 При оказании государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования» услугодатель имеет возможность отнести ребенка к иным категориям.
Согласно приложению 1 к Стандарту государственной услуги, в форме заявления прописано в пункте 10 «иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан, в пункте 11 «иные категории граждан, определяемые по решению Правительства Республики Казахстан». Вместе с этим, точно не определено кто относится к данным категориям детей.
В соответствии Стандартом государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования», утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 219 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования» (далее – Стандарт) государственная услуга оказывается организациями дополнительного образования для детей, организациями общего среднего образования. Тогда как организации среднего образования в номенклатуре организаций образования не относятся к организациям дополнительного образования. Фактическое наименование государственной услуги ограничивает категории услугодателей, вызывает разночтение и разную практику применения данной государственной услуги по регионам
Направить письмо в Министерство просвещения РК с предложением о внесении изменений в Приложение 1 Стандарта государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования», утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 219 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования», а именно: внести изменения в категорию услугодателей либо расширить в наименовании круг лиц услугодателей, а также в пунктах 10, 11 указать конкретную категорию детей
13 Риск предоставления подложных бумажных справок.
Для получения государственной услуги «Предоставление бесплатного и льготного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников в общеобразовательных школах» услугополучателем предоставляется услугодателю  документы о полученных доходах (справка о заработной плате работающих родителей или лиц их заменяющих, о доходах от предпринимательской и других видов деятельности, о доходах в виде алиментов на детей и других иждивенцев) в бумажном формате, тогда как существует информационная система, из которой данные могут подтягиваться услугодателями автоматически. Отсутствует интеграция с данной системой, услугодатель не имеет доступа к данной системе, в связи с чем у них нет возможности проверить на подлинность представленные документы о доходах в информационных системах ГЦВП. Предоставление доступа позволить снизить коррупционный риск, оптимизировать пакет документов, а также предупредить предоставление подложных бумажных справок
Направить письмо в Министерство просвещения РК с предложением о прелоставлении доступа услугодателям к системам ГЦВП.
14 Несовершенство установленных процедур государственных услуг в виде оказания услуг, имеющих признаки государственной услуги (скрытые услуги).
Организациями образования оказывается услуга по приему и зачислению детей в класс предшкольной подготовки (0 класс), при этом перечень документов, истребуемых у услугополучателя, не регламентирован законодательно
Направить в уполномоченный орган в сфере оказания государственных услуг предложение по внесению дополнений в Реестр государственных услуг.
15 Несовершенство установленных процедур государственных услуг.
Государственная услуга «Назначение выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей» проактивна с государственной услугой по установлению опеки, однако на портале электронного правительства отсутствуют вкладки для получения сведений о выплате пособия по утере кормильца, алименты, доход от аренды жилья, принадлежащему ребенку.
Направить письмо в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о необходимости вывода данной услуги отдельно на портале.
16 Выдача справок для распоряжения имуществом несовершеннолетних - на портале отсутствует вкладка для прикрепления документа, подтверждающего факт отсутствия одного из родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении, ограничении родительских прав и др.). В перечне документов, предоставляемых услугополучателем, отсутствует документ, подтверждающий целесообразность распоряжения имуществом несовершеннолетнего, в связи с чем, у услугополучателя возникает возможность безосновательного отказа в оказании государственной услуги либо принятия решения с учетом личной выгоды. Направить письмо в Уполномоченный орган о необходимости интеграции с ИС «ЗАГС»; письмо в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по вопросу добавления вкладки «Документ, подтверждающий факт отсутствия попечения родителей»; письмо в Уполномоченный орган в сфере оказания государственных услуг о внесении изменений в перечень документов, предоставляемых услугополучателем, путем добавления документа, подтверждающего целесообразность распоряжения имуществом несовершеннолетнего.
17 Выдача решения органа опеки и попечительства об учете мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста. Данная услуга предназначена для физических лиц, тогда как законными представителями воспитанников детских домов являются не физические лица, а юридическое лицо (администрация детского дома). Направить письмо в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности рассмотрения вопроса оформлять в произвольной форме мнение воспитанника детского дома, достигшего 10-летнего возраста
18 Несовершенство установленных процедур государственных услуг.
Недостаточный уровень обеспеченности услугодателями необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг.
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» услугодатели обязаны создавать необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг.
При этом помещения отделов образования и подведомственных организаций не адаптированы для маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями, отсутствуют стенды для информирования населения о порядке оказания государственной услуги, отсутствует уголок самообслуживания, для возможности получения государственной услуги в электронном формате.
Принять меры для создания необходимых условий для маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг, установить кнопки вызова, тактильные таблички и тактильные указатели, в том числе со шрифтом Брайля и т.д., организовать уголки самообслуживания путем подачи бюджетной заявки администратору бюджетных программ
19 Нарушение прав услугополучателя, отсутствие возможности воспользоваться альтернативой при обращении за оказанием государственной услуги посредством портала «Электронное правительство» egov.kz.
Государственная услуга «Прием документов для прохождения аттестации педагогов» оказывается через канцелярию услугодателя или через веб-портал «Электронное правительство» egov.kz. Однако, при подаче документов через портал «Электронное правительство» заявки уходят не корректно (ненадлежащему услугополучателю)
Направить письмо в Министерство просвещения по вопросу устранения нарушений.
20 Досрочное снятие дисциплинарных взысканий. Минимизировать факт досрочных дисциплинарных взысканий. С целью недопущения сотрудниками нарушений проводить мероприятия разъяснительного характера, правовой всеобуч (разработать план разъяснительных мероприятий).
21 Возможен конфликт интересов, выражающийся в работе близких родственников/ супругов в прямом подчинении друг другу.
При кадровых изменениях, в случае отсутствия контроля, а также отсутствия информации о близких родственниках, возможно допустить факт работы близких родственников в организации в прямом подчинении.
Обязательно при трудоустройстве заполнять личный листок учета кадров, анкету, автобиографию с указанием информации о близких родственниках работника.
При кадровых изменениях мониторить наличие работы близких родственников в организации.
22 Возможность внесения некорректных данных при начислении заработной платы. С целью внедрения механизма, не допускающего внесение в платежный документ, некорректных персональных данных сотрудника, а именно соответствия Ф.И.О. и ИИН, направить письмо в уполномоченный орган о рассмотрении вопроса интеграции государственной базы данных «Физические лица» с ИС.
23 Риск предоставления поддельных сертификатов педагогов из-за отсутствия интеграция с базой данных о сертификатах Национального центра тестирования, невозможно проверить подлинность сертификата Направить письмо в НЦТ по интеграции ИС с базой данных Национального центра тестирования в части подтверждения подлинности сертификатов о повышении квалификации.
24 Отсутствие интеграции ИС с Национальной образовательной базой данных, позволяет произвести начисление заработной платы сверхустановленной нормы, отсутствует возможность по сопоставлению полагаемой заработной платы по тарификации и фактически начисляемой. Направить письмо в Министерство просвещения РК по вопросу интеграции ИС с НОБД.
25 Отсутствует автоматизированный контроль за посещаемостью работников учреждений образования, что может привести к искажению данных по учету фактически отработанного рабочего времени. Направить письмо разработчику ИС по автоматизации учета за посещаемостью работников организаций образования и интеграции ИС с системой контроля за посещаемостью работников для автоматического формирования табеля учета рабочего времени
26 Нерациональное использования бюджетных средств при осуществлении обеспечения школ широкополосным доступом к сети Интернет на негеостационарной системе связи «Starlink», при построении локальной сети в организациях образования Отделам образования Амангельдинского и Джангельдинского районов проведена работу по уменьшению сумм договоров с провайдерами интернета в организациях (заключить дополнительные соглашения к договорам на уменьшение сумм договоров).
Отделу образования Амангельдинский район осуществить закуп и установку оборудования для монтажа локальной сети.
27 Недостаточность прозрачности деятельности, выраженная в неразмещении полной и достоверной информации о направлениях деятельности в СМИ и на официальном интернет-ресурсе, а также в отсутствии официального интернет ресурса. Размещать на сайте актуальную информацию о деятельности организаций на государственном и русском языках, в том числе контакты и график работы, информацию о руководителе, о государственных услугах, оказываемых организацией, о государственных закупках, об антикоррупционной политике и др..
Рассмотреть возможность создания сайта в организациях, в которых он отсутствует (направить в Управление образования/ отдел образования бюджетную заявку).
В случае отсутствия возможности создать собственный интернет ресурс, на официальном интернет ресурсе Управления образования/ отдела образования создать раздел подведомственной организации с указанием основной информации.
За наполняемость раздела закрепить ответственных лиц организации.
Дата публикации
02 сентября 2024
Дата обновления
02 сентября 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Объявление
02 мая 2025
Объявление
Объявление
02 мая 2025
Объявление
Пресс-релизы
24 апреля 2025
Пресс-релиз

Социальные медиа

Акимат Костанайской Области

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации