Меню

Страницы

Статья

Концепция «Таза Қазақстан». Обзор международного опыта Часть 4. Экологическое просвещение и образование

В современном мире экологическое просвещение играет ключевую роль в формировании экологического сознания населения и способствует осознанной охране природы и бережному использованию природных ресурсов.

       Норвегия

       Экологическое просвещение в Норвегии было непосредственно связано с возрастающим уровнем заинтересованности экологическими проблемами в обществе. Школа Flaktveit, находящаяся в Бергене, является ярким примером успешного внедрения экологического образования в школьную систему. Учащимся средней школы (6-13 лет) рассказывают о Целях устойчивого развития. Учителя работают с детьми в группах и планируют мероприятия, из числа которых можно выделить следующие:

       инициативу по переработке и разделению отходов, для выполнения которой школа сотрудничает с компаниями по переработке отходов;

       сотрудничество с экологическими организациями по охране водных ресурсов;

       сотрудничество с большими компаниями для изучения их деятельности и понимания того, как можно справляться с различными проблемами окружающей среды в условиях крупного предприятия.

       Швеция

      Экологическое просвещение в Швеции связано с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

        Экологическое просвещение активно ведется в форме элективных курсов и занимает 6 – 7 часов в неделю. Предпочтительными формами работы являются полевая или практическая лабораторные работы. Во многих образовательных учреждениях существуют отдельные кабинеты экопросвещения, имеются специалисты, ведущие элективные курсы и "воркшопы" (обучающее мероприятие, в котором упор делается на практическую работу).

         Кроме того, приоритетным направлением в экологическом образовании стали занятия с детьми на природе. Так, уже более 40 лет там действует система "Лесные школы", где дети знакомятся с природным многообразием, учатся правильно вести себя в лесу и при необходимости принимать самостоятельные решения в экстремальных природных условиях.

       Для занятий на природе выделены специальные дни и проектные недели. В программы "Лесные школы" обязательно входят экологические игры, цель которых сформировать у детей эмоциональное восприятие природы.

       Наряду с обычными стационарными дошкольными учреждениями в Швеции существуют и пользуются популярностью уличные сады, в которых дети практически все время находятся на воздухе, наблюдают за окружающей природой и занимаются различными практическими делами: мастерят скворечники, сажают цветы и кустарники, ухаживают за ними и т.д. Начиная с младших классов, детям прививают экологические навыки, связанные с сортировкой бытового мусора.

       Япония

       В школах нет отдельного предмета "Экология". Знания ученики получают в рамках существующих дисциплин. При этом обучение проходят не только дети. Так, Департамент Правительства Токио создал для этого специальные курсы. Получить знания могут и взрослые граждане страны: им приходят приглашения на посещение бесплатных лекций, где они узнают о градостроительстве по принципам устойчивого развития, альтернативной энергии и не только.

      Кампания по экопросвещению выстраивается исходя из особенностей и проблем отдельно взятого муниципалитета. К ликвидации безграмотности в вопросах экологии подключились и предприятия сферы обращения с отходами. К примеру, любой желающий может записаться на экскурсию на полигон захоронения отходов в Токийском заливе.

       Объединенные Арабские Эмираты

       Экологическое образование и специальные программы (инициативы) Правительства в ОАЭ существуют уже более 20 лет. В 1998 году Агентство окружающей среды Абу-Даби создало школьные программы экологического образования.

       В 2009 году появилась новая инициатива "Устойчивые школы" (Sustainable Schools Initiative), в которой участвовали 26 школ. Благодаря сотрудничеству с государственными ведомствами (водоснабжение, электричество, отходы, транспорт), органами образования, государственными школами, неправительственными, международными экологическими образовательными организациями и частным сектором программа расширилась и охватила более 150 школ.

       В результате за период существования инициативы "Устойчивые школы" (2009 – 2019 годы) 11 школам ОАЭ удалось сократить собственное потребление воды в среднем на 41,6 %, а потребление энергии – в среднем на 17 %.

       Участвуя в программе, школьники реализовали проекты, которые помогли снизить потребление энергии и воды, уменьшить образование отходов, понять важность сохранения биоразнообразия и продемонстрировать улучшение экологического поведения. В период с 2009 по 2019 годы 11 школами реализованы следующие проекты:

      очистка пляжа и посадка местных растений;

      замена травы на искусственные газоны для экономии водных ресурсов;

      создание собственных мусорных корзин из переработанного материала;

      замена всех светильников в школе на светодиодные лампы;

      переработка бумаги, эквивалентной весу двух африканских слонов (10 тонн);

      введение в старших классах безбумажных уроков, где школьники выполняют все задания на планшетах или компьютерах.

 

 

Дата публикации
12 февраля 2025
Дата обновления
12 февраля 2025
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
27 марта 2025
Обязательное социальное медицинское страхование
Полезная информация
04 марта 2025
Экологическая культура и устойчивое развитие Казахстана
Информация
04 марта 2025
Весенний паводок

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации