Соблюдение этических норм как базовая основа эффективности государственного аппарата
На современном этапе магистральными направлениями эффективного развития государственного аппарата определены инициативность, умение совершать конкретные действия, двигаться в ногу со временем – без формализма и бюрократической волокиты.
Профессиональное кредо современного государственного служащего – четкое определение приоритетов работы, направленное на реальное благополучие граждан. Сочетание таких качеств как профессионализм, трудолюбие, скромность, бережливость и патриотизм представляют набор ценностей, позволяющих формировать и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и в целом его институтам.
В данном контексте принципы служебной этики, обозначенные в Этическом кодексе, усиливают уровень ответственности, предъявляемый к государственных служащим.
Служебная этика государственных служащих основывается на принципах:
- добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества;
- честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
- справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
- открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
- вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
- клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.
Будучи государственным служащим, лицо принимает на себя определенные обязательства, в том числе по соблюдению норм служебной этики. Поэтому важность на государственной службе придается вопросам культуры взаимоотношений не только внутри аппарата, но и во взаимоотношениях с гражданами. Нравственные идеалы и моральные устои определяют поведение людей любой профессии, однако особенно они актуальны на государственной службе, так как именно государственные служащие являются проводниками политики государства.
Профессиональная этика государственных служащих тесно связана с такими понятиями, как «профессиональная честь», «профессиональное достоинство», «профессиональный долг». Именно в фактической реализации данных понятий государственная служба ценна для общества.
Вместе с тем, любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым звуком, если нет механизмов их эффективной практической поддержки.
Одним из современных институтов, служащим настоящим нравственным ориентиром для государственных служащих, является Совет по этике. Более 50% членов Совета по этике в Костанайской области – это представители неправительственных организаций, средств массовой информации, предпринимательства, что, безусловно, обеспечивает объективность и прозрачность его деятельности.
С 2016 года коллегиальным органом в рамках установленных компетенций заслушаны более 220 отчетов по вопросам совершенствования и повышения эффективности деятельности акимов районов и городов, руководителей государственных органов, уполномоченных по этике. По каждому отчету внесены рекомендации и предложения, направленные на превенцию.
В результате взаимодействия Совета по этике со всеми заинтересованными органами наблюдается тенденция ежегодного снижения количества государственных служащих, совершивших проступки.
Принимая во внимание, что профилактика негативных явлений среди служащих во многом основывается на неукоснительном соблюдение ими этических норм, Советом по этике на постоянной основе проводится работа по укреплению доверия общества к государственным органам, формированию высокой культуры взаимоотношений и созданию атмосферы добропорядочности.