Одной из самых востребованных и социально-значимых услуг в Центрах обслуживания населения является документирование граждан Республики Казахстан (ежегодно документируется до 2 млн. граждан).
Паспорта и удостоверения личности гражданам оформляются посредством информационной системы «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения».
Если раньше документы оформлялись на бумажных носителях, гражданин приносил с собой свою фотографию, то сейчас эта услуга автоматизирована. Фотографирование производится через информационную систему, непосредственно при оформлении и без оплаты.
Для граждан введены удобства – применяется принцип экстерриториальности. Это значит для оформления паспорта или удостоверения личности можно обратиться в любой ЦОН республики, независимо от регистрации по месту жительства
Во всех ЦОНах внедрен сервис онлайн-оплаты госпошлины посредством QR-кода непосредственно при оформлении электронной заявки на оформление паспорта или удостоверения личности, что сократило время при обслуживании граждан.
Так же завершена работа по интеграции системы МВД по документированию граждан с информационной системой Минюста «ИС ЗАГС», для получения информации об актах гражданского состояния. Теперь сотрудники миграционной службы всю информацию о перемене установочных данных будет получать из системы. Это исключило бумажную переписку с органами РАГС по подтверждению выдачи документов о перемене фамилии или других данных, а также позволит выявлять поддельные свидетельства о рождении, перемене фамилии и других данных.
В настоящее время МВД в рамках автоматизации государственных услуг совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и НАО Госкорпорация «Правительство для граждан» прорабатываются вопросы по реализации сервиса о заблаговременном уведомлении граждан об окончании срока действия удостоверения личности путем направления СМС, что позволит сократить нарушения гражданами, в части несвоевременной замены просроченных удостоверений личности.
При внедрении данного сервиса население будет оповещено через средства массовой информации.
Как получить?
Оформить услугу можно через портал электронного правительства и через ЦОН.
Чтобы получить услугу онлайн:
Авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн».
Заполнить заявку и подписать ее ЭЦП (электронной цифровой подписью).
К заявке прикрепить документы:
фотография
образец подписи.
При необходимости, оплатить государственную пошлину за оказание услуги.
Произвести оплату, перейдя по кнопке «Оплатить» на страницу Платежного шлюза «электронного правительства».
В личном кабинете (в разделе «История получения услуг») ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени.
Через портал услугу можно получить только в случае обмена документа, удостоверяющего личность (т.е. дата выдачи удостоверения личности должна быть до 01.01.2015 года) и паспорта (т.е. дата выдачи паспорта должна быть до 01.01.2010года) на документ нового образца. В остальных случаях (в том числе при истечении срока документа, оплата за ускорение, при смене фамилии, имени и отчества, при краже и утере, при дате выдачи удостоверения личности – 01.01.2015 и паспорта – 01.01.2010) услуга предоставляется только в НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан» или уполномоченном органе.
Как получить услугу в НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан» (необходимые документы)
При личном обращении услугополучателя (за детей и граждан, признанных судом недееспособными, их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) с предоставлением документов, подтверждающих полномочия на представительство):
Квитанция об оплате государственной пошлины за документ (лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 622 Налогового кодекса, представляют подтверждающие документы);
оплатить государственную пошлину за получение удостоверения личности
оплатить государственную пошлину за получение паспорта
Две фотографии размером 3,5 х 4,5 сантиметров, соответствующие возрасту услугополучателя на момент оформления формуляра;
Фотографии выполняются методом фотопечати с одного негатива на плотной фотобумаге, строго в анфас на светлом фоне, с нейтральным выражением лица и закрытым ртом, в которых лицо занимает около 75 % общей площади фотографии. Не допускается использование изображений, изготовленных методом компьютерного сканирования, моделирования или ксерокопирования. При фотографировании не допускаются головные уборы, за исключением покрытия головы по религиозным либо медицинским причинам, в этом случае лицо остается открытым от нижней границы подбородка до лба, тени от головного убора на лице не допускаются. Глаза открыты, четко видны и не закрыты волосами. Оправа очков не закрывает глаза, не допускаются светоотражающие и солнечные очки. Кроме того, не допускаются фотографии документируемого лица в униформе.
При оказании государственной услуги посредством информационной системы "Регистрационный пункт "Документирование и регистрация населения" (далее – ИС РП ДРН) фотографирование услугополучателя производится в ИС РП ДРН согласно требованиям международных стандартов и без оплаты.
Фотоизображение услугополучателя вводится в электронный формуляр путем фотографирования, подпись услугополучателя – через сканер подписи.
Один из следующих документов:
свидетельство о рождении (при получении удостоверения личности по достижению 16-летнего возраста, при получении паспорта до 16 лет) и удостоверение личности одного из родителей (для идентификации личности и подтверждения гражданства ребенка). Нотариально заверенное заявление-согласие от родителя иностранца на получение ребенком документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан (в случае рождения ребенка за пределами Республики Казахстан и различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан и оба родителя в это время имели постоянное место жительства вне пределов Республики Казахстан);
паспорт гражданина Республики Казахстан (при обмене паспорта, утрате удостоверения личности гражданина Республики Казахстан);
удостоверение личности гражданина Республики Казахстан (при обмене удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, утрате паспорта гражданина Республики Казахстан либо получении его впервые);
справку о приеме в гражданство Республики Казахстан установленной формы, выдаваемую органами внутренних дел (при получении документов в связи с принятием в гражданство Республики Казахстан);
свидетельство на возвращение, выдаваемое загранучреждениями Республики Казахстан (при утрате паспорта гражданином Республики Казахстан временно находившимся за рубежом);
письменное заявление в произвольной форме (при обращении по вопросу восстановления утраченных удостоверения личности и (или) паспорта, перемены национальности, установочных данных с внесением изменений в актовую запись о рождении) либо талон-уведомление из органа уголовного преследования, принявшего заявление о краже либо хищении удостоверения личности и (или) паспорта, как уголовном правонарушении.
Примечания
Удостоверение личности гражданина РК выдается гражданам с 16-летнего возраста и действительно на территории республики. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет.
Паспорт гражданина РК выдается гражданам, по их желанию, независимо от их возраста и является документом, удостоверяющим личность владельца при выезде и за пределами РК. Паспорт выдается сроком действия на 10 лет.
**От уплаты государственной пошлины за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан РК освобождаются:
Герои Советского Союза, герои Социалистического Труда;
Лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық Қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi»;
Многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа»;
Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства;
Престарелые, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, проживающие в детских домах и (или) интернатах;
Граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.
Сколько стоит документ?
С 1 января в стране изменился размер месячного расчетного показателя, соответственно, увеличилась стоимость изготовления документов.
Так, с начала 2022 года размер МРП увеличился до 3063 тенге. Таким образом получение документов обойдется казахстанцам от 0,2 МРП до 8 МРП.
Стоимость для всех видов документов:
- получение паспорта - 24 504 тенге (8МРП);
- удостоверение личности - 613 тенге (0,2 МРП);
- водительские права - 3828 тенге (1,25 МРП);
- свидетельство о рождении - бесплатно, но в случае изменения и дополнения документа - 1532 тенге (0,5 МРП);
- регистрация брака - 3063 тенге (1 МРП), внесение исправлений и дополнений в свидетельство - 1532 тенге (0,5 МРП);
- повторные свидетельства РАГС - 3063 тенге (1 МРП);
- подача на развод - 6126 тенге (2 МРП).
Что делать, если срок действия удостоверения личности истекает?
Удостоверение личности выдается казахстанцам с 16-летнего возраста и оформляется сроком на 10 лет.
Менять удостоверение лучше всего заранее, так как просроченный более 1 месяца документ является административным правонарушением.
Заменить удостоверение личности можно в любом ЦОНе независимо от места прописки. Необходимо лишь предъявить старый документ и оплатить госпошлину в размере 0,2 МРП.
Новый документ будет готов в течение 15 рабочих дней.
По желанию можно ускорить срок изготовления удостоверения от одного до пяти рабочих дней за дополнительную плату.
*Паспорт является добровольным документом, поэтому при его просрочке штраф не предусмотрен. Стоимость госпошлины – 8 МРП.