АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности государственного учреждения «Управление образования акимата Костанайской области»
город Костанай «11» октября 2023 года
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», с типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, проведен внутренний анализ коррупционных рисков в государственном учреждении «Управление образования акимата Костанайской области» (далее – Управление образования).
Объектом внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – Анализ) является деятельность Управления образования.
В целях проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности государственного органа издан приказ руководителя Управления образования от 20 июля 2023 года № 455 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».
Внутренний анализ коррупционных рисков проведен в соответствии с Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, а также методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции.
Период, охваченный внутренним анализом коррупционных рисков – с 1 июля 2022 года по 01 июля 2023 года.
Цели и задачи проведения анализа:
Целью анализа является противодействие и устранение коррупции в Управлении образования.
Задачей анализа является выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий в деятельности Управления образования.
Источники информации, использованные в ходе анализа:
Согласно пункту 15 Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков источниками информации для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков являются:
1) правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность объекта анализа;
2) статистическая отчетность о деятельности объекта анализа;
3)данные информационных систем государственных и правоохранительных органов о деятельности объекта анализа, полученные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении объекта анализа;
5) результаты контрольных мероприятий служб внутреннего контроля;
6) результаты антикоррупционного мониторинга;
7) публикации в средствах массовой информации;
8) обращения физических и юридических лиц в отношении объекта анализа;
9) сведения о привлечении к ответственности должностных лиц объекта анализа за совершение коррупционных правонарушений, в том числе представления по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона;
10) решения судебных органов в отношении действий работников объекта анализа, фабулы уголовных дел;
11) результаты ранее проведенного внешнего анализа коррупционных рисков;
12) результаты ранее проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков;
13) результаты опроса служащих, работников объекта анализа;
14)иные сведения, представление которых не запрещено законодательством Республики Казахстан.
Ⅰ. Коррупционные риски в нормативных правовых актах:
1.1. Реализация основных функций:
Деятельность Управления, отделов и подведомственных организаций образования, отделов образования, регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.
Постановление Веpховного Совета Республики Казахстан «О ратификации Конвенции» о правах ребенка от 8 июня 1994 года.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III.
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518-IV.
Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК.
Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV.
Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V.
Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148.
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года N 345.
Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК.
Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК.
Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI.
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV.
Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII.
Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК.
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК.
Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» от 29 декабря 2015 года № 153.
Постановление Правительства Республики Казахстан «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» от 31 декабря 2015 года № 1193.
Постановление Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах организации деятельности государственных органов и их структурных подразделений» от 1 сентября 2021 года № 590.
Постановление Правительства Республики Казахстан «Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях» от 31 октября 2018 года №703.
Постановление Правительства РК «Об утверждении Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности» от 20 декабря 2016 года №832.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении номенклатуры видов организаций образования» от 22 февраля 2013 года № 50.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «О некоторых вопросах педагогической этики» от 11 мая 2020 года № 190.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» от 13 июля 2009 года № 338.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Перечня должностей педагогов» от 15 апреля 2020 года № 145.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» от 27 января 2016 года № 83.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования» от 21 февраля 2012 года № 57.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «О распределении функций между органами управления образованием (управления образования областей, городов республиканского значения, столицы, а также подотчетные и подконтрольные им отделы образования, располагаемые в районах, городах или районах в городах областного и республиканского значения, столице), применяемых при формировании схем управления административно - территориальной единицей» от 29 декабря 2020 года № 553.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Положения о патронатном воспитании» от 16 января 2015 года № 14.
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Правил разработки и утверждения (переутверждения) бюджетных программ (подпрограмм) и требований к их содержанию» от 30 декабря 2014 года № 195.
Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил составления и представления бюджетной заявки» от 24 ноября 2014 года №511.
Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов» от 5 июля 2023 года № 464 и другие.
Анализом нормативных правовых актов выявлены дискреционные полномочия, коллизии и правовые пробелы в нормативных правовых актах.
Коррупционный риск:
Установление права вместо обязанности.
Обоснование:
В вопросах привлечения работников к дисциплинарной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 64 Трудового кодекса Республики Казахстан за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить виды дисциплинарных взысканий, установленные данной статьей.
Данные дискреционные полномочия создают условия, определяющие возможность выбора варианта поведения и/или управленческого решения должностным лицом, которые могут привести к совершению коррупционных правонарушений.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в Уполномоченный орган (Министерство труда и социальной защиты РК) с предложением рассмотреть вопрос об устранении дискреционной нормы в Трудовом кодексе Республики Казахстан.
Коррупционный риск:
Коллизия положений правовых актов.
Обоснование:
1.В пункте 26 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании» изложено: Размер оплаты услуг патронатных воспитателей составляет тридцать пять месячных расчетных показателей в месяц с учетом исчисления социальных отчислений.
При этом, согласно подпункту 18 пункта 1 статьи Социального кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224 –VII плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
2.Согласно пункту 80 главы 4 приказа Министра образования и науки от 21 февраля 2012 года №57 «Об утверждении Правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образований» первый руководитель назначается на должность сроком на 5 лет.
Согласно пункта 15 приказа Министра образования и науки от 11 ноября 2021 года №559 «Об утверждении Правил проведения ротации первых руководителей государственных организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования» ротации подлежат первые руководители, имеющие общий стаж первого руководителя в государственной организации образования 7 лет в одной организации.
3.В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 главы 2 Правил оценки особых образовательных потребностей, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года №4, ПМПК выдает рекомендации об услуге индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении.
Для удовлетворения данной потребности услугополучатели обращаются в Департамент комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Костанайской области, где получают мотивированный отказ. Как оказалось, порядок рекомендации назначения индивидуального помощника регламентируется приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах абилитации и реабилитации лиц с инвалидностью». В данном нормативно-правовом акте не закреплено положение о назначении индивидуального помощника детям до 18 лет.
Законные представители детей с инвалидностью возвращаются в ПМПК и требуют уже рекомендации услуги не индивидуального помощника, а предоставлении рекомендации о специальной поддержке педагога-ассистента.
Рекомендации по устранению:
1.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос об устранении коллизии. В пункте 26 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 14 исключить фразу «…с учетом исчисления социальных отчислений».
2.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос об устранении коллизии. В пункт 80 приказа Министра образования и науки от 21 февраля 2012 года №57 внести изменения, срок назначения первого руководителя изменить с пяти на семь лет; в пункте 80 вышеуказанного приказа фразу «два срока по пять лет» заменить фразой «два срока по семь лет»; в пункте 18 приказа Министра образования и науки от 11 ноября 2021 года №559 срок перемещения изменить с пяти лет на семь лет, согласно сроку обязательной ротации.
3.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос об устранении коллизии в нормативно-правовых актах Министерства просвещения и Министерства труда и социальной защиты населения.
Коррупционный риск:
Широта дискреционных полномочий.
Обоснование:
Порядок деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции (далее - КППК) определен в главе 4 приказа Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385.
Особенностью деятельности КППК является реализация специальных коррекционных групповых, подгрупповых и индивидуальных развивающих программ, с целью оказания комплексной психолого-педагогической помощи всем категориям детей с особыми образовательными потребностями от 0-18 лет.
Порядок направления и зачисления детей в КППК осуществляется по заключению ПМПК (психолого медико-педагогической консультации) с согласия родителей/ законных представителей. Прием детей в КППК ведется в течение года.
В приложении 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 мая 2020 года № 223 «Об утверждении правил оказания государственных услуг в сфере психолого-педагогической поддержки, оказываемых местными исполнительными органами» Правила оказания государственной услуги «Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии» согласно пункту 8 услугодатель проводит курс психолого-медико-педагогической поддержки и реабилитации услугополучателя. Курс психолого-медико-педагогической поддержки и реабилитации составляет от 90 до 365 дней.
Неопределенность сроков предусматривает возможность государственных организаций, их должностных лиц действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельно решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, влиять на сроки оказания курса психолого-медико-педагогической поддержки и реабилитации, оказывать их в наиболее короткие сроки (90 дней), либо затягивать до максимума (365 дней).
Искусственное затягивание сроков курса влечет за собой создание очередности в кабинеты психолого –педагогической коррекции.
Рекомендации по устранению:
Разработать алгоритм определения срока курса психолого-медико-педагогической поддержки и реабилитации, закрепить данный алгоритм во внутреннем правовом документе организации.
Коррупционный риск:
Правовой пробел.
Обоснование:
1.В постановлении Правительства РК от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» имеются Типовые штаты работников специальных организаций, предоставляющих социальную медико-педагогическую и коррекционную поддержку детей с ограниченными возможностями, подходящие под деятельность ПМПК, типовых штатов для КППК не утверждено.
Кроме того, в нормативно-правовом поле отсутствуют документы, регламентирующие нагрузку педагогов КППК (сколько детей должен обслуживать педагог на 1 ставку, сколько на 1 ставку проводится занятий).
Данный пробел влияет на процессуальный порядок установления объема психолого-педагогической помощи детям при зачислении в КППК.
2.В приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» отсутствуют квалификационные требования к должностям специальной организации образования «Методист», «Инструктор по физической культуре», «Социальный педагог», «Педагог по раннему вмешательству», «Монтессори-педагог», «Педагог по музыкальной ритмике».
Данный пробел создает возможность произвольного толкования должностных полномочий и компетенций данных сотрудников.
3.Организация коррекционно-развивающей поддержки в КППК регламентируется планом коррекционных занятий согласно приложению 4 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385. В данном плане обозначены категории нарушений в развитии детей, количественные показания к проведению занятий педагогами в неделю с учетом возраста и диагноза ребенка.
Однако в рекомендуемом плане коррекционных занятий КППК отсутствуют некоторые категории нарушений в развитии детей. Из речевых нарушений представлены только ЗРР, ОНР 1-3 уровней, отсутствуют такие нарушения речи, как дисграфия, дизартрия и другие. Для детей школьного возраста не указаны категории нарушений интеллекта (легкой, умеренной и тяжелой степени), хотя такие дети обслуживаются в КППК.
4.В Законе РК «О государственных закупках» отсутствует запрет на ограничение участия в государственных закупках в качестве Поставщика сотрудников организации Заказчика, а также их супруга/супруги, имеющих статус предпринимателей в форме ИП, ТОО и пр..
Данный правовой пробел влечет возможное оказание «поблажек» при определении потенциального поставщика, а также при исполнении договора в личных интересах.
Рекомендации по устранению:
1.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос о дополнении постановления Правительства РК от 30 января 2008 года № 77 типовыми штатами для КППК.
2.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос о дополнении приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» квалификационными требованиями к должностям специальной организации образования: «Методист», «Инструктор по физической культуре», «Социальный педагог», «Педагог по раннему вмешательству», «Монтессори-педагог», «Педагог по музыкальной ритмике».
3.Направить в Уполномоченный орган письмо с предложением рассмотреть вопрос о дополнении приложения 4 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 План коррекционных занятий КППК. Дополнить некоторые категории нарушений в развитии детей, из речевых нарушений: дисграфия, дизартрия и другие. Для детей школьного возраста дополнить нарушения интеллекта (легкой, умеренной и тяжелой степени).
4.Направить письмо в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности дополнения пункта 1 статьи 6 Закона «О государственных закупках» подпунктом 12) следующего содержания: «12) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) на момент подачи заявки на участие в государственных закупках является сотрудником либо супругом/супругой сотрудника организации, проводящей государственные закупки, организации «Заказчика»».
Коррупционный риск:
Наличие юридико-лингвистической неопределенности.
Обоснование:
В приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» должностям руководителя организации дошкольного воспитания и обучения, руководителя (директор, заведующий) (начального, основного среднего и общего среднего) организации образования в пунктах 9, 48 предъявляются следующие квалификационные требования: наличие образования и (или) квалификационной категории.
Формулировка, содержащаяся в пунктах 9, 48 имеет неясный или двоякий смысл и таким образом, допускает неправомерные толкования.
Обязательное наличие квалификационной категории или необязательное ее наличие либо увеличивает количество кандидатов, либо уменьшает его, тем самым, нарушая права на занятие руководящих должностей.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в уполномоченный орган о разъяснении данной нормы при предъявлении требовании на соответствие квалификации и рассмотрении возможности внести изменения в пункты 9, 48 вышеуказанного приказа, путем исключения союза «и» либо «или».
Выявление коррупционных рисков во внутренних документах (далее - ВНД):
За анализируемый период Управлением было разработано 11 нормативных правовых актов. Все нормативные правовые акты прошли антикоррупционную экспертизу (по 6 в Управление образование были направлены замечания, которые устранены), получены необходимые заключения.
Положение Управления образования, положения отделов образования городов и районов области и уставы организаций образования утверждены постановлениями акимата Костанайской области.
Анализом охвачены положения, правила, инструкции, регламенты, планы, стандарты, алгоритмы, договоры, приказы, протокола, расписания и другие внутренние документы, разработанные Управлением, отделами и подведомственными организациями образования.
Анализ показал на необходимость пересмотра норм Положения Управления образования, Отделов образования, а также Уставов организаций образования. (изменение законодательства РК, ликвидация и переименование подведомственных организаций образования).
Коррупционный риск:
Отсутствие регламентированности процедур.
Обоснование:
В Правилах премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета, а также выплаты бонусов административным государственным служащим, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1127 «Об утверждении» регламентирован порядок определения размера бонуса административного государственного служащего. При этом, в положении о премировании ГУ «Отдел образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области отсутствует методика расчёта.
Рекомендации по устранению:
Отделам образования разработать методику расчета премирования, внести дополнения в положение о премировании.
Коррупционный риск:
Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности.
Обоснование:
1.План мероприятий Управления образования на 2021-2023 годы, который состоит из 12 направлений, учтены все основные мероприятия. Вместе с тем, форма завершения не конкретизирована.
Должностные инструкции сотрудников утверждены руководителем Управления образования, при этом требуют обновления в соответствии с действующим законодательством. Должностные инструкции руководителей и заместителей Управления образования по содержанию идентичные, отличаются указанием курируемых направлений. В целом права и обязанности представлены достаточно полно, однако некоторые пункты касательно координации и контроля требуют уточнения и конкретизации. Функциональные обязанности сотрудников управления образования и методистов представлены обобщенно, не указана деятельность по разъяснению педагогам организаций образования содержательных особенностей ГОСО, действующих Типовых учебных планов и учебных программ по предметам начального, основного и общего среднего образования; проведения консультаций по разработке Рабочих учебных планов.
Имеются утвержденные руководителем положения отделов Управления образования, при этом отсутствует отметка об ознакомлении сотрудников с данными положениями.
В Положении Управления образования, Положениях отделов образования содержится неактуальный перечень подведомственных организаций образования.
2.В организациях образования и отделе образования города Рудного не заключены договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, в ведении которых имеется материальные ценности.
3.Приказы, не содержат полной информации, не определены ответственные за исполнение, сроки исполнения, не ознакомлены ответственные с содержанием приказа.
Рекомендации по устранению:
1.Пересмотреть и обновить должностные инструкции в контексте изменений в сфере образования; конкретизировать функции специалистов в рамках курируемых направлений и вопросов.
Внести изменения в Положение Управления и отделов образования, а также в Уставы подведомственных организаций образования.
2.Заключить договоры о полной материальной ответственности (с водителями, завхозами, бухгалтерами материального стола и прочими).
Согласно Базовой структуре местного государственного управления Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 608, Управление образования, а также подотчетные и подконтрольные ему 20 отделов образования: Алтынсаринского, Амангельдинского, Аулиекольского, Денисовского, Джангельдинского, Житикаринского, Карабалыкского, Камыстинского, Карасуского, Костанайского, Мендыкаринского, Наурзумского, Сарыкольского районов, района Беимбета Майлина, Узункольского, Федоровского районов, городов Аркалыка, Костаная, Лисаковска и Рудного входит в структуру акимата Костанайской области.
Сеть организаций образования Костанайской области:
Организации образования |
На конец анализируемого периода |
|
государственные |
частные |
|
Организации дошкольного обучения и воспитания (ясли-сады) |
117 |
67 |
Организации дошкольного обучения и воспитания (мини-центры) |
343 (при школах) |
5 |
Организации среднего образования (школы) |
454, 5 (вечерние) |
9 |
Организации технического и профессионального образования (колледжи) |
25 (УО), 2(УЗ) |
7 |
Организации специального образования и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (КППК, ПМПК, ЦПД, ЦАН, ДЮ, Спец.школы, Комплексы и др..) |
31 |
|
Организации дополнительного образования |
46 |
1 |
Центры |
1 |
|
В 2022-2023 учебном году функционировало 454 общеобразовательные школы (НШ-60, ОШ- 108, СШ-286) с общим контингентом 111 896 учащихся.
Из общего количества дневных государственных общеобразовательных школ 112 (25%) с государственным языком обучения, 115 (25,3%) – смешанных школ.
Для получения качественного образования детьми, проживающими в населенных пунктах, где нет школ и школ соответствующего типа, был организован подвоз для 2907 (ежедневный- 2573, еженедельный-334) учащихся из 240 сельских населенных пунктов к 136 школам.
В 20 пришкольных интернатах проживало 358 детей.
Горячее питание было организовано в 359 школах области (78,9%) для более 107 тыс. учащихся (107 544, 96,1%), буфетное питание - в 96 школах (21,1%) для более 4 тыс. школьников (4 352, или 3,9%).
Бесплатным горячим питанием было охвачено 15 072 учащихся или 14%, из числа семей, определенных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года №64 «Об утверждении правил расходования средств на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей».
В 2022-2023 учебном году произведен закуп на переизданные учебники и учебно-методические комплексы для вторых классов (за исключением английского языка), «Абайтану» с пятого по одинадцатый классы для факультативных занятий, билингвальные учебники для седьмых классов (предметы на английском языке), учебники для коррекционных классов, учебники по циклу фондирования (дополнительный заказ на недостающие учебники) с первого по одиннадцатые классы.
Были заключены договоры с 13 республиканскими издательствами на 602 342 экземпляра (в том числе художественной литературы в кол-ве 50 701 экземпляр).
Обеспечение соблюдения законных прав и интересов детей, воспитывающихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьях и в специальных организациях образования; координация деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных организаций образования и специальных классов при общеобразовательных школах; координация деятельности органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, с целью отслеживания соблюдения прав и законных интересов детей являются основными задачами отдела социальной защиты детства Управления образования.
В целях незаконного усыновления и выработки единообразной практики в случае отказа матери от ребенка органы опеки и попечительства области до устройства таких детей в семью определяют окончательный правовой статус данных детей путем инициирования иска об ограничении или лишении родителей или одного из них родительских прав. Вопрос усыновления детей рассматривается только после вступления решения суда об ограничении или лишении родителей в законную силу.
Вместе с тем необходимо отметить наличие фактов повторного возврата детей данной категории в организации после отмены опеки, патроната и воспитания в приемной семье. Так за последние 3 года возвращены 29 воспитанников, которые ранее определены под альтернативные формы семейного устройства (в 2021 году – 11, в 2022 – 15, в текущем году – 3).
Из общего числа возвращенных несовершеннолетних воспитывались под опекой - 15, на патронатном воспитании – 8, в приемной семье – 5, на усыновлении - 1.
Анализ причин определения детей вновь в организации показал, что основной причиной возврата являлось несовместимость характеров и отсутствие взаимопонимания между опекаемым и гражданами взявших их на воспитание в свою семью – 18 фактов (62,1%). Следующими причинами возврата послужила смерть 7 опекунов (24,1%) и ухудшение состояния здоровья 3 опекунов, что составляет 10,34 %, а также болезнь 1 ребенка (3,44%).
За указанный период фактов торговли несовершеннолетними в области не зарегистрировано.
В целях снижения возврата усыновленных детей в интернатные организации активизирована и расширена работа школ приемных родителей.
На сегодня в области функционируют 6 Школ приемных родителей (ЦПД г. Рудного, Жануя, ЦПД с ООП г. Рудного, ЦПД г.Житикара, ЦПД г.Костанай, Ана үйі), обучающих кандидатов в усыновители знаниям о семейной системе и детской психологии, психологических травмах в период адаптации в семье, юридических аспектах усыновления и опеки. В т.г. дополнительно обучено 3 тренера, также поданы заявки на обучение 3-х тренеров. За период деятельности с 2020 года по 2023 год школ прошли обучение 942 потенциальных приемных родителя.
В настоящее время 5893 (из них г. Костанай-2258) граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. 1753 (32%) человека в возрасте от 0 до 18 лет состоят на учете в отделах жилищно-коммунального хозяйства акиматов районов и городов для получения жилья из государственного жилищного фонда, кроме того 154 несовершеннолетних имеют закрепленное жилье (110 долевое и 44 на праве собственности).
За истекший период текущего года 48 гражданам (2022г.-69) из вышеуказанной категории было предоставлено жилье (г. Костанай – 22, г.Лисаковск – 21, Житикаринский район - 5).
В целом работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на постоянном контроле.
Коррупционный риск:
Необеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жильем.
Обоснование:
В ходе анализа отделом было установлено, что у 40 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют сведения о постановке в очередь на получения жилья в информационной системе kezekte.kz.
Рекомендации по устранению:
Руководителям отделов образования городов и районов принять меры по восстановлению в очереди на жилье детей, отсутствующих в информационной базе очередников kezekte.kz, путем инициирования судебного иска к отделу жилищно-коммунального хозяйства о признании в части незаконного снятия с очереди лиц, относящихся к категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и восстановлении в очереди на получение жилища из государственного жилищного фонда.
2.1. Оказание государственных услуг.
В соответствии с реестром государственных услуг, местными исполнительными органами в сфере образования оказывается 34 государственные услуги (6 оказываются в электронной форме, 4 бумажной, 24 электронной и бумажной):
Открытый и равный для всех доступ к государственным услугам высокого качества является одной из основных задач, поставленных Главой государства перед государственными органами.
За анализируемый период в сфере образования по Костанайской области оказано 134 733 государственные услуги, из них: 3 870 услуг оказано непосредственно через государственные органы, организацию - услугодателя, 3 340 оказано через ЦОН, 5 483 услуги посредством Портала «Электронного Правительства», 127 523 государственные услуги оказаны через прочие информационные системы без прямого контакта услугодателя с услугополучателем (Сакура, Индиго, Азамат, Малахит, Миндаль).
В соответствии с пунктом 12 статьи 11 ЗРК «О государственных услугах», Управлением и отделами образования ежемесячно проводятся контрольные мероприятия согласно утвержденного плана.
За анализируемый период объектами проверки выступили 267 организаций образования.
Государственными органами и организациями - услугодателями проведено 1188 информационно–разъяснительных мероприятий с общим охватом 265 296 человек.
В соответствии с Законом о государственных услугах, услугодатели обязаны оказывать государственные услуги в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими порядок оказания государственных услуг, а также согласно срокам, установленным в них.
Вместе с тем, имеются нарушения сроков, допущенные по причине: технических неполадок, неисправной работы системы ЦОН, несвоевременной доставки пакета документов карьерными службами, почтовыми службами и т.д. Данные проблемы актируются представителями обоих сторон.
Оказание государственных услуг является одной из наиболее подверженных коррупционным рискам сферой в деятельности организаций образования.
Коррупционный риск:
Отсутствие повышения квалификации по государственным услугам у лиц, ответственных за их оказание. Отсутствие назначения лиц, ответственных за оказание государственных услуг и проведение контрольных мероприятий за качеством оказания государственных услуг.
Обоснование:
Наиболее частые нарушения при проведении контроля: отсутствие уголков самообслуживания либо отсутствие оснащения в уголках (камера, принтер, интернет и т.д.), истребование от услугополучателя излишнего пакета документов, отсутствие стендов, применение НПА, утративших силу, нарушение в выдаче результатов государственных услуг, оказание государственных услуг при неполном пакете документов.
Кроме того, приказом руководителя Управления образования от 08 ноября 2021 года № 549 в Отделах образования были закреплены ответственные лица по районам, однако в рабочем порядке выявились случаи неосуществления данными специалистами трудовой деятельности, в связи с кадровыми перестановками.
Рекомендации по устранению:
Максимально исключить оказание альтернативных государственных услуг в бумажной форме через государственные органы, отделы ЦОН. Минимизировать доступ услугополучателей в государственный орган за оказанием государственных услуг, оборудовать уголки самообслуживания для самостоятельного получения государственных услуг в электронной форме. Продолжить работу по обучению населения навыкам цифровой грамотности (размещать на официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях ролики о порядке получения государственных услуг посредством информационных технологий).
Не допускать нарушения бизнес – процесса оказания государственных услуг, исключить факты повторности и системности нарушений при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц.
Обеспечить взаимозаменяемость сотрудников, оказывающих государственные услуги на время отсутствия основного работника.
Актуализировать сведения по лицам, ответственным за оказание государственных услуг и проведение контрольных мероприятий за качеством оказания государственных услуг. Информацию направить в Управление образования (в отдел правового обеспечения).
Коррупционный риск:
Возникает риск нарушения законных прав студентов, обучающихся по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, предусматривающим подготовку квалифицированных рабочих кадров, в части получения государственной услуги через портал аналогично с обучающимися по программе продуктивной занятости «Еңбек».
Обоснование:
Согласно подпункта 8 пункта 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года №320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь», государство частично компенсирует расходы в период получения образования, студентам, обучающимся по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, предусматривающим подготовку квалифицированных рабочих кадров, а также обучающимся в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек».
Согласно приложению 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 180, студенты, обучающиеся по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, предусматривающим подготовку квалифицированных рабочих кадров, имеют право на получение государственной услуги через портал.
В Стандарте государственной услуги «Предоставление бесплатного питания отдельным категориям граждан, а также лицам, находящимся под опекой (попечительством) и патронатом, обучающимся и воспитанникам организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования», предусмотрен объединенный перечень документов для получения государственной услуги как по рабочим специальностям, так и по программе «Еңбек».
Кроме того, согласно пункту 4 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах», услугополучатели имеют право получать государственную услугу в соответствии с подзаконным нормативным правовым актом, определяющим порядок оказания государственной услуги.
Однако на портале электронного правительства размещена неполная информация касательно получателей государственной услуги. Предусмотрены вкладки для социально уязвимых слоев населения (многодетные семьи, получатели АСП, дети сироты, воспитывающие детей инвалидов и т.д), для обучающихся по программе «Еңбек», при этом нет вкладки для обучающихся по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, предусматривающим подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в уполномоченный орган о необходимости дополнить активную строку на портале egov.kz, предусмотрев категорию обучающихся по рабочим специальностям.
Коррупционный риск:
Отсутствие возможности Управлением образования/ специализированной организацией образования оказать государственную услугу «Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования».
Обоснование:
Управление образования/ специализированные организации образования не включены в перечень услугодателей данной услуги на портале egov.kz.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в Уполномоченный орган с предложением о включении Управления образования/ специализированных организаций образования в перечень услугодателей государственной услуги «Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования».
Коррупционный риск:
Наличие прямого контакта услугодателя с услугополучателем.
Обоснование:
1.Согласно пункту 2 Стандарта государственная услуга прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через - услугодателя.
Таким образом, при подаче заявления непосредственно в канцелярию услугодателя имеет место прямой контакт услугополучателя с услугодателем, что влечет за собой коррупционный риск в виде возможного предоставления неправомерного предпочтения при оказании государственной услуги.
Школа не имеет подключения к системе для получения документов в электронном формате. Это сохраняет высокий коррупционный риск при предоставлении государственных услуг.
2.Выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании. Данная государственная электронная (частично автоматизированная)/ бумажная, оказывается организациями основного среднего и общего среднего образования через Государственную корпорацию, организации основного среднего и общего среднего образования, веб-портал «Электронного правительства».
3.При получении государственной услуги «Выдача справки лицам, не завершившим техническое-профессиональное, послесреднее образование», услугополучатель представляет услугодателю или в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» заявление и перечень документов.
Таким образом, услугодатель не вправе отказать успугополучателю в приеме заявления. Альтернатива оказания государственной услуги в электронном виде отсутствует.
Рекомендации по устранению:
1.Направить письмо в вышестоящий орган по сокращению доли государственных услуг, по которым прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги чрез портал «электронного правительства» и Государственную корпорацию избежание прямого контакта с услугополучателем, что влечет коррупционный риск, в виде предоставления неправомерного предпочтения при оказании госуслуги.
2.Для полного перевода государственной услуги на электронный формат необходимо направить письмо в Уполномоченный орган о внесении изменения в Правила оказания государственной услуги: в случае порчи документов прием документов производить через ЦОН, т.к. заявитель должен предоставить оригинал аттестата для дальнейшего его уничтожения. В остальных случаях заявления принимаются через портал.
3.Проводить разъяснительную работу с получателями государственной услуги и рекомендовать получение услуги через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Разместить информационный материал на официальном интернет ресурсе.
Коррупционный риск:
Несоблюдение нормативно установленных процессов оказания государственных услуг в виде истребования документов, непредусмотренных стандартом государственной услуги «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей» на портале «Egov».
Обоснование:
Согласно Правилам оказания государственной услуги «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей» «прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через:
1) некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан»;
2) веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz.
Главой 2 Правил оказания государственной услуги «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей» регламентирован порядок оказания услуги.
Согласно пунктов 10, 10-1 «По итогам проверки документов услугодатель в течение 3 (трех) рабочих дней проводит обследование жилища, по результатам которого составляет акт обследования жилищно-бытовых условий лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку или попечительство (далее - акт) по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам. После составления акта услугодатель в течение 4 (четырех) рабочих дней оформляет согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста, на устройство его в семью под опеку (попечительство) в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 382 «Об утверждении Правил осуществления функций государства по опеке и попечительству». Однако, при подаче заявления услугополучателем через портал «Egov» система запрашивает мнение ребенка. Данный документ отсутствует в перечне документов, предусмотренных стандартом.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о необходимости приведения в соответствие оказания государственной услуги «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей» на портале «Egov».
Коррупционный риск:
Несовершенство установленных процедур государственных услуг.
Обоснование:
Государственные услуги: «Выдача разрешения на свидания с ребенком родителем, лишенным родительских прав, не оказывающие на ребенка негативного влияния» и «Выдача решения органа опеки и попечительства об учете мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста» оказываются в бумажной форме.
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» услугодатели обязаны создавать необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг.
При этом помещения отделов образования и подведомственных организаций не адаптированы для маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями.
Так, в отделе образования Аулиекольского района отсутствуют: кнопка вызова, тактильные таблички, в том числе таблички со шрифтом Брайля, отдел образования располагается на втором и третьем этажах арендуемого помещения.
В Москалевской и Диевской школах Аулиекольского района вход в здание оснащен самодельным пандусом, отсутствуют контрастные маркировки, тактильные указатели. Нет кнопки вызова, туалет не оснащен для маломобильных граждан. В Коктальской школе туалет также не оснащен для маломобильных граждан. В Тимофеевской - вход в здание оснащен пандусом не соответствующим требованиям. В КГУ «Достык» отсутствует стенд для информирования населения о порядке оказания государственной услуги, отсутствует уголок самообслуживания, для возможности получения государственной услуги в электронном формате.
Рекомендации по устранению:
Принять меры для создания необходимых условий для маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг, установить кнопки вызова, тактильные таблички и тактильные указатели, в том числе со шрифтом Брайля и т.д..
Организовать информационный стенд для информирования населения о порядке оказания государственной услуги в доступном для родителей месте, а также установить уголок самообслуживания, для возможности получения государственной услуги в электронном формате.
Направить бюджетную заявку администратору бюджетных программ.
Коррупционный риск:
Несоблюдение нормативно установленных процессов оказания государственных услуг в виде нарушения сроков оказания государственной услуги.
Обоснование:
В семи школах Житикаринского района (Забеловская ош, Милютинская ош, Пригородная ош, ош №4, ош №1, школа-лицей имени Абая, ош №12) несвоевременно оказана услуга через ИС «Сакура».
Рекомендации по устранению:
Повысить квалификацию лиц, ответственных за оказание государственных услуг. Составить график повышения квалификации. Провести техническую учебу по вопросам оказания государственных услуг, в том числе соблюдения срока оказания государственной услуги.
Коррупционный риск:
Несовершенство установленных процедур государственных услуг в виде оказания услуг, имеющих признаки государственной услуги (скрытые услуги)
Обоснование:
Организациями образования оказывается услуга по приему и зачислению детей в класс предшкольной подготовки, при этом перечень документов, истребуемых у услугополучателя, не регламентирован законодательно.
Рекомендации по устранению:
Направить письмо в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности включения в реест государственных услуг, услугу по приемку в класс предшкольной подготовки, по аналогии с государственной услугой «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации».
Коррупционный риск:
Несовершенство установленных процедур государственных услуг.
Обоснование:
1.Государственная услуга «Назначение выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей» проактивна с государственной услугой по установлению опеки, однако на портале электронного правительства отсутствуют вкладки для получения сведений о выплате пособия по утере кормильца, алименты, доход от аренды жилья, принадлежащему ребенку.
2.Выдача справок для распоряжения имуществом несовершеннолетних - на портале отсутствует вкладка для прикрепления документа, подтверждающего факт отсутствия одного из родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении, ограничении родительских прав и др.).
3.Выдача решения органа опеки и попечительства об учете мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста. Данная услуга предназначена для физических лиц, тогда как законными представителями воспитанников детских домов являются не физические лица, а юридическое лицо (администрация детского дома).
Рекомендации по устранению:
1.Направить письмо в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о необходимости вывода данной услуги отдельно на портале.
2.Направить письмо в Уполномоченный орган о необходимости интеграции с ИС «ЗАГС», а также письмо в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по вопросу добавления вкладки «Документ, подтверждающий факт отсутствия попечения родителей».
3.Направить письмо в Уполномоченный орган о рассмотрении возможности рассмотрения вопроса оформлять в произвольной форме мнение воспитанника детского дома, достигшего 10-летнего возраста.
2.2. Кадровая политика
Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров:
Укомплектованность кадрами управления образования
В штатной численности Управления образования акимата Костанайской области (далее – Управление образования) – 38 единиц административных государственных служащих (фактическая численность - 36 человек, 2 вакантных места).
Штатная численность гражданских служащих составляет 115,5 ед. За анализируемый период принято 23, уволено 18 сотрудников, сменяемость 15,5 %.
С начала 2023 года принято 4 государственных служащих, общее количество уволенных государственных служащих Управления образования составляет 3 человека в связи с переходом на другую государственную должность и с переездом.
Структура Управления образования состоит из 10 отделов, в том числе 10 руководителей отделов, 22 главных специалистов, а также 1 руководитель Управления и 3 заместителя руководителя, 2 методических кабинета и 1 центра методического и финансового сопровождения системы образования.
Средний возраст государственных служащих составляет 40 лет.
В Управлении образования государственных служащих, имеющих стаж работы свыше 18 лет составляет 16,6 %; доля работников, имеющих стаж работы от 15 до 18 лет – 11,1 %; от 12 до 15 лет (14 %); от 9 до 12 лет – 19,4%; от 6 до 9 лет –19,4%; от 4 до 6 лет – 14 %; от 2 до 4 лет – 5,5 %.
Доля государственных служащих, имеющих стаж работы в организациях образования составляет 20 человек (56 %), остальные 16 сотрудников не имеют педагогического стажа, так как являются сотрудниками отделов правого обеспечения, кадровой работы, жизнеобеспечения организаций образования, бюджетного планирования и финансирования.
На сегодняшний день управление организациями дошкольного образования и воспитания, среднего образования по Костанайской области осуществляют 559 руководителей (директоров школ –442, детских садов – 117), в том числе временно исполняют обязанности директора – 94 человека.
В соответствии с правилами назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования (Приказ МОН РК от 21 февраля 2012 года № 57) (далее-Правила) Управлением образования на постоянной основе объявляются конкурсы на занятие вакантных должностей руководителей организаций образования. Однако во многих случаях конкурсы признаны не состоявшимися, так как в районах и городах отсутствуют кандидаты для занятия должностей первых руководителей, в отдельных случаях кандидаты не проходят сертификацию (тестирование), не соответствуют квалификационным требованиям.
22 декабря 2022 года в Правила назначения внесены изменения, в части прохождения сертификации (тестирование) путем снижения порогового уровня. Также были исключены вопросы по направлению «Управленческие компетенции», основы педагогики и психологии.
В 2022 году закрыты 39 вакансий (сред. -35, дошк. -2, доп.обр.-2).
Информация о вакансиях размещается на сайте электронной биржи труда enbek.kz, на официальном интернет ресурсе Управления образования в разделе Вакансии (https://www.gov.kz/memleket/entities/kostanai-bilim?lang=ru).
Также на официальном интернет ресурсе Управления образования публикуется информация о проведении конкурсов на занятие вакантных должностей
Управлением образования проведены:
Повышение квалификации государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года №416-V и Правилами подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года №125. За 2022-2023 год курсы переподготовки и семинары повышения квалификации прошли 26 государственных служащих Управления образования (2022 год - 11 человек; 2023 год – 15 человек), в том числе на антикоррупционную тематику 6 государственных служащих(2022 год - 2 человека; 2023 год – 4 человека).
Направление государственных, гражданских служащих Управления образования в командировку производится руководителем Управления образования в соответствии с Правилами о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года №1428 на основании приказа с указанием: места назначения и наименования организации; срока нахождения в командировке; цели командировки; условий возмещения командировочных расходов: количества дней для возмещения суточных; количества дней для возмещения расходов по найму жилого помещения (при командировании в несколько населенных пунктов указывается количество дней нахождения в каждом населенном пункте); вида транспорта, по которому возмещаются расходы по проезду с указанием маршрута.
Анализом выявлен дефицит кадров в школах области. Наиболее востребованы следующие специальности: английский язык; математика; начальные классы; информатика, русский язык и литература.
Во всех школах, где имеются вакансии педагогов, уроки проводят педагоги сверх установленной нормативной нагрузки, в некоторых случаях педагоги других предметов.
Коррупционный риск:
Возложение основных функций на некомпетентных лиц.
Обоснование:
В связи с неукомплектованностью кадров (педагоги и другие) в регионах предметы: музыка, химия, биология, английский язык, математика преподают неквалифицированные кадры, в связи с чем имеется риск несоблюдения государственного образовательного стандарта обучения.
Рекомендации по устранению:
Направить в уполномоченный орган письмо о внесении изменений в Правила педагогической переподготовки (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 марта 2020 года № 110), необходимо предусмотреть прохождение курсов переподготовки на другую педагогическую специальность и лицам, имеющим педагогическое образование.
Коррупционный риск:
Хаотичность кадрового документооборота.
Обоснование:
В организациях образования Аулиекольского района отсутствуют следующие документы: дополнительные соглашения к трудовым договорам, трудовые договоры с совместителями; графики работы по совместительству.
Имеются факты превышения недельной нагрузки при работе по совместительству (в нарушение пункта 135 главы 3 приказа МОН №513 от 22.12.2022 «Об утверждении правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования» у двух сотрудников отдела образования, работающих по совместительству в школах, недельная нагрузка в школе превышает 0,5 от ставки), несвоевременного прохождения процедуры аттестации и прохождения курсов повышения квалификации (в нарушение пп.3 п.1 ст.15 Закона РК «О статусе педагога» 11-ть педагогов 7-ми организаций образования не прошли своевременно процедуру аттестации, 3-ое из них получали заработную плату по просроченной категории, в нарушение п.12 ст 7 Закона РК О статусе педагога - 70 педагогов 16 организаций не прошли своевременно курсы повышения квалификации).
Рекомендации по устранению:
Отделам образования организовать и провести техническую учебу для подведомственных организаций по вопросам трудоустройства совместителей, учета рабочего времени, установления нагрузки.
Разработать и утвердить график работы совместителей. Заключить дополнительные соглашения. Рассмотреть вопрос перераспределения часов и сократить нагрузку. При трудоустройстве на работу по совместительству истребовать от работника справку с основного места работы с указанием условий труда, графика работы и графика выхода в трудовой отпуск). Вести учет рабочего времени. Закрепить приказом руководителя лиц, ответственных за ведение учета рабочего времени. Поставить на контроль прохождение процедуры аттестации и повышения квалификации педагогов (закрепить ответственное лицо, составить перспективные графики прохождения педагогами процедуры аттестации и прохождения курсов повышения квалификации).
Коррупционный риск:
Несоблюдение нормативно установленных процессов при проведении конкурса на занятие вакантной должности педагога.
Обоснование:
В нарушение пункта 122 параграфа 1 главы 3 Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 57 «Об утверждении правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования» результаты конкурса на занятие вакантной должности педагога не опубликованы в срок.
Рекомендации по устранению:
Провести техническую учебу ответственных сотрудников за прием педагогов на конкурсной основе. В дальнейшем руководствоваться Правилами.
Коррупционный риск:
Единоличное принятие решения о найме сотрудника без предварительной работы кадровой службы руководителем организации.
Обоснование:
В силу своих должностных обязанносте работодатель может принять решение о приеме педагогов без проведения конкурсных процедур.
Рекомендации по устранению:
Проводить конкурсный отбор кадров на любые вакантные позиции (за исключением младшего технического персонала).
Дисциплинарная практика:
Анализ показал наличие фактов досрочно снятых дисциплинарных взысканий.
Государственными служащими Управления образования приняты антикоррупционные ограничения, этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) не нарушался.
Трудовую дисциплину работники Управления образования не нарушали.
В средствах массовой информации на сотрудников Управления образования негативная информация не размещалась.
Коррупционный риск:
Досрочное снятие дисциплинарных взысканий.
Обоснование:
Выявлены факты досрочного снятия дисциплинарных взысканий перед премированием, менее чем через 3 месяца после наложения.
В школах Житикаринского района: в школе № 10 дисциплинарное взыскание, наложенное 01.11.2022 года, снято 08.12.2022 года; в Забеловской школе дисциплинарное взыскание, наложенное 26.09.2022 года, снято 11.12.2022 года; дисциплинарное взыскание, наложенное 27 августа 2022 года, снято 11 декабря 2022 года. Премия выплачена 15 декабря 2022 года.
Рекомендации по устранению:
Минимизировать факт досрочных дисциплинарных взысканий. С целью недопущения сотрудниками нарушений проводить мероприятия разъяснительного характера, правовой всеобуч (разработать план разъяснительных мероприятий).
Конфликт интересов:
В Управлении образования конфликт интересов между лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним, не выявлен.
Вместе с тем, всего по Костанайской области проведенным анализом выявлено:
работа близких родственников не в прямом подчинении - 515,
в прямом подчинении – 42.
Коррупционный риск:
Работа близких родственников/ супругов в прямом подчинении.
Обоснование:
Информация по работе близких родственников прилагается (таблица).
Рекомендации по устранению:
Внести изменения в должностной функционал работников, исключив прямое подчинение, вывести близких родственников/ супругов из подчинения родственникам.
Коррупционный риск:
Возможен конфликт интересов, выражающийся в работе близких родственников/ супругов в прямом подчинении друг другу.
Обоснование:
При кадровых изменениях, в случае отсутствия контроля, а также отсутствия информации о близких родственниках, возможно допустить факт работы близких родственников в организации в прямом подчинении.
Рекомендации по устранению:
Обязательно при трудоустройстве заполнять личный листок учета кадров, анкету, автобиографию с указанием информации о близких родственниках работника.
Закрепить в должностных обязанностях кадрового работника обязанность проверять наличие работы близких родственников в организации при кадровых изменениях.
Выявление коррупционных рисков в финансово-хозяйственной деятельности:
В связи с проведением в Управлении образования внешнего анализа коррупционных рисков (совместный приказ Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Костанайской области от 27 апреля 2023 года № 64 и Управления образования акимата Костанайской области от 27 апреля 2023 года № 290) финансово-хозяйственная деятельность при проведении внутреннего анализа коррупционных рисков не затрагивалась.
2.3. Цифровизация процессов. Документооборот.
В Управлении образования имеется 2 точки доступа из них 1 точка доступа подключена к сети интернет через единый шлюз доступа к интернету (далее - ЕШДИ).
Справочно:Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан №832 от 20 декабря 2016 года «Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности» (ППРК № 832) пункт 6 подпункт 17 «локальная сеть внешнего контура (далее – ЛС внешнего контура) – локальная сеть субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, отнесенная к внешнему контуру телекоммуникационной сети субъектов информатизации, имеющая соединение с Интернетом, доступ к которому для субъектов информатизации предоставляется операторами связи только через единый шлюз доступа к Интернету».
Количество компьютерной техники Управления образования составляет 103 шт. В период мониторинга компьютерный парк не был обеспечен лицензионными антивирусными программами. Вместе с тем, при объявление конкурса на приобритение лицензионных антивируных программ на портале государственных закупок ни один поставщик не подал завок.
В результате мониторинга выявлено отсутствие методических разработок, правил и журналов, при наличии политики информационной безопасности, а также отсутствие промежуточной рабочей станции.
С целью соблюдения основных норм ППРК № 832 необходимо: рассмотреть вопрос приобретения лицензионных программных продуктов и обновления компьютерного парка; разработать и утвердить Дорожную карту по устранению выявленных несоответствий в сфере информационной безопасности; провести семинар-совещание с руководителями отделов образования по вопросу соблюдения основных норм информационной безопасности.
Учет документации
Документооборот в Управлении, отделах образования и подведомственных организациях ведется в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
В Управлении образования и отделах образования ведется «Электронная система документооборота», системой управления персоналом (государственные служащие) является «E-kyzmet».
Коррупционный риск:
Отсутствие использования полных возможностей систем ЕСЭДО, E-kyzmet. Работа ведется формально.
Обоснование: Система ЕСЭДО, E-kyzmet установлены только на одном ПК в приемной у секретаря отдела образования Узункольского района, что максимально ограничивает использование возможностей систем сотрудниками.
Рекомендации по устранению: Обеспечить доступность пользования ЕСЭДО, E-kyzmet всеми сотрудниками Отдела образования (государственными служащими).
В организациях образования на основании Правил формирования, сопровождения, системно-технического обслуживания, интеграции и обеспечения информационной безопасности информационной системы «Национальная образовательная база данных», утвержденных приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 9 августа 2022 года № 354, вносятся актуальные данные, посредством интеграции с государственными и негосударственными объектами информатизации. В НОБД отражается информация о каждом педагоге (приказы о назначении, сведения о передвижении по учреждениям образования, полученных сертификатах, категориях).
Информационной системой для оказания государственных услуг в отделах образования является «Автоматизация государственных услуг МОН РК».
Органы опеки и попечительства при отделах образования ведут работу в электронном банке данных детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБД КОПД), в который вносит сведения о выявленных детях и об их устройстве под альтернативные формы семейного устройства.
Организации образования ведут работу через следующие электронные информационные системы: ИС «INDIGO», ИС «SAKURA», ИС «AZAMAT», имеется электронная система «Күнделік».
При этом, в ходе анализа выявлена хаотичность ведения документооборота в организациях образования, а также формальная работа в электронных информационных системах.
Коррупционный риск:
Формализм при работе в информационных системах.
Обоснование:
В организации дополнительного образования Аулиекольского, Федоровского и Денисовского районов имеется несоответствие ИС «MINDAL» с приказами о зачислении детей.
Педагогами организаций дополнительного образования работа в информационной системе ведется не ежедневно.
Рекомендации по устранению:
Провести техническую учебу по вопросу работы в информационной системе «MINDAL».
Коррупционный риск:
Хаотичность ведения документооборота.
Обоснование:
В подведомственных организациях образования документооборот ведется бумажно. Вся входящая и исходящая документация регистрируется в журналах входящей и исходящей документации.
В Отделе образования города Лисаковска имеются в наличии журналы учета актов работодателя. Количество приказов в журнале соответствует фактическому количеству приказов. Однако данные акты не подшиты в соответствии с правилами и не составлена опись документов. В отделе отсутствует штатная единица делопроизводителя, в должностные обязанности которого входит данная функция. Опись документов составлена до 2018 года. Документы подшиты также до 2018 года.
В нарушение пункта 46 Правил документирования в двух организациях образования Аулиекольского района приказы ведутся только на одном языке (Аулиекольская ОШ имени И.Сьянова на русском, КГУ «Достық» -только на государственном языке), в приказах двух организаций образования (Аулиекольская ОШ имени И.Сьянова, ясли-сад Балдаурен) отсутствуют подписи сотрудников, свидетельствующие об ознакомлении с приказом, что ограничивает права сотрудников и может повлечь неправильное толкование приказа. В должностных инструкциях некоторых сотрудников отдела образования и ясли - сада Ромашка отсутствуют подписи сотрудников, что может привести к ненадлежащему исполнению сотрудниками своих должностных обязанностей.
В КГУ «Достык» имеется не соответствие в журнале учета приказов по персоналу и основным видам деятельности.
Рекомендации по устранению:
Провести техническую учебу по вопросу документооборота в организациях образования, в том числе ведения кадрового документооборота.
2.4. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц:
За анализируемый период в Управление образования и подведомственные организации поступило 4626 обращений. Из них через ИС «E-otinish» - 4170 обращений, через Единую систему электронного документооборота Управления образования – 456.
Из 4170 обращений, поступивших через ИС «E-otinish» рассмотрено (исполнено) 4165.
Исполнено с нарушением срока 3 обращения:
ЗТ-2022-02862657 КГУ «Гимназия № 2 отдела образования города Рудного» (не было дисциплинарного взыскания в связи с увольнением сотрудника);
ЖТ-2023-00198309 КГУ «Детская деревня семейного типа «Жанұя» (приказ о дисциплинарном взыскании № 44 от 08.08.2023 года);
ҰЖ-2023-00218279 КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 2 отдела образования Денисовского района» (приказ о дисциплинарном взыскании № 64 от 14.04.2023 года).
Обращения поступили в следующей форме: в бумажной (нарочно) 911, в бумажной (по почте) – 62, в электронной форме – 3071, на личном приеме – 126 обращений.
По типам обращений поступило: 176 жалоб; 3 жалобы по вопросам оказания государственных услуг; 497 запросов; 16 запросов средств массовой информации; 238 запросов судебных исполнителей; 1656 заявлений; 1 заявление о реабилитации жертв массовых политических репрессий; 17 откликов; 743 предложения; 660 сообщений; 163 - прочее.
Для 1836 обращений принято 1208 благоприятных административных актов и 156 обременительных административных актов.
Во всех организациях образования приказом закреплены ответственные специалисты за регистрацию, качество и своевременность предоставляемых ответов на обращения, поступивших в ИС «E-otinish».
В Управлении образования за регистрацию и координацию работ в ИС «E-otinish» ответственность закреплена за главным специалистом отдела информационно-аналитической работы, ответственность за качество и своевременность предоставляемых ответов на обращения возложена на заместителей руководителя, руководителей отделов и ответственных специалистов (приказ № 393 от 10 августа 2022 года).
Государственные служащие проходят повышение квалификации в рамках плана повышения квалификации. Для подведомственных организаций техническая учеба организуется Управлением образования.
Коррупционные риски не выявлены.
2.5. Обеспечение открытости информации:
Согласно подпункту 3) статьи 4 Закона РК «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является принцип гласности и прозрачности.
В Управлении образования имеется официальный интернет ресурс (https://www.gov.kz/memleket/entities/kostanai-bilim/about?lang=ru) (далее - сайт)
На сайте имеется перечень отделов образования городов и районов области, сведения об их руководителях, перечень организаций образования; размещен отчет по государственным услугам, план государственных закупок, информация по исполнению бюджета, пресс-релизы по НПА и мероприятиям, приказы, протоколы заседаний комиссий, итоги развития сферы образования области; имеется раздел антикоррупционной политики; новостная летна, а также другая информация на государственном и русском языках. Информация доступна для скачивания.
Также Управлением образования созданы странички в социальных сетях и месенджерах:
Facebook (https://www.facebook.com/uokost?mibextid=ZbWKwL);
Telegram (https://t.me/bbko_2021);
Instagram (https://www.instagram.com/kost__bilim/?img_index=1).
В целях создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции и формирования правового сознания и культуры как сотрудников, так и населения в отделе функционирует официальная страница в социальной сети Instagram https://www.instagram.com/oszd_kst_2023 на которой публикуются плакаты и видеоролики на антикоррупционную тематику. Материал антикоррупционного содержания также публикуется на официальном интернет ресурсе Управления образования.
Коррупционный риск:
Недостаточность прозрачности деятельности, выраженная в неразмещении полной и достоверной информации о направлениях деятельности в СМИ и на официальном интернет-ресурсе, а также в отсутствии официального интернет ресурса.
Обоснование:
На сайте Отдела образования Аулиекольского района последние новостные публикации размещены в январе текущего года. Информация не актуальна (размещено положение Отдела образования, утвержденное постановлением акимата Аулиекольского района от 2018 года, размещены некорректные данные ответственных за оказание государственных услуг, не размещен план работы Отдела образования).
Не ведется работа по наполнению сайтов организаций образования Аулиекольского района (28 сайтов из 30 дублируют друг друга).
Не созданы сайты: кабинетов психолого-педагогической коррекции, психолого-медико-педагогических консультаций.
Рекомендации по устранению:
Размещать на сайте актуальную информацию о деятельности организаций на государственном и русском языках, в том числе контакты и график работы, информацию о руководителе, о государственных услугах, оказываемых организацией, о государственных закупках, об антикоррупционной политике и др..
Рассмотреть возможность создания сайта (направить в Управление образования/ отдел образования бюджетную заявку).
В случае отсутствия возможности создать собственный интернет ресурс, на официальном интернет ресурсе Управления образования/ отдела образования создать раздел подведомственной организации с указанием основной информации.
За наполняемость раздела закрепить ответственных лиц организации.
2.6. Результаты антикоррупционного и общественного мониторинга
Коррупционный риск:
Приобретение товаров, работ и услуг по завышенным ценам.
Обоснование:
В ходе антикоррупционного мониторинга Антикоррупционной службой по Костанайской области были выявлены факты завышения цен при осуществлении государственных закупок организациями образования области.
Рекомендации по устранению: Проводить мониторинг завышения цен самостоятельно на портале государственных закупок. Разработать график проведения мониторинга, закрепить лицо, ответственное за проведение данного мониторинга.
Коррупционный риск:
Допущение нарушений, выявленных в других организациях образования.
Обоснование: Слабая работа по проведению антикоррупционного и общественного мониторинга, которая может создавать благоприятные условия для коррупции и злоупотребления в деятельности организаций образования.
Вместе с тем, Управлением образования доводится до сведения отделов образования и подведомственных организаций все нарушения, выявляемые в сфере образования. Представления рассматриваются с участием отделов образования, организаций образования, вырабатываются рекомендации с целью недопущения аналогичных нарушений.
Рекомендации по устранению:
В план правового всеобуча включить техническую учебу по вопросу проведения антикоррупционного мониторинга в соответствии с законодательством РК.
2.7. Реализация контрольных и разрешительных функций
Управление образование, отделы образования и подведомственные организации образования не наделены контрольными и разрешительными функциями.
Коррупционные риски не выявлены.
2.8. Анализ судебной практики:
За анализируемый период с участием Управления образования было рассмотрено 15 судебных дел, из них:
Управление образования в качестве истца – 3 дела;
Управление образования в качестве ответчика – 5 дел;
Управление образования в качестве заинтересованного лица (третья сторона) – 7 дел.
В судах первой инстанции рассматривалось 9 судебных дел, в судах второй инстанции (в апелляционном порядке) - 5 дел, в суде третьей инстанции (кассационный порядок) - 1 дело.
От Управления образования участие в суде принимают представители по доверенности (специалисты отдела правового обеспечения, юристы и специалисты отраслевых отделов).
За анализируемый период в отношении представителей по доверенности частных определений не поступало, необоснованных отзывов исковых заявлений не производилось.
Коррупционные риски не выявлены.
2.9. Сведения о результатах проверок надзорных органов:
За анализируемый период в Управлении образования, отделах образования, в организациях образования Аулиекольского, Камыстинского, Карабалыкского, Карасуского, Наурзумского, Узункольского, Федоровского районов, города Костаная были проведены проверки прокуратуры.
В результате проверок были выявлены нарушения законодательства РК. Все нарушения устранены. Сотрудники, допустившие нарушения, привлечены к ответственности.
Коррупционный риск:
Не проведение или недостаточное проведение для работников разъясняющих и обучающих мероприятий.
Обоснование:
В результате проверок были выявлены нарушения по следующим вопросам:
Рекомендации по устранению:
Разработать план правового всеобуча. В план включить техническую учебу по основным вопросам, по которым были допущены нарушения, выявленные при проведении проверок.
2.10. Сведения о результатах проверок фискальных органов:
За анализируемый период в Управлении образования проверок не проводилось.
Вместе с этим, выявлены нарушения налогового законодательства в организациях образования города Лисаковска, нарушения по выплате заработной платы сотрудникам организаций города Костаная.
Коррупционный риск:
Несвоевременное и не в полном объеме перечисление обязательных пенсионных взносов; не своевременное представление декларации по корпоративному подоходному налогу по форме 100.00.
Обоснование:
В организациях образования города Лисаковска допущено ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, совершённое в виде несвоевременного и неполного перечисления обязательных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд (КГКП «Ясли – сад «Улыбка»).
В нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 13 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 года № 120-VI КГКП «Ясли-сад «Балапан» не представило декларацию по корпоративному подоходному налогу по форме 100.00 за 2022 год в сроки, установленные пунктом 1 статьи 315 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 года № 120-VI. Фактически декларация по корпоративному подоходному налогу представлена 30.04.2023 года. Ранее в течение года КГКП «Ясли-сад «Балапан» к административной ответственности по ч.1 ст.272 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» не привлекалось.
Рекомендации по устранению
В план правового всеобуча включить техническую учебу по основным вопросам налогового законодательства в частности удержания и перечисление пенсионных удержаний и необходимости своевременного представления декларации по корпоративному подоходному налогу, а также вопросы ведения учета рабочего времени, начисления и перечисления заработной платы, окончательного расчета с уволившимися сотрудниками.
2.11. Сведения правоохранительных органов, неправительственных организаций и граждан:
Коррупционные риски не выявлены.
2.11. Мониторинг СМИ и иных источников информации:
Управлением образования, отделами образования и подведомственными организациями на постоянной основе ведется мониторинг СМИ.
По результатам мониторинга публикаций в СМИ по вопросам, интересующим родительскую общественность, за период 2022 и 5 месяцев 2023 г. размещено 116 статей (в 2022- 81 публикация, в 2023- 35). Наибольший интерес общественности вызывают вопросы капитальных ремонтов и обеспечения создания качественных условий для обучения, питания в школах и детских садах, вопросы летнего отдыха и организации подвоза.
По вопросам психологической поддержки и работы психологических служб в СМИ размещено 11 материалов в 2022 году и 7 материалов в 2023. Вместе с тем на постоянной основе в социальных сетях размещаются материалы Центра психологической поддержки и дополнительного образования: памятки для учащихся, родителей и педагогов по преодолению кризисных ситуаций, разъяснения для родителей по детской психологии, профилактика буллинга и аутодеструктивного поведения, тренинги по развитию эмоционального интеллекта.
На вопросы, поступающие в СМИ по подвозу (в 2022 г. – 6, в 2023 г.- 5), даны своевременные комментарии. После поступления в школы области 30 новых автобусов по лизингу был ряд вопросов в период оформления документов, на данный момент разрешен.
В статьях в СМИ по питанию (в 2022 г.-11, в 2023-4) отражено желание родителей, чтобы питание в школах было бесплатным. Также даны 5 разъяснительных материалов по обеспечению бесплатным или льготным питанием в детских садах детей из семей ряда категорий.
По обеспечению летним отдыхом и работе загородных лагерей за 2 года размещено 27 материалов (2022-17, 2023- 10), в которых УО даны комментарии по вопросу занятости, отдыха, обеспечения бесплатного отдыха для детей из социально-уязвимых категорий, в т.г. – выделение путевок для одаренных учащихся из сельских школ.
По работе органов опеки и попечительства в 2022-2023 гг. размещено 10 материалов, в основном по работе Школы приемных родителей, с разъяснениями альтернативных форм устройства в семью.
По вопросам ремонтов и температурному режиму в школе в СМИ опубликовано 26 материалов (2022-20, 2023- 6), по фактам в которых были приняты меры. Ряд материалов 2022 г. говорит о продолжающихся капремонтов во время начала учебного года. При этом, согласно ПСД, капитальные ремонты длятся в среднем от 4 до 6 месяцев, то изначально выходят за рамки периода летних каникул. С родителями проводятся разъяснительные встречи и беседы как до начала капремонтов, так и во время, особенно перед началом учебного года. Разъясняется, где и в каких условиях будут обучаться дети, пока ремонт продолжается.
В 2022 г. в связи с ЧС в Аулиекольском районе работал оперативный штаб по оказанию помощи детям и семьям, была обеспечена как материальная, так и психологическая помощь, организован отдых детей в оздоровительных центрах страны. По данным вопросам размещено 9 материалов.
В ходе мониторинга были выявлены публикации негативного характера в сфере образования отдельных регионов области (Костанайский район) в отношении работников организаций образования о неправомерных действиях коррупционного характера.
Управлением образования была проведена проверка по публикациям негативного характера в отношении организаций образования Костанайского района, были выявлены нарушения законодательства РК, материалы направлены в Антикоррупционную службу, коррупционные правонарушения не выявлены.
Отделом образования Костанайского района в подведомственных организациях образования проведены мероприятия разъяснительного характера.
Коррупционные риски не выявлены.
Вывод:
По итогам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков выявлены следующие коррупционные риски:
Исполняющий обязанности
руководителя ГУ «Управление образования
Акимата Костанайской области» Т. Саламатов
Члены рабочей группы:
Главный специалиста отдела технического
и профессионального образования Г.Н. Абдибекова
Руководитель методического кабинета
технического и профессионального
послесреднего образования М.М. Бокаева
Главный специалист отдела
социальной защиты детства А.Б. Жолтаев
Руководитель отдела развития
дошкольного и среднего
общего образования К.А. Исмурзина
Руководитель отдела
правового обеспечения К.М. Катаев
Руководитель отдела воспитательной
работы и дополнительного образования К.А. Мурзажанова
Руководитель отдела
информационно-аналитической работы Н.Ю. Мурсалина
Руководитель методического
кабинета дошкольного и основного
среднего образования Т.И. Набатникова
Руководитель отдела по кадровой работе С.К. Ниязбаева
Главный специалист отдела
правового обеспечения Ю.Ю.Сас
Заместитель директора КГУ «Методический
центр информатизации и оценки
качества образования» Управления
образования акимата Костанайской
области (по согласованию) Ж.Ж. Уакбаев