ВОЛКИ В ОВЕЧЬИХ ШКУРАХ

ВОЛКИ В ОВЕЧЬИХ ШКУРАХ

Щупальца заразы международного терроризма раскинулись далеко за пределы «зон напряженности» и локальных конфликтов. Одурманенные радикальными религиозными идеями фанатики готовы на любые преступления, выходящие за привычные нам рамки понятий о совести и морали. При этом гражданам может показаться, что наша многонациональная страна, живущая в мире и согласии со своими соседями, не является полем битвы для экстремистов. Однако это далеко не так – и это знают сотрудники органов национальной безопасности.

В июне 2016 года от информаторов, связанных с боевиками международных террористических организаций, в КНБ поступила чрезвычайно важная информация: неизвестная группа готовится к проведению террористического акта в Казахстане, ее действия координируются из-за рубежа. Этих сведений было недостаточно – не были известны ни место, ни время проведения теракта, ни численность группы, ни личности входящих в нее людей. Нужно было быть готовыми к тому, что взрывы могут прозвучать в любом регионе.

В частности, было известно, что ряд казахстанских граждан, увлеченных радикальными религиозными идеями и лозунгами «священного джихада», приняли решение присоединиться к своим братьям по вере, воюющим с оружием в руках и убивающим всех несогласных, даже женщин и детей. Различными путями, по различным каналам они пытались пробраться в полыхающую от войны Сирию (многие из них впоследствии разочаровались в выбранном пути, испытав голод и лишения, потеряв близких людей, после чего вернулись на Родину в рамках спецоперации «Жусан»). Не всем удавалось задуманное, поэтому оперативники ДКНБ по Карагандинской области предположили, что потенциальных джихадистов стоит искать в среде тех, кто так и не смог покинуть пределы страны, но был полон решимости нанести подлый удар «со спины», здесь, на родной земле.

Сети были раскинуты, и улов не заставил себя ждать. К сотрудникам департамента поступила оперативная информация о том, что житель города Балхаша Батыр Сапаров вместе со своим единомышленником из Уральска намеревается незаконно пересечь казахстанско-российскую границу, чтобы в дальнейшем выехать на территорию Сирии.

Было установлено, что в число знакомых, активно поддерживающих радикальные идеи Батыра Сапарова, входят Еркен Есентай и Жомарт Маханов, проживающие в поселке Гульшат, неподалеку от Балхаша. Местные их хорошо знали, парни занимались рыболовством, правда, отмечалась их нелюдимость и замкнутость, а также ярая религиозность. А вскоре было замечено, что они часто заходят в одно из заброшенных зданий на окраине поселка, стаскивают туда различный металлический хлам, обрезки труб, провода. Это было уже подозрительно…

В поле зрения оперативников также попали родственники Еркена Есентая – Бауржан Абдиров, Дидар Есентай, Каиржан Есентай, а также его друг Нурлан Калиев. Некоторые из них, как оказалось, ранее пытались выехать из Казахстана в Кыргызстан вместе с женами и детьми, чтобы уже оттуда перебраться в Сирию. За указанными лицами было установлено негласное наблюдение, отслеживались их перемещения.

Сухие строки служебных документов совсем не похожи на увлекательный детективный роман, однако за каждой их строчкой стоят человеческие судьбы и характеры. От профессионализма и личного чутья сотрудников КНБ, работавших в тесной команде, зависел исход противостояния казахстанского государства с коварной гидрой международного терроризма.

В ходе оперативной разработки были добыты сведения, свидетельствующие о том, что террористический акт готовится именно в окрестностях Балхаша. При этом террористы в своих действиях руководствовались так называемой «фетвой» одного из главных идеологов ДАИШ – шейха аль-Аднани, а также указаниями, полученными из Сирии по интернету. Для подготовки взрыва группа Сапарова арендовала частный дом в поселке Гульшат (рядом находится российский военный объект «Балхаш-9»), конспиративно приобретались компоненты для самодельного взрывного устройства.

Злоумышленники даже не подозревали, что находятся под плотным наблюдением. Да и не были они профессиональными диверсантами, единственно, чего в них хватало с избытком – это чувства ненависти и злобы по отношению к инакомыслящим, не желающим жить по радикальным канонам. Это и сыграло свою роль – через некоторое время Сапаров с подельником были задержаны пограничным нарядом при попытке пересечения казахстанско-российской границы в Западно-Казахстанской области.

Он не стал запираться, пошел на сотрудничество, при этом сразу стал перекладывать вину на других членов группы. Во время допроса Сапаров заявил, что лидерами группы являются Еркен Есентай и Жомарт Маханов, которые выразили готовность совершить «истишхадию», то есть самоподрыв.

Действовать следовало незамедлительно – террористы представляли высокую опасность, кроме того, было ясно, что в руках у группы уже находятся одно или несколько самодельных взрывных устройств. Взрывы могли грянуть в любой момент.

Спецоперация началась вечером 26 июня. По месту жительства в Балхаше были задержаны Бауржан Абдиров, братья Дидар и Каиржан Есентай, а также Нурлан Калиев. Одновременно с этими событиями группа спецназа работала в поселке Гульшат. После того, как было получено подтверждение, что Еркен Есентай и Жомарт Маханов находятся в доме, последовал стремительный штурм. Одного из несостоявшихся «шахидов» заковали в наручники прямо во дворе. Второй в это время находился на чердаке. Увидев, что его подельник, беспомощно лежа на земле, уже глотает пыль, Маханов привел в действие взрывное устройство несмотря на то, что в доме находились его мать, родная сестра и дядя...

Карагандинские чекисты успели вовремя: из допросов задержанных следовало, что атака на российскую воинскую часть должна была состояться через два дня, 28 июня. Еркен Есентай рассказал, что вместе с Махановым планировал скрытно проникнуть на территорию российского военного объекта, а затем взорвать канистру с взрывчатым веществом. Возвращаться назад террористы не планировали – завершающей точкой акции стал бы подрыв «поясов шахида», начиненных поражающими элементами.

Тогда же выяснилось, что технология сборки СВУ и «поясов шахида» изучалась членами террористической группы в интернете, закупалось огнестрельное оружие и боеприпасы. Возможная массовая гибель гражданского населения преступниками даже не принималась в расчет, они были готовы пойти на любые жертвы.

К счастью, людских потерь, а также разрушения объектов военного назначения удалось избежать благодаря грамотным и своевременным действиям сотрудников отечественной спецслужбы.

Все участники террористической группы понесли заслуженное наказание в виде лишения свободы – от 10 до 14 лет в спецучреждениях уголовно-исполнительной системы. Некоторые из них, выступая в суде, в своем последнем слове пытались давить на жалость служителей Фемиды, говорили, что на злодеяние их толкнуло осознание того, что они остались «за бортом» жизни. Не имея возможности (или желания?) найти достойную работу, жить и любить близких людей, фанатики искали утешения в деструктивных религиозных идеях, которые давали им иллюзорные представления о своем месте в обществе.

Может быть, их стоит пожалеть, если они искренне раскаялись. Но, преступив закон, они до конца понесут положенное наказание. Единственного, кого нельзя жалеть и простить в данной истории, это Жомарта Маханова, который поставил на чашу весов жизнь своих родных и даже матери! И если есть на свете самый страшный смертный грех – то именно этот…