Информация по проекту закона РК «О биологической безопасности Республики Казахстан»

Информация по проекту закона РК  «О биологической безопасности Республики Казахстан»

По поручению Главы Государства впервые в Казахстане разработаны законопроект «О биологической безопасности Республики Казахстан» и сопутствующий к нему законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам биологической безопасности».

Разработка основного и сопутствующего законопроектов осуществлялась Министерством здравоохранения при активном участии представителей 13 заинтересованных госорганов, местных исполнительных органов, научных и практических организаций, а также представителей предпринимательства.

Основная цель законопроекта это раннее выявление, предотвращение и профилактика биологических угроз. Законопроектом выделены основные биологические угрозы, включая :

природные очаги особо опасных инфекций (очаги особо опасных инфекций распространены на половине территории страны: в том числе чумы (территория 10 областей), туляремии (12 областей), геморрагических лихорадок (4 области и г. Шымкент), 1795 стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов);

завоз опасных инфекций;

нарушение требований при работе с патогенными биоагентами;

воздействие на источники повышенной опасности в результате чрезвычайных ситуаций и актов терроризма;

недостаток квалифицированных кадров в области биобезопасности.

Эффективную систему противодействия биоугрозам планируется выстроить в рамках следующих направлений.

Первое направление – Стратегическое планирование, разработка нормативных правовых актов по предотвращению биоугроз, определение приоритетных научно-исследовательских направлений в области биобезопасности.

Второе направление - построение скоординированной межведомственной системы государственного управления и усиления ее профилактической функции.

Вводится уполномоченный орган, обеспечивающий межведомственное взаимодействие и согласованность действий госорганов, сбор и анализ информации из различных сфер для выработки мер по предотвращению биоугроз. Разграничены полномочия 13 заинтересованных уполномоченных органов, местных исполнительных органов.

Определены роли госорганов при ситуативной координации, например в условиях ЧС – это МЧС, в рамках антитеррористических мероприятий – это Антитеррористический центр КНБ, при введении военного положения - Министерство обороны.

В рамках усиления профилактической функции предусматривается осуществление госконтроля в отношении обращения с наиболее опасными патогенами без предварительного уведомления, а также меры оперативного реагирования и профилактики в области биобезопасности.

Третье направление – обеспечение готовности профильных служб и населения к возможным чрезвычайным ситуациям.

Для каждой потенциально возможной угрозы будут разрабатываться протоколы (сценарии) реагирования в области биобезопасности, которые будут предусматривать алгоритмы действий госорганов и иных организаций, их межведомственного взаимодействия в условиях ЧС.

Предусматривается формирование кадрового резерва из квалифицированных специалистов, подготовленных к работе с наиболее опасными патогенами, с возможностью их мобилизации при необходимости (ЧС, пандемия, оказание помощи другим странам).

Материально-техническое оснащение объектов обращения с патогенными биоагентами будет приводиться в соответствии с международными стандартами.

Планируется усилить меры господдержки научно-технического потенциала и ресурсов путем:

- определения приоритетных научно-исследовательских направлений в области биобезопасности;

- введения требований по научному обоснованию разработки и производства иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов для профилактики, лечения и диагностики инфекционных и паразитарных заболеваний.

Учитывая уроки пандемии  законопроектом предусмотрены меры по повышению уровня информированности населения и его готовности к реагированию на воздействие опасных биофакторов.

Предусмотрены также меры стимулирования для сохранения и укрепления кадрового потенциала. Наиболее подверженным риску специалистам и вспомогательному персоналу государственных организаций будет повышена оплата труда, установлены пособия по оздоровлению.

Четвертое направление - унификация классификаций и требований к обращению с биоагентами.

Пятое направление - создание единой системы учета и мониторинга данных об обращении патогенных биоагентов.

Для обеспечения системности и оперативности обмена вышеуказанной информацией, централизованный учет и мониторинг в области биобезопасности будет осуществляться посредством государственной информационной системы.

 Шестое направление - внедрение системы управления биорисками и прогнозирования биоугроз через:

- внедрение систем управления биорисками в госорганах и в деятельности организаций которые работают с опасными патогенами;

-введение внешней  и внутренней оценки биологических рисков;

Седьмое направление - регламентация деятельности национальных и рабочих коллекций микроорганизмов. Вводятся общие требования для ведения коллекций микроорганизмов, четко разграничено предназначение национальных и рабочих коллекций. Такие коллекции важны для изучения свойств микроорганизмов, их систематизации и разработке способов снижения их негативного влияния.       

Основной законопроект состоит из 8 глав и 32 статей, направленных на реализацию вышеуказанных направлений, а также предусматривает шестимесячный переходный период для введения в действие и дополнительно 6 месяцев для оформления и переоформления разрешений на обращение с патогенными биоагентами.

На реализацию законопроекта РБК одобрены расходы на 2022-2024 годы в размере порядка 25,5 млрд. тенге, включая соцзащиту профильных сотрудников, дооснащение государственной лабораторной базы, создание и ведение единой госинформсистемы в области биобезопасности, содержание коллекций микроорганизмов.

Сопутствующий законопроект предусматривает внесение изменений в 14 законодательных актов, включая 3 кодекса и 11 законов. Сопутствующий законопроект предусматривает:

- отнесение к стратегическим объектам потенциально опасных объектов, осуществляющих обращение с ПБА I группой патогенности;

- введение уголовной ответственности за незаконное обращение, сбыт и хищение опасных патогенов, а также за нарушение требований обращения с ними, повлекшие тяжкие последствия;

- введение лицензирования услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в области здравоохранения;

- конкретизацию разрешительной системы в части выдачи разрешений на каждый объект, с указанием патогенов, с которыми осуществляют обращение, а также установление оснований для лишения (отзыва) данных разрешений;

- включение Уполномоченного органа в единую систему противодействия террористическим угрозам, в том числе в целях исполнения международных обязательств по запрету разработки, производства и накопления биооружия;

- приведение отраслевых законов в соответствие с Основным законопроектом.

Законопроект предусматривает шестимесячный переходный период для введения в действие, а также дополнительно 6 месяцев после введения в Налоговом кодексе ставок лицензионного сбора для оформления лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в области здравоохранения.