Собеседование кандидата Искакова Зарина Кадыржановна на вакантную должность Эксперта Управления координации сфере оказания государственных услуг Комитета государственных услуг Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК
Собеседование кандидата Нельдыбаева Акмарал Ерлановна на вакантную должность Эксперта Управления координации сфере оказания государственных услуг Комитета государственных услуг Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК
По итогам рассмотрения представленных участниками документов Конкурсная комиссия РЕШИЛА:
Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном послании Президента 19 марта 2004 года. В том же году была утверждена программа формирования электронного правительства, определяющая его основные этапы. Веб-портал еgov.kz был запущен в 2006 году.
«Электронное правительство» является основным инструментом для граждан и бизнеса по взаимодействию с государственными органами, которое не только повлияло на улучшение качества оказания госуслуг, но и на международные рейтинги Казахстана.
Кроме того, сфера государственных услуг затрагивает весь спектр деятельности граждан, таким образом, обеспечение высокого качества и простоты получения государственных услуг, является одной из важнейших задач всех государственных органов.
Первый этап – информационный (2005 – 2006 г.). Именно в этот период был запущен портал электронного правительства, на котором были размещены материалы о государственных услугах информационно-справочного характера. На этом этапе каждый казахстанец мог получить на портале всю необходимую информацию – список документов, размер госпошлины, контактные данные государственных органов. За счет предоставления полного объема необходимой информации, сократились «походы» граждан по различным инстанциям. За кадром началась работа по созданию технической инфраструктуры электронного правительства.
Второй этап – интерактивный (2007-2008 г.). На этом этапе портал начал оказывать государственные услуги в электронном формате. Пользователям портала открылась возможность получать справки из разных учреждений, отправить запрос в любой госорган и отслеживать его статус, не выходя из дома. Внедрение интерактивных услуг на портале электронного правительства позволило в разы экономить время на сборе пакета документов. Именно на этом этапе были внедрены ведомственные информационные системы, государственные базы данных, электронное лицензирование и шлюз электронного правительства.
В рамках второго этапа были развиты сервис - ориентированные модели «электронного правительства», направленные на автоматизацию наиболее востребованных государственных услуг, расширены виды доступа к ресурсам и сервисам «электронного правительства», развита технологическая инфраструктура «электронного правительства» и внедрены интегрированные информационные системы.
Третий этап – транзакционный (2007-2008 г.). На этом этапе граждане получили возможность оплачивать на портале электронного правительства государственные пошлины и сборы, штрафы, коммунальные услуги. В этот же период были внедрены электронные государственные закупки, за счет чего повысилась прозрачность и открытость проводимых конкурсов и тендеров.
Четвертый этап – трансформационный (2010 и далее). На данном этапе развития электронное правительство находится сегодня. Главной целью этапа является максимальная оперативность в оказании услуг гражданам. Для достижения этой цели интерактивные и транзакционные сервисы объединяются в комплексные услуги. У пользователей появилась возможность зарегистрировать юридическое лицо за 15 минут или рождение ребенка, при этом одновременно решив все сопутствующие вопросы - подать заявление на назначение пособий и поставить ребенка на очередь в детский сад. Особое внимание на портале электронного правительства уделяется социально-значимым услугам, именно поэтому все они переведены в электронный формат.
В настоящее время пользователями портала «электронного правительство» egov.kz является более 10 млн. граждан, получено уже 47 млн. услуг. Сегодня на портале доступно 580 видов услуг и 120 сервисов.
В 2019 году завершены работы по увеличению количества электронных услуг до 80% (580 госуслуг из 723). В 2020 году стоит задача – довести автоматизацию услуг до 90%.
В сферу государственных услуг активно внедряются мобильные технологии. В октябре 2019 года запущено новое мобильное приложение egov mobile, которое позволяет получать услуги в 2 клика. Услуги можно получать, используя отпечаток пальца (Touch ID) или функцию распознавания лица (Face ID), привязав к ним ЭЦП.
Сейчас доступно около 60 наиболее востребованных видов справок и услуг, их количество будет расти. Цель – довести количество услуг и сервисов приложения eGov mobile до 130.
Также госуслуги можно получать и через мессенджер Telegram посредством бота @EgovKzBot2.0, в нем сейчас доступно 18 услуг и сервисов.
В 2018 году в рейтинге ООН по индексу развития электронного правительства Казахстан занимает 8 место в Азии и 39 место по всему миру. По индикатору «онлайн-обслуживание» страна занимает 26 место в мире.
Каждый год растет число пользователей электронного правительства. Если в 2015 году их было 4 млн., то в 2019 году этот показатель достиг 10 млн. пользователей. Для сравнения в 2018 году было 8,6 млн. пользователей.
За 2019 год было выдано – более 8,3 млн. ЭЦП, из них физическим лицам – 7,7 млн., юридическим лицам – около 602 тыс. (2018 - более 6,49 млн., 2017- 4,9 млн., 2016 – 3,7 млн., 2015 – 3,5 млн.).
НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»
Государственные услуги в электронном формате упрощают их получение гражданами. Поэтому автоматизация процесса оказания государственных услуг является приоритетным направлением работы Министерства. Для решения этой задачи, в Казахстане было создано «Электронное Правительство». Единая информационная система, которая кардинально изменила подход к оказанию государственных услуг: многие из них стало возможно получать онлайн, сократился перечень требуемых документов и сроки получения госуслуг.
Для дальнейшей оптимизации и автоматизации государственных услуг, на уровне Правительства страны работает специальная Межведомственная комиссия, рабочим органом которой является Министерство. На сегодня комиссией проведено более 50 заседаний, где были рассмотрены свыше 700 государственных услуг. По результатам работы были запущены оптимизационные процессы 183 госуслуг.
Одним из результатов работы комиссии в 2019 году стала отмена адресной справки. В перспективе планируется сократить еще 28 наиболее «популярных» справок. Такая оптимизация должна облегчить жизнь гражданам, снизить нагрузку на центры обслуживания населения и сократить бумажный документооборот.
Одним из важнейших достижений Министерства в 2019 году стало доведение количества госуслуг, оказываемых электронно, до 80% (580 госуслуг из 723). В планах - в 2020 году автоматизировать 90% государственных услуг.
Принципиальное значение для удобства получения государственных услуг гражданами является использование мобильных технологий. Для этого было запущено новое мобильное приложение – eGov mobile, активно используются боты в мессенджере Telegram и в популярных социальных сетях. Таким образом, наиболее востребованные услуги сейчас предоставляются через эти мобильные приложения.
25 ноября 2019 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон об изменениях принципов оказания госуслуг, который позволяет использовать новые подходы: внедрение проактивности, композитности, экстерриориальности и др.
Оказание госуслуг в проактивном режиме означает, что государство не будет ждать пока к ним обратится человек, а будет само предлагать услуги людям. К примеру, после рождения ребенка автоматически инициируются услуги по регистрации его рождения, назначение двух видов пособий, постановка на очередь в детский сад и так далее. В пилотном режиме такую услугу уже получили мамы 120 тысяч новорожденных.
Еще одно новшество – композитность, то есть применение принципа «одного заявления». В этом случае, несколько сопутствующих услуг будут предоставляться в комплексе и для этого человеку нужно будет написать лишь одно заявление. Такая композитность будет внедрена по 21 госуслуге, охватывающие сразу 55 услуг.
Экстерриториальность подразумевает, что госуслуги по регистрации актов гражданского состояния человек сможет получать, находясь любом регионе страны.
Принятые новые подходы предполагают: