Для поддержки малого бизнеса решён вопрос бесплатного предоставления банками второго уровня POS-терминалов, которые уже интегрированы с ККМ. Это могут быть стационарные POS-терминалы либо мобильные приложения POS, устанавливаемые на телефон.
Что уже доступно предпринимателям?
- POS-терминалы Kaspi Bank и Народного Банка Казахстана уже работают как полноценные ККМ и имеют встроенные сканеры штрих-кодов.
- В ближайшее время такие же функции появятся у POS-терминалов Фридом Банк Казахстан и Банк ЦентрКредит.
Таким образом, КГД совместно с операторами фискальных данных (ОФД), банками и производителями кассовой техники создаёт удобные и автоматизированные решения для торговли.
С 1 января 2026 года вступают в силу обновлённые требования Налогового кодекса и Приказа Министра финансов №626.
К обязанностям ОФД относится:
- Оказывать услуги ОФД по всей стране.
- Передавать данные о расчетах в КГД оперативно.
- Разместить на порталах сервисы по использованию Национального каталога товаров (НКТ).
- Передавать данные о геолокации ККМ в КГД.
- Ежедневно мониторить поступающие данные с ККМ.
При этом к обязанностям производителей ККМ относится:
- Обновить формат чека: теперь в нём обязательно должны быть указаны названия товаров/услуг согласно НКТ.
- Исключить функцию «аннулирования» чека — исправления будут проводиться только через оформление возвратного чека.
Эти изменения направлены на защиту прав покупателей, повышение прозрачности бизнеса, развитие честной конкуренции и сокращение теневого оборота.
От предпринимателей требуется:
- Обновить ККМ
- Все программные кассы уже автоматически обновлены до протокола 2.0.3.
- Владельцам стационарных ККМ (Меркурий, Миника, Порт) необходимо обратиться в центры технического обслуживания для обновления.
- Как отражать наименования товаров в чеке?
Для этого нужно использовать сканер штрих-кодов:
- встроенный сканер POS-терминала,
- или камеру телефона, если используется мобильная ККМ,
- или отдельный сканер для стационарной кассы.