Маркировка товаров средствами идентификации в рамках ЕАЭС и ее эффективности

Маркировка товаров средствами идентификации в рамках ЕАЭС и ее эффективности

       В целях обеспечения законности оборота товаров на едином рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС), защиты прав потребителей, снижения доли теневой экономики и выравнивания конкурентных условий ведения бизнеса, государствами-членами Союза принято решение о маркировке отдельных видов товаров средствами идентификации.

       С этой целью 2 февраля 2018 года было подписано Соглашение о маркировке товаров в рамках ЕАЭС, ратифицированное Законом Республики Казахстан от 1 марта 2019 года.

       Основные цели и задачи системы маркировки заключаются в следующем:

  • для бизнеса — снижение административной нагрузки, сокращение сроков проверок, борьба с недобросовестной конкуренцией, стандартизация и унификация учета товаров;
  • для граждан — гарантии качества и легальности приобретаемых товаров;
  • для государства — эффективное противодействие незаконному обороту и фальсификации продукции.

       В соответствии с Законом Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» определены понятие и функции Единого оператора маркировки. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2020 года Единым оператором определено АО «Казахтелеком».

       Маркировка обеспечивает полную прослеживаемость товаров — от производства или импорта до реализации конечному потребителю. Это способствует упрощению процедур торговли в рамках ЕАЭС, снижению контрафакта и отмене бумажных сопроводительных документов, а также улучшению статистики взаимной торговли.

       Маркировка табачной продукции осуществляется согласно Правилам, утвержденным приказом Министра финансов РК от 28 сентября 2020 года № 927. На сегодняшний день предусмотрено три способа вывода табачных изделий из оборота:

  1. Сканированием 2D-сканером при продаже;
  2. Добровольным уведомлением о выводе из оборота не позднее 30 дней;
  3. Автоматическим выводом по согласованию с розничным продавцом.

      Результаты внедрения системы уже дают эффект. Так, объем выявленной контрафактной табачной продукции снизился почти в два раза — с 8,3 млн пачек в прошлом году до 4,8 млн в текущем. Одновременно возрос объем официально декларируемой продукции, что отразилось на налоговых поступлениях:

       за 6 месяцев 2025 года поступления акциза составили 151,4 млрд тенге, что на 28,6 млрд тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года (122,8 млрд тенге).

       Каждый гражданин может проверить легальность табачной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim, где отображается информация о производителе, дате выпуска и легальности ввоза. При отсутствии или повреждении кода пользователи могут направить соответствующее уведомление в уполномоченные органы напрямую из приложения.

       Комитет государственных доходов призывает бизнес соблюдать установленные требования маркировки, а граждан — быть внимательными при покупке товаров и активно использовать цифровые инструменты контроля. Совместными усилиями мы сможем сократить теневой рынок и повысить защищенность потребителя.