С 18 июля 2025 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Казахстан, который не предусматривает введение отдельного «налога на роскошь». Вместе с тем, в документе закреплены положения, касающиеся налогообложения отдельных категорий имущества физических лиц, обладающих высокой стоимостью.
В частности, установлены следующие виды имущества, облагаемые налогом и (или) акцизами по специальным ставкам:
Определение стоимости недвижимости
Расчёт стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения физических лиц осуществляется НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». При этом стоимость, определяемая НАО, как правило, существенно ниже рыночной.
Кроме того, при оценке жилых и дачных объектов используется коэффициент роскоши, равный единице. Местные представительные органы (маслихаты) вправе увеличить данный коэффициент не более чем на 50%, в зависимости от категории жилья.
Порядок налогообложения недвижимости
Комитет государственных доходов рекомендует налогоплательщикам заблаговременно ознакомиться с изменениями в налоговом законодательстве и при необходимости обратиться за консультацией в органы государственных доходов.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан сообщает, что 03.08.2025 года в период с 02.00 часов до 06.00 часов на информационной системе «Централизованные унифицированные лицевые счета» (ИС ЦУЛС) будут проводиться технические работы.
В этой связи в вышеуказанный период сервисы ИС ЦУЛС будут не доступны. На основании вышеизложенного, участников внешнеэкономической деятельности просим заранее произвести оплату ТПиН с целью образования положительного сальдо на лицевом счете.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Новый Налоговый кодекс, вступающий в силу с января 2026 года, имеет стратегическое значение для повышения прозрачности налоговой системы Казахстана. Он направлен на упрощение процедур налогового администрирования, усиление справедливости налогообложения и создание благоприятных условий для ведения бизнеса. В связи с этим Министерство финансов РК инициировало информационную кампанию, целью которой является доступное и понятное разъяснение основных положений нового кодекса во всех регионах страны.
Информационная кампания проводится при поддержке акиматов и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Первым регионом, где стартовали разъяснительные встречи, стала область Абай. Регион демонстрирует позитивную динамику развития: план по налоговым поступлениям в государственный бюджет исполнен на 106% (при плане 244,8 млрд тенге, поступило 259,7 млрд тенге). Экономика области Абай базируется на сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и энергетике.
В Семее вице-министр финансов Ержан Биржанов провел встречу с представителями бизнес-сообщества. Участникам подробно представили основные положения нового Налогового кодекса. В ходе мероприятия были даны практические разъяснения о том, как применять обновленные налоговые правила в повседневной деятельности. Особый акцент был сделан на изменениях, касающихся расчета и уплаты налога на добавленную стоимость, корпоративного и индивидуального подоходного налога.
Кроме того, участники получили исчерпывающую информацию о наиболее значимых нововведениях, включая особенности налогообложения для малого и среднего бизнеса, меры по упрощению процедур налогового администрирования и снижению бюрократических барьеров.
«Налоговая реформа снизит административную нагрузку на бизнес. Так, число налоговых форм сократилось с 36 до 25 (–30%), налогов - с 45 до 36 (–20%). Время на отчетность уменьшится с 280 до 200 часов в год (–30%). Мы стремимся к тому, чтобы налоговое администрирование стало более прозрачным, понятным и менее обременительным. Это создаст более комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности и будет способствовать выводу бизнеса из тени», - отметил вице-министр финансов РК Ержан Биржанов.
В завершение встречи были даны развернутые ответы на актуальные вопросы, что способствовало конструктивному диалогу и продуктивному обмену мнениями.
С 1 марта 2023 года в Республике Казахстан реализуется институт банкротства физических лиц. За этот период подано более 270 тысяч заявлений на применение процедуры банкротства.
Из них 262 тысячи заявлений поданы в рамках внесудебной процедуры. При этом по 193 тысячам заявлений (73%) установлены несоответствия входным критериям, что послужило основанием для отказа. Основные причины — наличие личного имущества у заявителя, несоответствие по сумме задолженности и сроку неплатежа, а также отсутствие процедуры урегулирования долга с кредитором.
Законодательные изменения для упрощения доступа
В целях упрощения процедуры внесудебного банкротства были внесены изменения в законодательство от 19 июня 2024 года и 30 июня 2025 года.
Первая волна изменений:
исключила из перечня обязательных документов подтверждение урегулирования задолженности с кредитором;
сняла необходимость указывать сведения о кредиторе и сумме долга — информация теперь запрашивается напрямую из кредитных бюро;
расширила перечень кредиторов, участвующих в процессе внесудебного банкротства.
Последние изменения, которые вступят в силу в сентябре 2025 года, предусматривают:
освобождение от обязательства проводить урегулирование долгов по договорам банковского займа и микрокредитования, заключённым до 1 января 2025 года;
прекращение всех обязательств перед кредиторами после завершения процедуры, вне зависимости от отражения долгов в кредитной истории.
Результаты реализации на 1 июля 2025 года
Из числа получивших отказ ранее, 6 795 граждан повторно подали заявление спустя 3 месяца после устранения причин несоответствия и были признаны банкротами.
На сегодняшний день статус банкрота официально получили 34 тысячи граждан, в том числе:
2 031 — получатели адресной социальной помощи,
10 451 — не исполняли долговые обязательства более 5 лет.
В рамках судебной процедуры банкротства и восстановления платежеспособности:
из 10 тысяч поступивших заявлений признаны банкротами — 225 граждан,
в процессе восстановления платёжеспособности находятся 181 гражданин.
Финансовая реабилитация и возвращение в экономику
Воспользовавшись положениями Закона, более 34 тысяч граждан Республики смогли избавиться от чрезмерной долговой нагрузки и вернуться в активную экономическую жизнь.
Среди них 1 248 граждан зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно налоговой отчетности за 2024 год, их совокупный доход составил 202,8 млн тенге, сумма начисленных налогов — 16 млн тенге.
Приведённые данные охватывают только зарегистрированных в качестве ИП граждан.
Приглашаем Вас принять участие в пресс-конференции на тему: «Пилотный проект Salyq кэшбэк и другие мероприятия по стимулированию требования фискальный чеков».
Спикер: Шынберген Ерканат, руководитель управления администрирования специальных налоговых режимов КГД МФ РК.
Дата и время проведения: в 11.00 часов 30 июля 2025г.
Место проведения: г.Астана, пр.Жеңіс, 11, 4 этаж, 404а каб., конференц-зал.
Для аккредитации можете связаться до 19.00 часов 29 июля 2025г. по телефону 8708-125-76-10
25 июля 2025 года в Комитете государственных доходов состоялась расширенная Коллегия с участием руководителей территориальных департаментов и районов. На повестке — итоги работы за I полугодие, текущие проблемы и приоритеты на вторую половину года.
Коллегия прошла под председательством Председателя КГД Жандоса Дуйсембиева. В центре внимания — поступление доходов в бюджет, создание справедливых условий для бизнеса, повышение качества налогового и таможенного администрирования.
Цель совещания — не только подведение итогов, но и выявление системных проблем, определение приоритетов и постановка конкретных задач до конца года.
Каждый руководитель региона представил данные по результатам работы, акцентируя внимание на ключевых достижениях и имеющихся недостатках.
В ходе Коллегии Председателем КГД даны поручения по формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективах территориальных подразделений. Недопускать случаев необоснованного распространения служебной информации. На постоянной основе проводить профилактическую работу с сотрудниками органов государственных доходов по недопущению нарушений норм Этического кодекса и антикоррупционного законодательства. Обеспечить строгое соблюдение трудового законодательства, служебной дисциплины, а также рациональное и эффективное использование рабочего времени.
Стратегические приоритеты КГД остаются неизменными обеспечение полноты сбора государственных доходов; эффективное администрирование налогов и таможенных процедур; борьба с теневой экономикой; развитие клиентских сервисов; цифровизация процессов; разъяснительная работа с налогоплательщиками; открытость и прозрачность.
Отдельное внимание уделено реализации положений нового Налогового кодекса, подписанного Президентом. С учётом его значимости, Жандос Дуйсембиев поручил в кратчайшие сроки развернуть масштабную информационно-разъяснительную кампанию. Это позволит снизить нагрузку на Контакт-центры и территориальные УГД, а также повысить уровень правовой грамотности налогоплательщиков.
Коллегия стала рабочей площадкой для откровенного диалога, анализа текущих задач и определения фокуса на оставшиеся месяцы 2025 года. Поставлены конкретные ориентиры, которые должны быть достигнуты с чёткой персональной ответственностью.
С целью повышения правовой грамотности налогоплательщиков и обеспечения их готовности к проведению налоговых проверок, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан разъясняет ключевые рекомендации по подготовке к налоговым проверкам в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Такая подготовка позволит налогоплательщикам минимизировать налоговые риски, избежать возможных нарушений и выстроить конструктивное взаимодействие с органами государственных доходов. В этой связи рекомендуется принять следующие меры
1.Проведение внутреннего налогового аудита. Регулярная проверка налоговой отчетности, расчетов и применяемых налоговых режимов помогает своевременно выявить и устранить возможные ошибки до начала налоговой проверки.
2.Актуализация учетной политики и документации. Бухгалтерская и налоговая учетная политика организации должна соответствовать действующему законодательству. Вся первичная документация должна быть оформлена надлежащим образом и храниться в порядке, обеспечивающем её доступность для проверяющих.
3.Мониторинг изменений в налоговом законодательстве. Налогоплательщикам рекомендуется систематически отслеживать изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве, включая разъяснения уполномоченных органов (УГД, ДГД и КГД), для своевременного внесения необходимых корректировок в налоговую практику.
4.Повышение квалификации сотрудников. Обучение бухгалтеров, юристов и финансовых специалистов новым требованиям законодательства и практическим вопросам налогового администрирования способствует снижению вероятности нарушений при ведении деятельности.
5.Взаимодействие с налоговыми органами. При получении уведомлений или запросов от налоговых органов рекомендуется предоставлять необходимую информацию в установленные сроки и, при необходимости, привлекать квалифицированных налоговых консультантов. Взаимодействие должно осуществляться строго в рамках правового поля.
Обращаем внимание. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса РК, с даты получения предписания о проведении налоговой проверки не допускается внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность за проверяемый период – в течение всего срока проведения (включая приостановление и продление) комплексной или тематической проверки по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Заключение. Своевременная и системная подготовка к налоговым проверкам способствует не только снижению рисков привлечения к ответственности, но и формированию устойчивых и прозрачных отношений между бизнесом и государством.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан сообщает, что 28.07.2025 года в период с 02.00 часов до 07.00 часов на информационной системе «Централизованные унифицированные лицевые счета» (ИС ЦУЛС) будут проводиться технические работы.
В этой связи в вышеуказанный период сервисы ИС ЦУЛС будут не доступны.
На основании вышеизложенного, участников внешнеэкономической деятельности просим заранее произвести оплату ТПиН с целью образования положительного сальдо на лицевом счете.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
В целях обеспечения законности оборота товаров на едином рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС), защиты прав потребителей, снижения доли теневой экономики и выравнивания конкурентных условий ведения бизнеса, государствами-членами Союза принято решение о маркировке отдельных видов товаров средствами идентификации.
С этой целью 2 февраля 2018 года было подписано Соглашение о маркировке товаров в рамках ЕАЭС, ратифицированное Законом Республики Казахстан от 1 марта 2019 года.
Основные цели и задачи системы маркировки заключаются в следующем:
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» определены понятие и функции Единого оператора маркировки. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2020 года Единым оператором определено АО «Казахтелеком».
Маркировка обеспечивает полную прослеживаемость товаров — от производства или импорта до реализации конечному потребителю. Это способствует упрощению процедур торговли в рамках ЕАЭС, снижению контрафакта и отмене бумажных сопроводительных документов, а также улучшению статистики взаимной торговли.
Маркировка табачной продукции осуществляется согласно Правилам, утвержденным приказом Министра финансов РК от 28 сентября 2020 года № 927. На сегодняшний день предусмотрено три способа вывода табачных изделий из оборота:
Результаты внедрения системы уже дают эффект. Так, объем выявленной контрафактной табачной продукции снизился почти в два раза — с 8,3 млн пачек в прошлом году до 4,8 млн в текущем. Одновременно возрос объем официально декларируемой продукции, что отразилось на налоговых поступлениях:
за 6 месяцев 2025 года поступления акциза составили 151,4 млрд тенге, что на 28,6 млрд тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года (122,8 млрд тенге).
Каждый гражданин может проверить легальность табачной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim, где отображается информация о производителе, дате выпуска и легальности ввоза. При отсутствии или повреждении кода пользователи могут направить соответствующее уведомление в уполномоченные органы напрямую из приложения.
Комитет государственных доходов призывает бизнес соблюдать установленные требования маркировки, а граждан — быть внимательными при покупке товаров и активно использовать цифровые инструменты контроля. Совместными усилиями мы сможем сократить теневой рынок и повысить защищенность потребителя.