Что такое маркировка товара и зачем она нужна?
Начнем с того, что маркировка - это особая отметка на товаре, которая содержит о нем основную информацию: о производителе, серийном номере и т.п. Можно сказать, что это универсальная система кодов, которая позволяет отслеживать товар от производителя по всем цепочкам сбыта до приобретения товара конечным потребителем.
Мировой опыт свидетельствует о том, что внедрение системы маркировки начинают с подакцизных товаров и лекарственных препаратов.
Многие страны, внедрившие цифровую маркировку, начинали свои проекты с групп подакцизных товаров и лекарственных средств. Многие из них получили значительные эффекты уже в первые годы после внедрения.
- в Турции увеличили собираемость налогов от табачной изделий на 1.8 млрд долларов;
- в Бразилии на 40%, а также привело к закрытию 7 нелегальных заводов;
- в Кении повышение собираемости акцизных сборов составило 20% ежегодно с 2013-2016 гг;
- в США и ЕС повысилась собираемость налогов от маркировки лекарств.
Глобально маркировка является наиболее эффективным инструментом борьбы с фальсификацией и незаконным распространением товаров.
Уникальные Data Matrix коды невозможно подделать и потому благодаря маркировке исключается контрафактная и теневая продукция, благодаря чему создается благоприятная конкурентная среда для бизнеса, а покупатели, в свою очередь, могут быть уверены в качестве и безопасности товара. Так, по задумке, как только маркировка станет обязательной преимущества получат все три участника рынка: государство, бизнес и потребители.
Для каких товаров вводят обязательную маркировку?
Проект обязательной маркировки товаров разрабатывается в Казахстане уже с 2016 года.
С 1 октября 2020 года в Казахстане ввели обязательную маркировку табачной продукции. Если конкретнее;
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2020 года № 568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» обязательной маркировке, подлежат:
- с 1 октября 2020 года прочие сигареты с фильтром, содержащие табак (по коду ТН ВЭД 2403999009) обычные сигареты с фильтром и без.
- с 1 апреля 2021 года иные виды табачных изделий (по кодам ТН ВЭД 2403999009, 2402201000, 2402900000, 2402100000, 2403110000, 2403191000 и 3824999209) (сигары, сигариллы, стики, жидкости для электронных сигарет и т.д.)
В целях всестороннего контроля товаров на всех этапах его движения приказом МФ РК от 28.09.2020 года №927 утверждены правила, которые введены в действие с 1 октября 2020 года, разработана и введена в действие информационная система маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ).
На сегодняшний день департаментом по г.Алматы проводится разъяснительная работа по регистрации в ИС МПТ налогоплательщиков, осуществляющих оборот табачной продукции. Участниками рынка оборота табачных изделий на территории г.Алматы являются более 5 тыс. налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, налогоплательщикам осуществляющие розничную реализацию табачных изделий необходимо пройти регистрацию по ссылке markirovka.ismet.kz.
Как подготовиться к маркировке?
К розничным точкам, торгующим маркированными товарами есть всего несколько требований:
получить ЭЦП для регистрации в системе маркировки
зарегистрироваться в системе маркировки
установить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой
подключиться к ОФД
установить 2D-сканер для сканирования кода Data Matrix
Процедура для магазина достаточно простая, товар будет необходимо принять от поставщика отсканировав получаемую продукцию, а также подписать акт приема передачи в системе маркировке. Так, для всех систем товар будет числиться на вашей конкретной торговой точки.
В дальнейшем, когда к вам придет покупатель вам необходимо будет при реализации сканировать пачку сигарет 2D-сканером. Операция автоматически отобразится в налоговой при помощи онлайн кассы и в системе маркировки. Так, пачка сигарет будет выведена из системы и списана.
Маркировать товар, который сейчас на полке у вас в магазине не нужно. Маркировку наносит исключительно производитель и постепенно маркированный товар полностью вытеснит немаркированные остатки.
При этом для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Sauda kassa, а также разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Onim, как инструмент общественного контроля
«Naqty Sauda kassa» является заменой ККМ и сканера. Сканер покупать обязательств нет ни у кого. Мобильное приложение дает возможность бесплатно выполнять требование КГД по сканированию ДатаМатрикс кодов.
Никаких обязательств или административных мер по наличию сканера нет. Есть только обязательства сканировать код Дата Матрикс при продаже сигарет, это можно делать разными способами. Сканером или бесплатным мобильным приложением.
Подробная информация по вопросам маркировки товаров доступна на сайте ismet.kz/ru/main/about-marking, на официальных страницах в социальных сетях – facebook.com/markirovka.kz, t.me/markirovkatovarov, а также по телефону 8 (800) 080-65-65 (звонок бесплатный).
Вопрос: А подходит ли обычный сканер штрих-кодов для работы с маркировкой?
Ответ — если сканер линейный и не имеет функции присчитывания двухмерного, то нет. Для кодов Data Matrix нужен именно 2D-сканер для считывания двухмерных изображений.
При этом для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Sauda kassa, а также разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Onim, как инструмент общественного контроля
При этом для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Sauda kassa, а также разработано бесплатное мобильное приложение Naqty Onim, как инструмент общественного контроля