Меню

Страницы

Статья

Порядок обжалования уведомлений по результатам налоговых проверок

Порядок обжалования уведомлений по результатам налоговых проверок

В соответствии с требованиями ст.159 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) по завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшению убытков, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается)налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке, установленным законодательством.

Налогоплательщик (налоговый агент) вправе обжаловать уведомление в случае несогласия с суммой доначисления.

Уведомление обжалуется в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Важно обратить внимание, что обжалуется уведомление, а не акт проверки.

Жалоба налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки подается в уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.

         Уполномоченным органом, рассматривающим жалобы на уведомление о результатах проверки, является Министерство Финансов Республики Казахстан.

       При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.

       В случае пропуска по уважительной причине срока, установленного для подачи жалобы, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.

      В целях восстановления пропущенного срока подачи жалобы уполномоченным органом в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента).

      При этом налогоплательщиком (налоговым агентом) к ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы должны быть приложены документ, подтверждающий период временной нетрудоспособности лиц, указанных в части первой настоящего пункта, и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента).

       Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется уполномоченным органом при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц.

Налогоплательщик (налоговый агент), подавший жалобу в уполномоченный орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Отзыв жалобы налогоплательщика (налогового агента) не лишает его права на подачу повторной жалобы при условии соблюдения сроков, установленных законодательством.

        Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе производить отзыв жалобы в период с даты назначения тематической проверки до даты ее завершения.

Жалоба налогоплательщика (налогового агента) подается в письменной форме.

 В жалобе должны быть указаны:

     1) наименование уполномоченного органа, в который подается жалоба;

     2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);

       3) идентификационный номер;

       4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку;

       5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

        6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом);

       7) перечень прилагаемых документов.

     В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

     Жалоба подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем.

     К жалобе прилагаются:

   1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования;

       2) иные документы, имеющие отношение к делу.

         Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях:

       1) подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы с пропуском срока обжалования;

    2) несоответствия жалобы налогоплательщика (налогового агента) требованиям;

     3) подачи жалобы за налогоплательщика (налогового агента) лицом, не являющимся его представителем;

        4) подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) искового заявления в суд по вопросам, изложенным в жалобе.

      Уполномоченный орган в письменной форме извещает налогоплательщика (налогового агента) об отказе в рассмотрении жалобы в течение десяти рабочих дней с даты регистрации жалобы.

       Уполномоченный орган в случае, предусмотренном подпунктом 4), в письменной форме извещает налогоплательщика (налогового агента) об отказе в рассмотрении жалобы с указанием причины такого отказа в течение десяти рабочих дней со дня установления факта обращения налогоплательщика (налогового агента) в суд.

       В случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3), отказ уполномоченного органа в рассмотрении жалобы не исключает права налогоплательщика (налогового агента) в пределах срока, установленного частью первой пункта пунктом 1 статьи 178 Налогового кодекса, повторно подать жалобу, если им будут устранены допущенные нарушения.

По жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится мотивированное решение в срок не более тридцати рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации жалобы, за исключением случаев продления и приостановления сроков рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 183 Налогового кодекса.

      Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) вправе назначить тематическую проверку, а также повторную тематическую проверку в порядке, определенном статьей 186 Налогового кодекса.

       Жалоба рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком (налоговым агентом) вопросов.

       В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им в ходе налоговой проверки, уполномоченный орган вправе устанавливать достоверность таких документов в ходе тематической и (или) повторной тематической проверок, назначаемых в порядке, определенном статьей 186 Налогового кодекса.

       Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в случае необходимости вправе:

       1) направлять запросы налогоплательщику (налоговому агенту) и (или) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе;

       2) направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций;

       3) проводить встречи с налогоплательщиком (налоговым агентом) по вопросам, изложенным в жалобе;

       4) запрашивать у сотрудников налоговых органов, принимавших участие в проведении налоговой проверки и рассматривавших возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, дополнительную информацию и (или) пояснения по возникшим вопросам.

        Запрещаются вмешательство в деятельность уполномоченного органа при осуществлении им своих полномочий по рассмотрению жалобы и оказание какого-либо воздействия на лиц, причастных к рассмотрению жалобы.

Для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает апелляционную комиссию.

        По окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

     По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки уполномоченным органом выносится одно из следующих решений:

       1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;

       2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

      Решение по жалобе в письменной форме направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись, а копия - в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.

        В случае отмены по результатам рассмотрения жалобы обжалуемого уведомления в части налоговый орган, проводивший налоговую проверку, выносит уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и направляет его налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, установленный подпунктом 11) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

      Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

       При подаче жалобы в уполномоченный орган исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается до вынесения решения по жалобе.

Уведомление в судебном порядке обжалуется в порядке гл. 29 Гражданско-процессуального Кодекса (далее – ГПК). Статья 292 ГПК предусматривает право граждан и юридических лиц оспорить решение государственного органа в суде.

Дела об обжаловании решений органов государственных доходов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

Суд проверяет законность начисления оспоренных сумм с учетом выводов, изложенных в акте налоговой проверки.      

В случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) заявления в суд исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается со дня принятия судом заявления к производству до вступления в законную силу судебного акта.

Дата публикации
15 июня 2021
Дата обновления
15 июня 2021
Тип
Информация

Сейчас читают

Статистика
20 ноября 2024
Исполнение Государственного бюджета на 1 января 2023 года
Статистика
20 ноября 2024
Исполнение Государственного бюджета на 1 января 2024 года
Статистика
20 ноября 2024
Исполнение Государственного бюджета на 1 ноября 2024 года

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации