Меню

Страницы

Статья

Порядок проведения таможенных проверок

Таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с таможенным и иным законодательством Республики Казахстан, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном таможенным и иным законодательством Республики Казахстан.

Таможенная проверка может применяться при проведении таможенного контроля в соответствии с пунктом 9 статьи 393 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 484 и пунктом 5 статьи 529 настоящего Кодекса.

Таможенная проверка проводится таможенным органом в отношении проверяемых лиц, созданных, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан. Под проверяемыми лицами понимаются следующие лица:

1) декларант;

2) перевозчик;

3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;

4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;

5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

6) уполномоченный экономический оператор;

7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;

8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, таможенным и иным законодательством Республики Казахстан.

Проверяемое лицо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом таможенному органу по месту своего нахождения с одновременным представлением заявления о проведении таможенной проверки в связи с подачей документов на ликвидацию. При этом таможенная проверка должна быть начата не позднее десяти рабочих дней после получения таможенным органом по месту нахождения проверяемого лица заявления о проведении таможенной проверки в связи с подачей документов на ликвидацию.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (далее в настоящей главе – объекты проверяемого лица).

Таможенным органом, осуществляющим выездную таможенную проверку, является таможенный орган по месту нахождения проверяемого лица, при этом положения части второй настоящего пункта не распространяются на случаи проведения выездных таможенных проверок по поручению уполномоченного органа.

Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

1) внеплановая выездная таможенная проверка;

2) встречная внеплановая выездная таможенная проверка;

3) комплексная выездная таможенная проверка.

Выездная таможенная проверка проводится на основании предписания. Предписание должно быть подписано руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа. Форма предписания утверждается уполномоченным органом. На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица. Предписание регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов путем его представления территориальному органу уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронной форме.

В случаях продления срока выездной таможенной проверки, а также ее приостановления в предписание вносятся соответствующие записи и уведомляется проверяемое лицо.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок, при этом при продлении сроков проведения выездной таможенной проверки и (или) изменении количества, и (или) замене лиц, проводящих проверку, и (или) изменении проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на один месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо замещающих их лиц при необходимости:

1) проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки;

2) проведения таможенной экспертизы;

3) направления запросов в компетентные органы Республики Казахстан, компетентные органы других государств – членов Евразийского экономического союза или государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;

4) восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;

5) представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.

Проведение выездной таможенной проверки приостанавливается по решению руководителя таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо замещающих их лиц в случаях вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, а также рассмотрения таможенным органом письменного возражения проверяемого лица к предварительному акту выездной таможенной проверки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать двадцати четырех месяцев. При этом не позднее одного рабочего дня с даты приостановления или возобновления выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется или вручается извещение о приостановлении или возобновлении проверки в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса, с уведомлением территориального органа уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов.

В предписание о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки.

Результаты выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки. До составления акта выездной таможенной проверки, предусмотренного пунктом 19 настоящей статьи, в случае выявления нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан должностное лицо таможенного органа направляет или вручает проверяемому лицу предварительный акт выездной таможенной проверки в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса.

Для целей настоящего Кодекса под предварительным актом выездной таможенной проверки понимается документ о предварительных результатах выездной таможенной проверки, составленный должностным лицом таможенного органа. При этом проверяемое лицо вправе предоставить письменное возражение к предварительному акту выездной таможенной проверки.

Порядок и сроки направления или вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, представления проверяемым лицом письменного возражения к предварительному акту выездной таможенной проверки и рассмотрения такого возражения утверждаются уполномоченным органом.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления акта выездной таможенной проверки, оформленного по результатам выездной таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, проводившими таможенную проверку.

 

Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов Республики Казахстан, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица в том числе, по результатам применения системы управления рисками.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

О начале проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган уведомляет проверяемое лицо в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом.

При этом в рамках данного уведомления вправе направлять проверяемому лицу требование по представлению документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Датой начала проведения камеральной таможенной проверки считается день направления уведомления, предусмотренного частью второй настоящего пункта, подписанного руководителем таможенного органа или заместителем руководителя таможенного органа.

В случае, предусмотренном пунктом 3-1 статьи 417, уведомление о начале проведения камеральной таможенной проверки и требование по представлению документов и (или) сведений не направляются проверяемому лицу.

Срок проведения камеральной таможенной проверки не должен превышать шестьдесят календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления, предусмотренного частью второй настоящего пункта. В указанный срок не включается период времени между датой направления требований по представлению документов и (или) сведений, предварительного акта камеральной таможенной проверки, запросов в другие государственные органы Республики Казахстан, банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, иные организации, государственные органы и иные организации другого государства-члена Евразийского экономического союза или государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, и датой получения документов и (или) сведений, письменного возражения к предварительному акту камеральной таможенной проверки.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

Не допускается повторная камеральная таможенная проверка одним и тем же таможенным органом товаров, по которым ранее таможенным органом была проведена камеральная таможенная проверка, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами 7) и 8) пункта 3 настоящей статьи.

Повторная камеральная таможенная проверка допускается в отношении условно выпущенных товаров, предусмотренных статьей 202 настоящего Кодекса, товаров, в отношении которых имеются ограничения по пользованию и распоряжению, предусмотренные статьей 250 Кодекса Республики Казахстан от 12 июня 2001 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и статьей 427 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), а также случаев, когда предмет проводимой камеральной таможенной проверки, предусмотренный пунктом 6 статьи 416 настоящего Кодекса, не охвачен предыдущими камеральными таможенными проверками.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом направляется проверяемому лицу требование по представлению документов и (или) сведений, предусмотренных статьей 426 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной уполномоченным органом. Срок представления документов и (или) сведений не должен превышать десять рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования по представлению документов и (или) сведений. При необходимости срок представления документов, заявленных в таможенной декларации, может быть продлен таможенным органом исходя из мотивированного обращения проверяемого лица до двадцати календарных дней со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений. Срок, на который продлевается представление иных документов и (или) сведений, определяется таможенным органом исходя из мотивированного обращения проверяемого лица, но не должен превышать два месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.

В случае непредставления при камеральной таможенной проверке проверяемым лицом по требованию документов, заявленных в таможенной декларации, сведения, заявленные в таможенной декларации на основании таких документов, считаются недостоверно заявленными.

При этом исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется в порядке, установленном статьей 399 настоящего Кодекса.

В случае выявления таможенными органами по результатам камеральной таможенной проверки нарушений в таможенной декларации проверяемому лицу предоставляется право самостоятельного их устранения. Самостоятельным устранением нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки, признается исполнение требований, содержащихся в уведомлении о результатах проверки, в том числе путем представления проверяемым лицом документа о внесении изменений (дополнений) сведений в таможенную декларацию, в том числе сведений по таможенной стоимости товаров, при необходимости с приложением копии документов и (или) сведений, подтверждающих уплату таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями.

Срок исполнения уведомления о результатах проверки составляет не более тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу такого уведомления.

Форма уведомления о результатах проверки утверждается уполномоченным органом.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями проверяемое лицо может обжаловать такое уведомление в порядке, установленном главой 55 настоящего Кодекса.

По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки, который является формой завершения камеральной таможенной проверки. В случае выявления нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан выносится уведомление о результатах проверки.

Форма акта камеральной таможенной проверки утверждается уполномоченным органом.

Датой завершения камеральной таможенной проверки считается дата составления акта камеральной таможенной проверки, оформляемого в двух экземплярах и подписываемого должностными лицами, проводившими таможенную проверку. Первый экземпляр акта камеральной таможенной проверки приобщается к материалам камеральной таможенной проверки, второй экземпляр акта не позднее пяти календарных дней с даты завершения камеральной таможенной проверки направляется или вручается проверяемому лицу в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса. К акту камеральной таможенной проверки прилагаются копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом таможенного органа, и другие материалы, полученные в ходе таможенной проверки.

Акт камеральной таможенной проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов камеральных таможенных проверок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью таможенного органа.

До составления акта камеральной таможенной проверки, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, таможенным органом направляется или вручается проверяемому лицу предварительный акт камеральной таможенной проверки в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса. Для целей настоящего Кодекса под предварительным актом камеральной таможенной проверки понимается документ о предварительных результатах камеральной таможенной проверки, составленный таможенным органом. Предварительный акт камеральной таможенной проверки составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. При этом проверяемое лицо вправе представить письменное возражение к предварительному акту камеральной таможенной проверки. Порядок и сроки направления или вручения проверяемому лицу предварительного акта камеральной таможенной проверки, представления проверяемым лицом письменного возражения к предварительному акту камеральной таможенной проверки, а также рассмотрения такого возражения утверждаются уполномоченным органом.

Уведомление о результатах проверки направляется или вручается проверяемому лицу одновременно с актом камеральной таможенной проверки в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса.

Для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций таможенными органами к таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других государственных органов Республики Казахстан. По письменным вопросам, поставленным должностным лицом таможенного органа, являющимся участником таможенной проверки, должностное лицо государственного органа Республики Казахстан, привлеченное к таможенной проверке, составляет заключение, которое используется в ходе таможенной проверки. Копии таких заключений прилагаются к акту таможенной проверки.

При установлении в ходе проведения таможенной проверки признаков административного или уголовного правонарушения таможенными органами принимаются меры в соответствии с законами Республики Казахстан.

Результаты таможенной проверки и порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяются настоящей главой.

Документы, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи, а также статьями 417, 418 и 419 настоящего Кодекса, направляются таможенным органом или вручаются под роспись. При этом документы, направленные одним из нижеперечисленных способов, считаются врученными в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки в уведомлении почтовой или иной организации связи;

2) электронным способом: с даты доставки документа в веб-приложение. Указанный способ распространяется на плательщика:

  • зарегистрированного в качестве пользователя информационной системы таможенного органа в порядке, определенном уполномоченным органом;
  • зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

с даты доставки документа в личный кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства". Указанный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного на веб-портале "электронного правительства".

В случае возникновения солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов таможенный орган, проводивший таможенную проверку, составляет выписку из уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки для направления таможенному представителю. При этом в случае возникновения солидарной обязанности более чем у одного таможенного представителя выписка составляется отдельно для каждого таможенного представителя.

Форма выписки из уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки утверждается уполномоченным органом. При этом выписка из уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки направляется или вручается таможенному представителю одновременно с направлением проверяемому лицу уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки. В случае возврата оператором почты или оператором связи выписки из уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки по причине отсутствия таможенного представителя по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, таможенный орган в течение пяти рабочих дней со дня возврата выписки из уведомления о результатах проверки и акта таможенной проверки проводит обследование по месту нахождения таможенного представителя с привлечением двух понятых. В акте обследования указываются следующие сведения:

  • место, дата и время составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица таможенного органа, составившего акт обследования;
  • наименование таможенного органа;
  • фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;
  • наименование таможенного представителя, его идентификационный номер;
  • информация о результатах обследования.

В качестве понятых могут быть приглашены совершеннолетние дееспособные граждане в количестве не менее двух человек, не заинтересованные в исходе действий должностного лица таможенного органа и таможенного представителя. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц государственных органов Республики Казахстан и работников, учредителей (участников) таможенного представителя.

В случае установления в результате обследования фактического отсутствия таможенного представителя по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, датой вручения выписки является дата составления акта обследования.

 

 

Осуществление корректировки деклараций на товары после выпуска товаров

 

Согласно статье 183 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года № 123-VI (далее Кодекс) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.

Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.

Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.

Корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары. Подача корректировки декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не определено Комиссией.

Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее Решение) определен порядок и случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ).

При внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, используется корректировка декларации на товары, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 Порядка.

Корректировка декларации на товары заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением. Корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.

Таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, совершаются в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - государство-член), в таможенном органе которого зарегистрирована ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.

От имени и по поручению декларанта таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, могут совершаться таможенным представителем при представлении документов, подтверждающих полномочия таможенного представителя на совершение соответствующих таможенных операций. Документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, не представляются, если такие документы представлялись в таможенный орган при подаче ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения

         Таким образом, согласно разделам IV-V Решения возможно внесение изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, как по инициативе декларанта, так и по инициативе таможенного органа.

Основания и сроки проведения внесений изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска предусмотрены выше названными разделами Решения.

Дата публикации
24 ноября 2021
Дата обновления
24 ноября 2021
Тип
Информация

Сейчас читают

14 апреля 2025
Исполнение плана поступлений доходов в Консолидированый бюджет в компетенции КГД МФ РК за 1 квартал 2025 г
Информация
20 ноября 2024
Исполнение плана поступлений доходов в Консолидированый бюджет в компетенции КГД МФ РК за 1 квартал 2025 г
11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации