По поручению Президента уже третий год подряд в стране реализуется стратегический проект «1000 лидеров изменений в образовании». Его цель – подготовить новое поколение управленцев системы образования с современными навыками.
Отбор участников проходит в пять этапов. Этот проект основан на международном опыте: во многих странах кандидат в директора школы перед назначением обязательно проходит специальную подготовку. Участники проекта проходят обучение, стажировки в лучших школах и получают поддержку наставников. Те, кто войдёт в кадровый резерв, смогут назначаться на должности руководителей и их заместителей без конкурсных процедур.
В рамках проекта за два года подготовлено 583 менеджера нового формата: из них 397 — заместителей руководителей и 186 — педагогов. Сейчас 419 резервистов, то есть 71 процент, получили назначение.
В 2025 году 411 кандидатов прошли итоговую оценку и были допущены к собеседованию. По его результатам лучшие кандидаты войдут в Республиканский кадровый резерв, имена которых станут известны 22 октября.
В казахстанских школах завершается первая четверть. Осенние каникулы продлятся 7 календарных дней с 27 октября по 2 ноября включительно.
В целях эффективного и безопасного проведения, личностного развития в период осенних каникул и досуга школьников предлагает план мероприятий в рамках программы единого воспитания «Адал азамат».
В план входят мероприятия, направленные на формирование ценностей, таких как: патриотизм, справедливость и ответственность:
* в рамках реализации проекта «Детская библиотека» мероприятие «Читаем книги на каникулах»;
* уроки безопасности: «Буллингтен қорған»;
* организация работы школьного театра.
Самым важным остается обеспечение безопасности детей. С этой целью предлагается обратить особое внимание на проведение мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма вместе с родителями, соблюдению правил внутреннего распорядка школ, мерам безопасности детей на улице, пожарной безопасности дома, кибербезопасности.
Отметим, данные мероприятия направляются в организации образования в качестве методических рекомендаций.
Республиканский научно-практический центр «Дарын» Министерства просвещения РК впервые запускает Республиканскую олимпиаду по финансовой грамотности и цифровой безопасности для учащихся 9–11 (12) классов.
Олимпиада направлена на повышение финансовой грамотности школьников, формирование культуры ответственного финансового поведения и развитие навыков цифровой безопасности.
Первый (школьный) этап пройдет 17 октября во всех регионах страны в офлайн-формате. Участники выполнят тест из 30 вопросов за 60 минут. По итогам этапа 30 лучших школьников продолжат участие во втором туре.
Всего олимпиада включает четыре этапа. Финал состоится в мае 2026 года в Астане. В заключительном туре примут участие более 150 отличившихся учащихся из всех регионов и республиканских организаций образования.
Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Министерства просвещения РК продолжает реализацию комплексной программы по развитию профессиональных компетенций педагогов в рамках нацпроекта «Келешек мектептері».
Обучение проводится онлайн через цифровую платформу LMS.
На курсы уже зарегистрировались более 6 800 педагогов. Из них наибольшее количество участников из Астаны, Шымкента, Алматинской и Туркестанской областей.
В курсы включены 11 предметов базового уровня: начальные классы, казахский, русский и английский языки, математика, информатика, физика, химия, биология, география, история.
На платформе доступны учебные материалы и диагностические тесты для выявления и освоения наиболее сложных тем.
Программа направлена на обновление предметных знаний, развитие профессиональных компетенций и методическую поддержку педагогов без отрыва от основной работы.
Отметим, в прошлом году в рамках национального проекта «Келешек мектептері» более 2 тысяч педагогов из 35 школ страны прошли курсы повышения квалификации.
По итогам обучения, участники получили свидетельства и индивидуальные рекомендации для дальнейшего профессионального роста.
С 8 по 10 октября в Казахстане проходит второй (районный) этап Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам среди учащихся 9–11(12) классов сельских школ.
Главная цель олимпиады – создание равных возможностей для сельских школьников, поддержка талантливых и академически способных детей, а также содействие их интеллектуальному и профессиональному развитию.
Во втором этапе участвуют более 62 тысяч школьников, отобранных из 83 тысяч участников первого тура. Особое внимание уделяется соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и созданию комфортных условий для участников.
Олимпиада проводится по 13 предметам – шести естественно-математического и семи общественно-гуманитарного направлений – и включает четыре этапа. Для участия в первом этапе на сайте smart.daryn.kz зарегистрировались более 125 тысяч учащихся.
По итогам второго этапа будут определены победители, которые получат право участвовать в третьем (областном) этапе олимпиады. Он будет проходить в ноябре–декабре в традиционном формате и в два тура. Согласно правилам, от каждой области примут участие 780 школьников.
В Год рабочих профессий в организациях среднего образования создаются 1000 профильных классов. В рамках которого планируется охватить свыше 31 000 учащихся – сообщает пресс служба Министерства просвещения.
Кроме того, усиливается работа профориентационной службы, которая обеспечит полный охват учащихся профессиональной диагностикой. Инициатива направлена на раннюю профориентацию, формирование интереса к техническому и профессиональному обучению и повышение его престижа.
В 2025-2026 учебном году в Казахстане открываются профильные классы по следующим направлениям: техническое и инженерное, информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство и экология, транспорт и логистика, сфера обслуживания, творчество и культура, медицина и социальное обслуживание.
Профильные классы в казахстанских школах ориентированы на учащихся 9–11-х классов и функционируют в формате, направленном на выявление дефицита кадров в рабочих профессиях и других отраслях региона. Целью является подготовка школьников к соответствующим специальностям. В этот процесс активно вовлечены региональные вузы, колледжи и работодатели. Важно отметить, что направление профильных классов можно менять дважды в течение учебного года.
В истории нашей страны девять педагогов были удостоены высшей государственной награды — звания Героя труда за выдающиеся заслуги в социально-гуманитарном развитии. Среди них Герои Социалистического Труда: Жакия Шайжунусов, Кудыс Абсеметов, Рафика Нуртазина и Маржан Тасова.
В 2008 году это высокое звание получила академик Аягуль Миразова, а в 2018 году — учитель биологии школы-гимназии № 1 имени А.С. Пушкина города Шымкента Алина Соловьева.
Спустя пять лет, 5 октября 2023 года, высшей награды была удостоена учительница из области Абай Алма Шукижанова.
В 2024 году впервые в истории страны Глава государства Касым-Жомарт Токаев присвоил высшую степень отличия – звание «Қазақстанның Еңбек Ері» с вручением знака особого отличия – Золотой звезды и ордена «Отан» сразу двум педагогам школ — учителю математики с 40-летним стажем специальной школы-интерната № 4 города Алматы Гульжанар Нурпеисовой и педагогу школы-гимназии №34 имени Асана Тайманова города Уральска Эльмаре Траисовой.
В 2025–2026 учебном году в организации образования Казахстана трудоустроено более 10 тысяч молодых специалистов, сообщает Министерство просвещения Республики Казахстан.
Рост интереса молодежи к профессии учителя обеспечивается благодаря комплексным мерам, реализуемым при поддержке Президента Касым-Жомарта Токаева. За последние пять лет стипендия студентов педагогических специальностей увеличилась в два раза и с начала нового учебного года составляет 84 тысячи тенге.
Если в 2004–2005 учебном году педагогические специальности выбрали около 1 800 обладателей знака «Алтын белгі», то в этом году в профессию пришли более 2 тысяч лучших выпускников. Это составляет почти 23% от общего числа обладателей «Алтын белгі» 2025 года.
Для поддержки начинающих специалистов разработаны специальные программы и методические материалы для педагогов-наставников. Важную роль в привлечении кадров в сельские регионы продолжает играть программа «С дипломом в село».
Повышение квалификации учителей, укрепление их статуса в обществе и формирование качественной образовательной среды остаются ключевыми направлениями государственной политики в сфере образования.
чс
С 2023 года в Казахстане реализуется стратегический проект «1000 лидеров изменений в образовании», инициированный по поручению Президента страны. Его цель — сформировать новое поколение руководителей в сфере образования.
По модели Президентского молодежного кадрового резерва в 2023–2024 годах отобрали 583 педагога для включения в кадровый резерв. Из них более 400 человек заняли руководящие должности без проведения конкурсов, а 40 директоров были назначены в школы, созданные в рамках Национального проекта «Келешек мектептері». В результате нехватка директоров в школах страны сократилась в три раза.
В 2025 году обучение прошли ещё 428 кандидатов. Курсы для заместителей директоров в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» стартовали 21 июля и завершились 12 сентября. Лидеры изменений отбирались по нескольким этапам и после повышения квалификации по трём уровням приступили к итоговой оценке.
Итоговая оценка проходила с 15 по 26 сентября. Участники подготовили рефлексивные отчёты, в которых демонстрировали умение применять полученные знания на практике. Материалы проверялись согласно установленным критериям и направлялись на внешнюю экспертизу в Центр педагогических измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». По результатам данного этапа 411 специалистов успешно справились с заданиями и были приглашены на собеседование с комиссией Министерства просвещения для включения в кадровый резерв.
Кандидаты, успешно завершившие проект «1000 лидеров изменений в образовании» и вошедшие в резерв, будут назначены на руководящие должности в школах без проведения конкурсных процедур.
Наряду со школьными учителями награды из рук Президента получили преподаватели колледжей и вузов, а также специалисты, работающие с детьми с особыми потребностями.